Создание зоны свободной торговли ЕАЭС с Ираном и другими странами способствовало бы формированию базисного контура Большого евразийского партнерства и могло бы сыграть стимулирующую роль в вовлечении в орбиту взаимодействия с ЕАЭС соседних азиатских стран (Пакистан, Бангладеш,  Египет).

Мероприятиями по реализации основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2015-2016 годы было предусмотрено решение широкого круга вопросов, из числа которых выделялись создание зоны свободной торговли с Вьетнамом, а также изучение целесообразности формирования ЗСТ с Индией, Израилем и Египтом. Предполагалось также проанализировать возможности заключения меморандума о сотрудничестве МЕРКОСУР, активизации консультаций о заключении меморандума о сотрудничестве с Секретариатом АСЕАН, а также проработать перспективы взаимодействия с другими организациями и странами.

В числе этих мер значилось и изучение подходов к развитию торгово-экономического сотрудничества и взаимодействию с Ираном. Однако нельзя не обратить внимания, что в приоритетах международных связей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Иран до последнего времени занимал одно из последних мест. При всей важности развития сотрудничества ЕЭК с такими структурами, как, к примеру, Европейская конфедерация налоговых консультантов или форума АТЭС «Женщины и экономика», подобная ситуация выглядела политически нецелесообразной. В первую очередь, потому что неустойчивость международной политико-экономической конъюнктуры обусловливает необходимость укрепления интеграционного ядра ЕАЭС наряду с его ближайшим окружением.

Не следует также забывать, что Иран – наш традиционный и давний партнер, а сейчас и в вопросах сирийского урегулирования. В этой связи принятое в конце декабря 2016 года руководителями стран ЕАЭС решение о начале переговоров о зоне свободной торговли ЕАЭС с Ираном, а также с Египтом, Индией и Сингапуром и поручение о создании соответствующих рабочих групп являются как нельзя более актуальными. При этом следует иметь в виду, что снятие санкций с Ирана создаст предпосылки для формирования в нем новой точки регионального экономического роста.

Это создаст дополнительные предпосылки для организации транспортных коридоров в направлениях Индии, Пакистана, Ирака и формирования Евразийского транспортного пространства «Север-Юг». ЕАЭС и Иран ожидают не только дальнейшего увеличения взаимного товарооборота, но и диверсификации сфер экономического сотрудничества. Страны ЕАЭС поставляют в Иран сельскохозяйственные товары: пшеницу, ячмень, кукурузу, растительные масла. Идут поставки промтоваров: стального проката и грузовиков, лесоматериалов, бумаги, синтетических волокон; также поставляется электроэнергия. Импорт из Ирана составляют преимущественно овощи, фрукты, цемент и нефтепродукты. За январь-октябрь 2015 года экспорт товаров из стран ЕАЭС в Иран превысил 1,4 млрд. долл., а импорт – 445 млн долл. Общий оборот торговли услугами в 2014 году между странами ЕАЭС и Ираном составил около 700 млн долл.

Роль закоперщика в проработке соглашения о ЗСТ взяла на себя Армения. Армянская сторона мотивирует это тем, что в сотрудничестве с ЕАЭС единственной страной, на данный момент имеющей общую сухопутную границу с Ираном, является именно Армения.

12 августа 2016 г. премьер-министр Армении на заседании Евразийского межправительственного совета в Сочи уже анонсировал договоренность о создании в г. Мегри свободной экономической зоны с Ираном. Отмечалось, что стороны приступили к разработке законодательства, по предварительным данным предполагалось, что СЭЗ в г. Мегри заработает в 2017 г.

В Москве 5 декабря 2016 года состоялась встреча председателя ЕЭК Т.Саркисяна и посла ИРИ в РФ М.Санаи, в рамках которой были обсуждены конкретные вопросы формирования ЗСТ между Ираном и ЕАЭС. Было поддержано предложение иранской стороны о проведении в Иране конференции с участием научных и деловых кругов Ирана для освещения работы ЕЭК, функционирования ЕАЭС и перспектив экономического взаимодействия между Ираном и государствами Союза, включая беспрепятственный выход ЕАЭС на иранские рынки.

В выступлении на заседании Высшего евразийского экономического совета 26 декабря 2016 года президент Армении С.Саргсян заявил: «Президент Ирана выразил заинтересованность в заключении временного соглашения c ЕАЭС, ведущего к образованию зоны свободной торговли».

Армянские эксперты в целом позитивно оценивают перспективы создания зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. По мнению руководителя НПО «Интеграция и развитие» А.Сафаряна, открытие ЗСТ между ЕАЭС и Ираном скажется положительно на развитии армянской экономики.

Армения стала инициатором создания рабочей группы для изучения потенциального воздействия возможного соглашения между Ираном и ЕАЭС на экономику стран-членов Союза. Актуален для армянской стороны вопрос стимулирования экспорта армянской продукции (продукты питания, агропродукты), а также для обсуждения перспектив создания ЗСТ.

Несмотря на оптимистичные настроения сторон, необходимо отметить ряд трудностей, с которыми придется столкнуться сторонам.

Это прежде всего отсутствие железнодорожного сообщения, которое бы связывало Иран и Армению. Долгое время шли обсуждения возможного строительства железной дороги между Ираном и Арменией, однако из-за слишком большой стоимости окончательного решения о строительстве пока не принято. В то же время иранская сторона рассматривает возможность строительства ж/д коридора с Азербайджаном (азербайджанский вариант коридора «Север-Юг»), однако сроки окончания проекта систематически переносятся. В перспективе увеличению товарооборота между странами ЕАЭС и Ираном) могло бы способствовать открытие абхазского участка железной дороги.

Вместе с тем от проектов строительства железной дороги через Армению и в Иране, и в Армении не отказались. У общественности двух стран зреет понимание, что создание транспортных магистралей из России в Иран через Армению – это вопрос времени. Следует напомнить, что 15 октября 2015 года во время бизнес-форума в Ереване первый вице-президент Ирана Э.Джахангири заявил, что «Армения для Ирана является единственной площадкой, с помощью которой иранские товары могут выйти на рынок Евразийского экономического союза». Он добавил, что Армения выполняет важную функцию в плане транзита, и в этом контексте Тегеран заинтересован в завершении строительства автомагистрали «Север-Юг» и реализации проекта строительства железной дороги Иран-Армения. «Иран готов к осуществлению этих проектов, нужно лишь устранить ряд препятствий и подготовить соответствующую правовую и договорную базу, подписать меморандумы о взаимопонимании», – сказал иранский представитель.

В этой связи было бы желательно, чтобы РЖД, дочерним предприятием которой являются «Железные дороги Армении», также была бы готова к реализации этого проекта, способного связать Иран и страны ЕАЭС.

С другой стороны, можно предположить, что иранская сторона будет вести осторожную политику и не будет принимать быстрых решений о подписании соглашения о создании ЗСТ.

Что касается содержания соглашения о создании ЗСТ между ЕАЭС и Ираном, то было бы желательно, чтобы в торговле товарами сторонами был предоставлен друг другу режим наибольшего благоприятствования, который предусматривал бы следующие базовые положения. В отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или экспорт или на международный перевод платежей за импорт и экспорт, любое преимущество, благоприятствование, привилегия и иммунитет, предоставляемые сторонами любому товару, происходящему из третьей страны, должны без всяких условий предоставляться аналогичному товару другой стороны.

Было бы также целесообразно, чтобы в соглашении было зафиксировано положение о том, что каждая сторона должна поэтапно снижать или отменять таможенные пошлины на товары, происходящие с территории другой стороны, и не увеличивать и не устанавливать новых пошлин. При этом сторона может в любой момент в одностороннем порядке ускорить снижение или отмену таможенных пошлин на товары, происходящие с территории другой стороны. Данное положение не препятствует ни одной из сторон повысить таможенную пошлину до уровня, установленного в ее перечне тарифных обязательств.