В начале января 2017 года Госсовет КНР опубликовал «белую книгу», посвященную политике Китая в области сотрудничества по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе1.

Документ «Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» («中国的亚太安全合作政策»)2 обращает на себя внимание в связи с акцентированием внимания на активизации многостороннего международного сотрудничества, хотя до недавнего времени двусторонний формат взаимодействия по тем или иным вопросам был более предпочтителен для властей КНР. Это еще раз свидетельствует о пересмотре сегодня Пекином места Китая в системе международных отношений и его стремлении усилить роль страны как «ответственной мировой державы».

Структура документа включает вводную часть, шесть глав и заключение. В двух первых главах представлена концепция сотрудничества в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и позиция КНР по этому вопросу. Третья и четвертая главы посвящены особенностям взаимодействия Китая с ведущими государствами региона и политике КНР в отношении «горячих точек» в АТР. В двух последних главах рассматривается участие Китая в основных многосторонних региональных структурах и сотрудничестве в сфере нетрадиционной безопасности в регионе.

Представленная китайским руководством концепция сотрудничества в регионе предусматривает:

– укрепление экономического сотрудничества государств, в том числе в рамках выдвинутых КНР инициатив и структур («Один пояс, один путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути),

– установление партнерских отношений в политической сфере, основываясь на принципах отказа от «менталитета холодной войны» и уважения интересов друг друга,

– поиск новых способов взаимодействия на основе «диалога, а не конфронтации, партнерства, а не союзов»,

– активизацию сотрудничества и обменов в военной сфере с государствами региона для укрепления мира и стабильности в АТР.

Впервые контуры этой концепции были представлены во время выступления председателя КНР Си Цзиньпина на четвертом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в мае 2014 года. Китайский лидер призвал тогда продвигать концепцию общей, комплексной, устойчивой и основанной на кооперации системы безопасности в Азии3.

Отметим, что в «белой книге» Пекин не выдвигает какую-то новую архитектуру безопасности в регионе, а лишь предлагает улучшить и модернизировать существующие механизмы. Так, Китай призывает двусторонние военные союзы АТР стать более прозрачными и, избегая конфронтации, играть конструктивную роль в обеспечении мира в регионе.

В разделе «белой книги», посвященном сотрудничеству КНР со странами региона, первое место отведено США не случайно. Соперничество и взаимозависимость Китая и Соединенных Штатов стали важным элементом современных международных отношений как на региональном, так и на глобальном уровнях. Стабильное развитие АТР и безопасность региона во многом зависят от способности двух государств находить взаимоприемлемые решения существующих между ними проблем4. Сегодня это представляется особенно актуальным в связи с ростом напряженности в китайско-американских отношениях из-за строительства Китаем искусственных островов в Южно-Китайском море и размещения на них военных объектов. Однако несмотря на существующие противоречия, в «белой книге» отношения с США характеризуются как «в целом стабильные», а в некоторых областях сотрудничества (изменение климата, корейская и иранская ядерные проблемы, ситуация в Сирии и Афганистане) даже отмечен прогресс.

Заявляется, что Китай готов работать с новой администрацией США, придерживаясь принципов отказа от конфликтов и противостояния, уважения взаимных интересов и взаимовыгодного сотрудничества. Эти принципы легли в основу так называемых «отношений нового типа между двумя державами», которые были выдвинуты Си Цзиньпином на встрече с президентом США Б.Обамой летом 2013 года. Как представляется, тем самым Пекин подает сигнал о том, что продолжит придерживаться прежней линии внешней политики на американском направлении и намерен налаживать взаимодействие с администрацией Д.Трампа в конструктивном ключе, основываясь на общих интересах.

Россия находится в этом списке на втором месте. Отмечается, что Россия и Китай – крупнейшие страны-соседи и стратегические партнеры – имеют друг для друга дипломатический приоритет. Отмечается последовательное развитие двухстороннего сотрудничества в военной сфере и укрепление взаимодействия армий двух государств в области обороны и безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Представляет интерес тот факт, что среди упоминаемых в документе основных многосторонних механизмов АТР, в том числе тех, в которых участвует КНР (АСЕАН, АСЕАН+3, треугольник Китай–Япония–Южная Корея, восточноазиатский саммит, региональный форум АСЕАН, механизм совещаний министров обороны АСЕАН, саммит «Лансанг–Меконг», Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), ШОС вынесена в конец списка, на восьмое место из девяти. Можно предположить, что приоритеты Китая в деятельности ШОС по-прежнему лежат в сфере экономики, а не безопасности, а в отношении эффективности Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Пекин испытывает сомнения.

Обращает на себя внимание упоминание в «белой книге» нового механизма сотрудничества, который был создан между вооруженными силами Китая, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. Основой деятельности такого формата обозначены анализ и обмен оперативными данными, совместное обучение персонала и оказание взаимной помощи в сфере борьбы с терроризмом. Как представляется, одной из причин возникновения такой структуры стала необходимость обеспечения безопасности экономического коридора Пакистан–Китай, который является важной составной частью южной ветки Экономического пояса Шелкового пути. По мере укрепления сотрудничества четырех стран в этом формате в перспективе нельзя исключать вариант, что в регионе появится новая структура, напоминающая ОДКБ, но где роль лидера возьмет на себя КНР.

В целом появление «белой книги», как представляется, связано с произошедшими изменениями в системе международных отношений в последнее время. К ним можно отнести усиление экономического потенциала КНР, ускоренные темпы экономического развития в Азии, приход к власти в США новой администрации во главе с Дональдом Трампом, а также ситуацию, сложившуюся вокруг спорных территорий в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Публикацию этого документа можно воспринимать как ответ Пекина на сложившиеся обстоятельства. Помимо этого, на наш взгляд, по мере модернизации вооруженных сил КНР и роста военных расходов страны (за последнее десятилетие – с 56,6 до 216 млрд дол.) Пекин будет активнее декларировать свои взгляды на вопросы безопасности и сотрудничества в регионе.

Публикация документа «Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» свидетельствует о возросшей уверенности Китая в своем значимом положении и авторитете в международных делах и о твердом намерении КНР принимать самое активное участие в делах региона.

  1. Формат «белых книг», публикуемых китайским руководством, представляет собой форму декларирования политического курса страны в отношении наиболее важных вопросов внутриполитической жизни Китая и международной повестки дня. Первый такой документ был опубликован пресс-канцелярией Госсовета КНР в 1991 году, положив начало серии из 109 изданий, выпущенных за 26 лет и знакомящих мировую общественность с политикой Китая в различных областях. Тексты всех изданных «белых книг» можно найти на сайте пресс-канцелярии Госсовета КНР: http://www.scio.gov.cn/zfbps/
  2. Полный текст документа на китайском языке можно найти на сайте пресс-канцелярии Госсовета КНР: http://www.scio.gov.cn/zxbd/wz/Document/1539488/1539488.htm; на английском языке – на сайте МИД КНР: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1429771.shtml
  3. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на 4-ом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Шанхае в мае 2014 г.: сайт Центрального телевидения Китая http://cctv.cntv.cn/2014/05/21/VIDE1400651650133694.shtml
  4. Фролова И.Ю. Развитие китайско-американских связей и стабильность международных отношений: Аналитич. обзоры РИСИ. – М.: РИСИ, 2012. – № 1 (31).