Новый министр обороны США Джеймс Мэттис посетил 2–3 февраля 2017 года Сеул и Токио и провел ряд переговоров с высшими официальными лицами двух азиатских государств. Столь ожидавшийся визит нового главы Пентагона носил во многом «успокоительный» характер для американских союзников в регионе. Дебют Д.Мэттиса на зарубежной арене в качестве министра обороны привлек много внимания в связи с неоднозначными предвыборными заявлениями нынешнего президента США Дональда Трампа в отношении южнокорейских и японских союзников о необходимости большего их материального вклада в свою безопасность, о возможности предоставить Токио и Сеулу «свободу рук» в вопросе защиты от ядерной угрозы со стороны КНДР и т.д.

Активность Д.Трампа в реализации своих предвыборных обещаний, в частности, последовавший сразу за инаугурацией указ о выходе США из числа стран-подписантов договора о Транстихоокеанском партнерстве, посеяла сомнения среди американских союзников относительно соблюдения Вашингтоном своих обязательств в области безопасности. Усиление существовавших и ранее сомнений в Токио и Сеуле добавило неопределенности в региональную обстановку.

Ситуация в Северо-Восточной Азии в последние годы характеризуется серьезной напряженностью. Постоянно откладывающийся из-за межгосударственных разногласий трехсторонний саммит КНР–Япония–Республика Корея, обострившаяся до предела внутриполитическая обстановка в Южной Корее, активная дипломатия Токио, направленная на повышение своего регионального статуса и укрепление экономики, непрекращающиеся территориальные споры и дискуссии о ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР составляют далеко не полную картину нынешнего положения в регионе. Таким образом визит Д.Мэттиса был во многом направлен на прояснение ситуации и позиций стран по ключевым вопросам партнерства.

Разразившийся в Южной Корее внутриполитический кризис, кульминацией которого стало вынесение импичмента президенту Пак Кын Хе в декабре 2016 года, рискует стать серьезной проблемой в американо-южнокорейских отношениях. Возможно, именно поэтому новый глава Пентагона в рамках своего азиатского турне направился в первую очередь именно в Сеул, где подтвердил незыблемость американских обязательств, а также указал на тот факт, что Вашингтон считает северокорейскую ракетно-ядерную программу основной угрозой безопасности в АТР. В ходе встреч с временно исполняющим обязанности президента Республики Корея премьер-министром Хван Гё Аном и министром национальной безопасности страны Ким Гван Чжином обсуждался, в частности, вопрос о размещении на южнокорейской территории американских комплексов противоракетной обороны THAAD. Новая администрация США продолжила старую линию на размещение этих комплексов в РК. Однако внутриполитический кризис в Южной Корее серьезно осложняет согласование процесса размещения. Оппозиция указывает на то, что Хван Гё Ан, будучи лишь временно исполняющим обязанности президента РК, не имеет всей полноты полномочий в данном вопросе и не может давать никаких гарантий американским партнерам. На предстоящих президентских выборах южнокорейские консерваторы вряд ли смогут выдвинуть сильного преемника линии Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, а вот наиболее вероятный кандидат от оппозиции, стойко удерживающий лидерство в опросах общественного мнения, Мун Чжэ Ин выступает за необходимость как минимум отложить решение вопроса о размещении комплексов ПРО США на территории РК. Таким образом, будущему руководству Южной Кореи  придется лавировать в этом вопросе между Китаем и США, что может привести к сознательному затягиванию процесса.

Помимо обсуждения вопросов противоракетной обороны на переговорах была достигнута договорённость о проведении в марте совместных военно-морских учений «Key Resolve» с привлечением со стороны США авианосной ударной группы во главе с авианосцем «Carl Vinson». Данное предложение примечательно, поскольку ранее 3-й флот США, к которому приписан «Carl Vinson», отвечал за восточную часть Тихого океана, и появление авианосца в западной части океана (в январе он прибыл к берегам Японии) уже вызвало недовольство в Китае. Также накануне визита главы Пентагона в Сеул командующий ВС США в зоне Тихого океана Гарри Харрис анонсировал переброску на базу ВВС Осан (Южная Корея) 12 истребителей F-16 для мониторинга ситуации на Корейском полуострове. Кроме того, он высказал неофициальное предложение о регулярном посещении южнокорейских портов новейшим эсминцем типа «Zumwalt». В целом перед визитом Д.Мэттиса и в ходе его общения с официальными лицами РК создавался информационный фон, говорящий о стабильности в отношениях союзников и в то же время о возможных действиях США, усиливающих напряженность в регионе.

В таких же традиционных рамках прошли встречи Д.Мэттиса с высшими официальными лицами Японии. Визит в Токио состоялся в преддверии встречи на высшем уровне 10 февраля в Вашингтоне между японским премьер-министром Синдзо Абэ и Д.Трампом и мог рассматриваться как один из этапов подготовки к ней. Поэтому не удивительно, что в беседах с С.Абэ, министром иностранных дел Японии Фумио Кисидой и своей японской коллегой Томоми Инадой глава Пентагона делал упор на нерушимости американо-японского союза и приверженности Вашингтона своим обязательствам в соответствии с 5 статьей Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией 1960 года применительно к защите интересов Японии в территориальном споре с Китаем по поводу островов Сенкаку (кит. Дяоюйдао).

На встрече с министром обороны Японии Т.Инадой также обсуждался чувствительный для двусторонних отношений вопрос передислокации авиабазы корпуса морской пехоты США «Футэмма» из японского г.Гинован в район Хэноко в префектуре Окинава. Примечательно, что в это же время с визитом в США находился губернатор префектуры Окинава Такэси Онага, выступающий резко против существующего плана передислокации в рамках одной префектуры. Он прибыл в США для переговоров с американскими конгрессменами по вопросу пересмотра этого плана. Однако и американские, и японские власти стараются делать вид, что не замечают протестов представителей префектуры. В итоге взаимопонимания с конгрессменами достигнуто не было, а на встрече Д.Мэттиса и Т.Инады было подтверждено, что существующий план является единственно возможным.

Японские СМИ растиражировали высказывание главы Пентагона, в котором он назвал американо-японский альянс «моделью сотрудничества для других государств». На фоне предвыборных заявлений Д.Трампа о недостаточном вкладе Токио в совместную оборону подобные сравнения должны были сгладить возникший негативный эффект и подтвердить обязательства Вашингтона.

Американо-японское сотрудничество в области безопасности действительно продолжается в стандартном ключе. Так, на днях страны провели первые морские испытания новой ракеты-перехватчика SM-3 Block IIA совместной разработки. Еще до визита Д.Мэттиса появились сообщения о возможности пересмотра действующих «Основных направлений программы национальной обороны Японии» 2014 года и «Среднесрочной оборонной программы» с целью приведения их в соответствие с международными реалиями и задачами американо-японского сотрудничества. Тем не менее, комментируя итоги визита американского коллеги, Т.Инада подчеркнула, что Токио не планирует направлять японские Силы самообороны в Южно-Китайское море или присоединяться к борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).

В отношениях Токио и Вашингтона далеко не все гладко. Однако, как продолжают отмечать японские эксперты, реальной альтернативы союзу с США у Японии сегодня нет, и, несмотря на активную дипломатию С.Абэ, в том числе на российском направлении, после предвыборных заявлений Д.Трампа Токио готов на многое для сохранения американо-японского союза, что, скорее всего, и будет продемонстрировано во время встречи на высшем уровне 10 февраля.

Содержание визитов американского министра обороны в Южную Корею и Японию во многом можно рассматривать как демонстрацию сохранения традиционного курса США в отношениях с региональными союзниками. Сдерживание Китая ­– важный пункт программы Д.Трампа, и поддержание крепких союзов с региональными державами – неотъемлемая его часть. Создание трехстороннего формата США–Южная Корея–Япония является сейчас почти нереальной задачей на фоне вновь ухудшившихся японо-южнокорейских отношений. Однако общий информационный фон визита Д.Мэттиса продемонстрировал, что сокращать свое присутствие в регионе США не намерены и будут требовать от союзников большего вклада, что может только усилить напряженность в отношениях с Пекином.