Администрация Д.Трампа намерена значительно увеличить численность ВС и существенно нарастить их потенциал. В оборонной сфере провозглашены три цели: повышение боеготовности вооруженных сил (ВС), формирование сбалансированной программы военного строительства, создание более эффективных и мощных ВС.

МО США планирует подать в Белый дом уже к 1 марта дополнительную заявку на увеличение бюджета 2017 финансового года, которая, по оценкам некоторых высокопоставленных лиц, может составить около 40 млрд дол. Таким образом, впервые в истории Соединенных Штатов может быть создана ситуация, когда Закон о бюджете на текущий финансовый год будет принят не ранее 28 апреля. Запрос бюджета на 2018 финансовый год Министерство обороны намерено представить в администрацию не позже 1 мая. Бюджет на 2019 финансовый год должен быть составлен уже с учетом новой «Национальной оборонной стратегии», содержащей обновленную структуру ВС и оценку возможности увеличения численности вооруженных сил и наращивания их потенциала. Кроме того, бюджет 2019 финансового года призван обеспечить проведение амбициозной реформы, предусматривающей «горизонтальную интеграцию компонентов МО». В то же время в администрации Д.Трампа признают, что попытки увеличения бюджета МО, наверняка, встретят ожесточенное сопротивление представителей Демократической партии в Конгрессе.

27 января Д.Трамп подписал меморандум, предписывающий проведение в течение 30 дней оценку боеготовности американских ВС, а также ядерного потенциала и противоракетной обороны. Министру обороны Д.Мэттису приказано «оценить боеготовность, включая тренированность, уровень обслуживания оборудования, боеприпасы, модернизацию и инфраструктуру», а затем представить президенту отчет с рекомендациями, которые могли бы быть реализованы в текущем финансовом году, и осуществление которых обеспечило повышение боеготовности вооруженных сил. Предписывается в течение 60 дней подготовить план действий по достижению требуемого уровня боеготовности. Вышеуказанный меморандум был издан на следующий день после того, как Д.Трамп заявил, что для него важнее военное строительство, чем сбалансированный бюджет.

К январю 2018 года планируется обновить «Национальную оборонную стратегию», подготовить новый «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review) и новый «Обзор программы противоракетной обороны» (Ballistic Missile Defense Review).

«Обзор ядерной политики» призван обозначить уровень, при котором бы ядерная триада была «современной, мощной, обладала гибкостью применения и боевой устойчивостью, была адаптирована к угрозам 21-го века и оказывала поддержку союзникам и партнерам».

ВВС уже объявили в Конгрессе модернизацию ядерного потенциала приоритетом № 1, за которым следуют истребитель F-35, топливозаправщик КС-47, перспективный стратегический бомбардировщик В-21. Программа замены устаревших МБР на новые оценивается в 159 млрд дол., а создания и закупки новой крылатой ракеты большой дальности в 8,3 млрд дол. Нашла поддержку у руководства ВВС идея большего инкорпорирования тактического ядерного оружия в ядерный арсенал.

Сухопутные силы намерены начать в 2019 финансовом году новый этап сокращения баз и сэкономить в результате его реализации 11 млрд дол. По данным, приведенным в Конгрессе руководством сухопутных сил, нынешняя инфраструктура превышает необходимую на 21 %. Следует отметить, что по заявлениям руководства ВВС в Конгрессе, инфраструктура ВВС также превышает требуемую, но уже на 25 %, и в результате ее сокращения можно было бы сэкономить примерно 25 млрд дол.

В «Обзоре программы противоракетной обороны» должны быть «определены пути наращивания возможностей в области противоракетной обороны, изменены приоритеты между ПРО территории США и театра военных действий, определены приоритетные сферы финансирования».

Команда Д.Трампа активно выступает за прекращение действия Акта 2011 года о контроле бюджета (2011 Budget Control Act), предусматривающего секвестр ассигнований на оборону в течение последующих 10 лет. Первоначально планировалось сэкономить в течение десятилетия около 500 млрд дол., затем указанная цифра неоднократно корректировалась. Сейчас в администрации и МО уже никто не вспоминает о секвестре, говорят лишь о наращивании военных расходов. Глава комитета Конгресса по вооруженным силам сенатор Д.Маккейн намерен, например, увеличить бюджет МО 2018 года до 640 млрд дол., что на 90 млрд дол. больше, чем допускает Акт о контроле бюджета.

Д.Трамп намерен провести глубокую реформу системы приобретения вооружений, широко внедрить подходы, применяемые в коммерческом секторе, превратить МО в «бизнес ведомство». Как заявляет президент, каждый потраченный доллар должен служить по максимуму делу укрепления национальной безопасности.

По словам Д.Мэттиса, особое внимание будет уделено поиску и скорейшему внедрению инноваций. Планируется даже разделить должность помощника министра обороны по приобретению, технологи и материально-техническому обеспечению на два поста: в ведении одного будут инновации, другого – программы.

Новый президент намерен уделять большое внимание развитию военно-промышленной базы. В структуре администрации создается Национальный совет по торговле, одной из задач которого будет анализ состояния указанной базы и оценка возможности увеличения числа рабочих мест. «Совет будет консультировать президента по применению инновационных стратегий при ведении торговых переговоров, координировать с другими учреждениями оценки производственного потенциала США и военно-промышленной базы, помогать безработным американским рабочим встроиться в квалифицированный производственный сектор». Так, например, результатом наращивания программы строительства боевых кораблей может стать увеличение числа рабочих мест на 15-20 тысяч.

Национальный совет по торговле будет работать в тесном взаимодействии с Советом национальной безопасности, Национальным советом по экономике и Национальным советом по внутренней политике. «Впервые в Белом доме будет создан совет, в центре внимания которого будут проблемы американских производителей и рабочих, который будет стратегически думать о здоровье американской военно-промышленной базы, роли торговли и производства в национальной безопасности», – говорят в администрации Д.Трампа.

Национальный совет по торговле будет руководить также программой Д.Трампа «Покупай американское, нанимай американца», имеющей целью увеличение числа рабочих мест в США. Возглавлять совет будет профессор экономики Питер Наварро, являющийся одновременно советником президента по торговле и промышленной политике.

Представители ВПК очень благодарны Д.Трампу за издание исполнительного указа, предусматривающего ликвидацию минимум двух инструкций в сфере приобретения вооружений перед введением в действие одной новой. В то же время противники нововведения утверждают, что указ вообще остановит медленный и без того процесс нормотворчества.

Следует отметить, что утверждение кандидатур Д.Трампа на посты в Министерстве обороны шло в Конгрессе не просто. В частности, в связи с тем, что Конституция США требует наличия гражданского контроля над вооруженными силами, Д.Мэттиса – бывшего генерала Корпуса морской пехоты, неоднократно спрашивали в Конгрессе при утверждении на должность министра обороны: не ослабеет ли гражданский контроль над ВС? На что тот отвечал, что только усилится.

Для переоценки потребностей в федеральных гражданских служащих Д.Трампом 23 января был подписан указ о временной приостановке их приема на работу. Министерства обороны указанный документ почти не коснулся, ему оставлено право продолжать прием на работу необходимых ему гражданских лиц.

Усилия Д.Трампа по увеличению военного бюджета уже находят широкую поддержку в среде военных и представителей оборонного комплекса, но превращение военного бюджета в программу увеличения занятости, наверняка, будет встречено многими в штыки. По-видимому, Д.Трампу не все и не так быстро удастся реализовать из предвыборных обещаний, но он очень напористый, опытный бизнесмен, закаленный в схватках на рынке и не только.