В воскресенье 12 февраля 2017 года в Туркмении состоялись выборы президента, в которых принимали участие 9 кандидатов, рекордное количество для этой страны. Среди них – действующий глава государства Гурбангулы Бердымухамедов, для которого эти выборы – третьи по счету. Его кандидатура была традиционно выдвинута лидирующей в меджлисе Демократической партией Туркменистана.

Согласно предварительным данным ЦИК Туркмении, опубликованным 13 февраля, на выборах проголосовали 97,27% избирателей. За кандидатуру Г.Бердымухамедова были отданы 97,69% голосов.

Конечно, эти результаты не стали неожиданностью. Политический ландшафт Туркмении отличается высокой степенью стабильности. По итогам первых для Г.Бердымухамедова президентских выборов 2007 года он получил 89% голосов, в 2012 году — 97%. При этом были объявлены величины явки избирателей в 98 и 96%.

Соперниками президента стали Бекмырат Аталыев – от Партии промышленников и предпринимателей, Дурдыгылыч Оразов – от Аграрной партии, а также шесть кандидатов, выдвинутых инициативными группами граждан. Среди них – заместитель хякима Марыйского велаята Джуманазар Аннаев,  заместитель хякима Дашогузского велаята Меретдурды Гурбанов, глава управления экономики и развития Ахалского велаята Сердар Джелилов, директор Сейдинского НПЗ Рамазан Дурдыев, заместитель председателя государственного объединения пищевой промышленности Максат Аннанепесов, глава ПО «Гарабогазсульфат» Сулейманнепес Нурнепесов.

Не секрет и то, что соперники действующего президента – фигуры, совершенно несопоставимые с ним по известности и политическому потенциалу. Участие в выборах рекордного для Туркменистана количества кандидатов предсказуемо не отразилось на итогах голосования.

Стоит отметить, что в Туркмении роль и влияние президента намного больше, чем это привычно для западных стран. Никаких признаков того, что кто-то способен поколебать позиции Гурбангулы Бердымухамедова, нет. Он обладает высоким авторитетом, поэтому с точки зрения элитных раскладов его позиции тоже стабильны. Дополнительный «маркер» в этом смысле — недавно принятые поправки законодательства, увеличившие срок полномочий президента с 5 до 7 лет и снявшие возрастной ценз в 70 лет. Это сигнал для элит и населения о том, что он намерен быть у власти и в обозримом будущем.

Туркменским властям долгое время более или менее успешно удавалось обеспечивать внутриполитическую стабильность и экономическое развитие. Политика нейтралитета и большие запасы природного газа давали возможность уклоняться от региональных конфликтов и обеспечивать высокий по меркам Средней Азии уровень социального обеспечения граждан.

Однако на фоне падения мировых цен на углеводороды и ухудшающегося положения в Афганистане перед Ашхабадом всё жестче стали вырисовываться проблемы экономического и политического характера. В последние несколько лет в Туркменистане постепенно сокращается прямая экономическая поддержка социальной сферы. Удастся ли вновь избранному президенту дать должный ответ на эти вызовы, и какие он изберет для этого инструменты – покажет время. Сейчас же ясно, что в изменяющемся мире Туркмении в любом случае придется выбирать новые пути для обеспечения своей безопасности и поддержания устойчивого развития.