Анализ военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе показывает, что ключевые вопросы безопасности будут фокусироваться в треугольнике КНР-Япония-США. Однако в условиях, когда «команда Трампа» пока находится в стадии формирования, правомерно говорить лишь о тенденциях внешней политики двух союзнических стран. Вместе с тем, уже сегодня можно увидеть складывающиеся в регионе противоречия, почву для конфликтов, возможные пути и сценарии их разрешения.

Анализ показывает, что главной осью геополитического напряжения (и регионального, и глобального) становится американо-китайское противостояние, вызванное нарастанием экономической, а теперь и военной мощью КНР.

Во-первых, Азиатско-Тихоокеанский регион – наиболее быстрорастущий регион, становящийся новым военно-политическим и экономическим центром мира. Динамика региона состоит в том, что в последнее время наблюдается очевидная тенденция к возвышению нового игрока – КНР, что ведет к изменению не только  стратегического баланса в Юго-Восточной Азии, но и является главными трендами в мировом балансе сил1.

Согласно данным, приведенным М.Крупянко и Л.Арешидзе, «в течение трех ближайших  десятилетий  китайская экономика выйдет на первое место в мире и существенно превзойдет американскую. По оценкам Фонда Карнеги,  ВВП КНР в 2035 году составит 82 трлн. долларов против 44 трлн. у США. Последствия этого не заставят себя ждать – произойдет серьезная перестройка мировой экономической и валютно-финансовой системы, в которой США будут вынуждены играть подчиненную роль»2.

Во-вторых, усиление КНР наталкивается на позиции Токио. Борьба за влияние в регионе между КНР и Японией создает почву для геополитического конфликта3. Для американской администрации Япония, напротив, ценна возможностью приращения к американскому силовому потенциалу с целью обеспечить «стратегическое превосходство над Китаем и Россией в этой части мира»4.

«В докладе бывшего первого заместителя государственного секретаря Ричарда Армититжа Конгрессу в октябре 2000 года Япония была представлена некой «Британией Востока», то есть таким же надежным союзником Америки, каким и по сей день является Великобритания для США5. Есть основания предполагать, что США не будут препятствовать ремилитаризации Японии и обретения ею статуса ядерной державы.

«В качестве предлога США рассчитывают использовать страх Японии перед ядерным потенциалом КНДР, а также силовым потенциалом Китая»6 «Подъем Китая и ракетно-ядерная программа КНДР представляют серьезную опасность для Вашингтона и Токио. Сдерживание КНР приобрело фундаментальное значение для США. Американо-японский военно-политический союз играет ключевую роль в блокировании китайской мощи»7.

В-третьих, США рассматривают возможность использовать научно-технический потенциал Токио в своей реиндустриализации и роботизации, поскольку без этого не смогут одержать технологическую победу над Китаем.  В комментарии «Голоса Америки» отмечалось, что «по словам источников в правительстве Японии, Абэ надеется, что в процессе исполнения обещаний удастся создать рабочие места в США и усилить военный потенциал страны, Трамп займет более благоприятную позицию по экономическим вопросам и будет выполнять обязательства в рамках давнего сотрудничества между Японией и США.

Официальные лица Японии заявляют, что Абэ рассчитывает добиться изменения позиции Трампа благодаря предложению по стимулированию экономики и созданию 700 тысяч рабочих мест в США при помощи инвестиций в строительство инфраструктуры»8. «Активно проводимая Китаем политика технической модернизации вооруженных сил при сокращении численности личного состава создала в регионе принципиально новую геостратегическую ситуацию, в рамках которой США уже не могли в одиночку диктовать свою волю. Особенно сильно на изменение ситуации воздействовали успехи Китая в деле модернизации своего ракетного и космического потенциала, средств противовоздушной обороны, военно-морского флота, особенно подводного. …США стали рассматривать подъем КНР как фундаментальный вызов, требующий разработки стратегии сдерживания»9. «Пентагон взял на вооружение стратегию «огораживания», предполагающую перенос центра активности военно-морских сил из Атлантического океана в Тихий, фундаментальную перегруппировку войск и изменение структуры военных баз с учетом китайского фактора.

Трудно сомневаться в решимости Д.Трампа усиливать борьбу США по сдерживанию Китая, о чем определенно говорит как состав советников нового президента, так и их высказывания в отношении КНР. Майкл Пилсбери и Питера Наварро – «именно эти два человека пока что претендуют на то, чтобы быть властителями дум по вопросам Азии при новом хозяине Белого дома»10. «Лейтмотив книг Наварро о Китае незамысловат. Все экономические беды США последних 20 лет — это оборотная сторона китайских успехов за аналогичный период. «С тех пор как Китай вступил в ВТО, закрылось свыше 70 тысяч американских заводов. Средний доход домохозяйств остался без изменений. Темпы роста ВВП упали почти вдвое. Свыше 20 млн. американцев не могут найти достойную работу с достойной зарплатой. США должны Китаю свыше 2 трлн. долл.», — перечислял Наварро вызванные Китаем американские невзгоды в недавнем интервью Foreign Policy. Виноват, разумеется, диктаторский режим в Пекине, который якобы обманом пролез в ВТО, манипулирует валютой, использует нечестные преимущества в торговле, отравляет окружающую среду, тиранит свое забитое население и копит силу, чтобы нанести свободному миру во главе с США и их союзниками решительный удар»11.

П.Наварро вводит любопытный, но очень показательный термин – «холодная экономическая война», находящаяся, по его словам, в самом разгаре12. По мнению аналитика, «создается одна из самых опасных ситуаций за всю историю человечества»13. Применительно к японо-китайским отношениям Наварро прогнозирует серьезное столкновение КНР и Японии, де факто являющейся сверхдержавой. «…Нарастающая угроза со стороны Китая сразу по нескольким направлениям могла бы стать той соломинкой, которая сдвинет неустойчивое равновесие в сторону создания «японской атомной бомбы и возрождения вооруженных сил в полном объеме»14.

Другой советник Д.Трампа – китаист Майкл Пилсбери. Опубликованные им работы посвящены китайской военной стратегии и взглядам генералитета КНР на будущее боевых действий. Ярче всего подход Пилсбери раскрывает вышедшая в 2015 году его книга «Столетний марафон: китайская секретная стратегия, как заменить Америку в роли глобальной сверхдержавы»… США, по мнению Пилсбери, сами невольно помогали своему конкуренту, интегрируя его в мировую систему и давая ресурсы для развития. Теперь, чтобы разрушить китайскую стратагему, США надо разработать свою контрстратегию, включая новое оружие, и готовиться к жесткой конфронтации с Китаем»15.

С другой стороны, показательна эволюция внешнеполитического вектора Японии под руководством С.Абэ. «В июле 2014 года кабинет Абэ выступил с новой трактовкой права Японии на коллективную самооборону, в соответствии с которой политическое руководство страны получило право использовать Силы самообороны в ситуациях, необязательно подпадающих под понятие прямого военного нападения на территорию Японию16.

Япония взяла курс на создание современного военного потенциала, позволяющего вести боевые действия не только на территории Японии, но и далеко за ее пределами, при опоре на достигнутую страной экономическую и технологическую мощь17. Войска стали активно оснащать наступательными видами вооружений. «Основные направления плана национальной обороны» ставят задачу всемерного наращивания потенциала «динамичной обороны». Однако решающим аргументом в способности Японии противостоять КНР является нерушимость японо-американского альянса и способности США противостоять КНР в военной сфере. Очень хорошо это подмечено Ю Ли Куаном, президентом Сингапура: «Даже если бы японцам удалось резко повысить рождаемость и добиться роста населения, их сосед настолько огромен и так стремительно набирает силу, что решение демографической проблемы никак не изменило бы ситуацию. Им не под силу соперничать с Китаем и никогда больше не удастся повторить то, что они сделали в 1930-е годы, когда вторглись в Китай и завоевали почти всю страну. Сегодня они нуждаются в США как в гаранте своей безопасности»18.

Как показывают текущие политические события, в частности, встреча С.Абэ и Д.Трампа, прошедшая 9 февраля, «саммит с Абэ также стал второй личной встречей с ключевым союзником США после визита британского премьер-министра Терезы Мэй две недели назад». В комментарии «Голосу Америки» Шон Спайсер, пресс-секретарь Белого дома отметил, что «президент действительно рад возможности ближе познакомиться с Абэ и улучшить двусторонние отношения». При этом он добавил, что президент осознает важность региона19.

Значение этой части планеты для США подтвердил и визит Дж.Мэттиса. «Опасения официального Токио по поводу заявлений Трампа во время президентской кампании о намерении заставить Японию и других союзников США больше платить за оборону были несколько развеяны после недавнего визита министра обороны США Джеймса Мэттиса в Японию и Южную Корею»20.

Острой проблемой японо-китайских отношений является проблема принадлежности островов Сэнкаку, имеющих огромную стратегическую ценность, поскольку они расположены на важном участке морских коммуникаций, ставшем объектом противостояния между Китаем, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой. Сэнкаку/ Дяоюйдао рассматриваются китайским руководством как одно из звеньев «первой островной линии»,  контроль  над которой приобретает ключевое значение в рамках военно-морской стратегии Пекина, нацеленной на блокирование свободного доступа к тихоокеанскому побережью КНР военного флота США и их союзников. В 1999 году на шельфе были обнаружены крупные залежи природного газа, объемы  которого оцениваются в 200 млрд. куб.м.  Кроме того, акватории вокруг островов, богатые рыбными и морскими ресурсами, являются традиционным местом морского промысла Китая и Японии21.

Для Вашингтона сценарий, когда он вынужден будет применить силу в случае вспышки вооруженного конфликта  из-за Сэнкаку/Дяоюйдао, крайне нежелателен, если не сказать неприемлем. Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что в США в целом сформировался консенсус о неприемлемости американо-китайского вооруженного конфликта как противоречащего их базовым национальным интересам. В отличие от основной территории Японии, нападение на которую приведет к жертвам не только среди граждан Японии, но и почти наверняка среди американцев, захват этих территорий китайцами не влечет за собой непосредственной  угрозы американским интересам22. Сходную позицию высказал эксперт СВОПА Василий Кашин. На вопрос о возможном характере конфронтации США и КНР в ближайшие годы он ответил, что: «Думаю, конфронтация будет носить политический характер и характер гонки вооружений, борьбы за союзников, активизации дипломатии в странах третьего мира»23. Такая тенденция подтверждается первыми шагами Д.Трампа.

Первый внешнеполитический контакт Д.Трампа с Абэ после вступления в должность в качестве президента показывает насколько США дорожат стратегическим союзом с Японией. «Перед началом саммита от администрации Белого дома поступил положительный сигнал о том, что Трамп будет избегать односторонних решений, которые могут поставить под угрозу контроль Японии над спорными островами в Восточно-Китайском море», – отмечает «Голос Америки»24.

В то же самое время нужно отметить, что Трамп выстраивает свою стратегию в Восточной Азии иначе, чем Б.Х.Обама. Если при Обаме США взаимодействовали с азиатскими странами в многостороннем формате, пытаясь экономически ограничить влияние КНР (в рамках проекта ТТП), то Трамп делает ставку на унилатеризм и военно-политические механизмы25.

Таким образом, современные тенденции показывают растущую значимость экономического и военного союза США и Японии, вызванного общей нарастающей угрозой усиления КНР, брошенного КНР экономического и военного вызова США.

Источники:

Монографии.

  1. Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». – М.: Междунар.  отношения, 2010.
  2. Наварро Питер Грядущие войны Китая. М.,-Спб.,  Вершина,2007.
  3. Стрельцов Д.В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе / Д.В. Стрельцов ; Ин-т востоковедения РАН ; Московский государственный институт  международных  отношений  МИД России. – М. : Наука  – Вост. Лит ., 2015
  4. Ю Ли Куан  Мой взгляд на будущее мира. М.: Альпина нон – фикшн, 2017

Статьи.

  1. Волков С.В. Взаимоотношения США и Японии: взгляд из России//Власть. 2014.№2.
  2. Габуев А. Китайские советники Трампа: что насоветуют и как ответят в Пекине//    http://inosmi.ru/politic/20161201/238319007.html
  3. Ефременко Д., Понамарева А. Трамп: начало.//Россия в глобальной политике. 8.02.2017/ http://www.globalaffairs.ru/person/p_2382
  4. Кашин В. Мы не можем исключать участия Китая в локальном конфликте // http://svop.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%8b/lectorium/21766/
  5. Трамп и Абэ провели переговоры в Белом доме// http://www.golos-ameriki.ru/a/trump-abe/3718201.html
  1. См.: Крупянко  М.И., Арешидзе Л.Г.  США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». – М.: Междунар.  отношения, 2010.С.8.
  2. Там же. с.8.
  3. . Сильная в военном отношении Япония не устраивает региональных игроков, ни КНР, ни обе Кореи, ни Россию. В памяти народов Восточной Азии свежи воспоминания о японском милитаризме и политике геноцида, что создает неблагоприятный фон для региональной стабильности.
  4. Там же. с.71.
  5. . Там же. с.69.
  6. .Там же. С.35.
  7. Волков С.В. Взаимоотношения США и Японии: взгляд из России//Власть. 2014.№2.С.116.
  8. Трамп и Абэ провели переговоры в Белом доме
  9. Стрельцов Д.В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе /Д.В.Стрельцов; Ин-т востоковедения РАН; Московский  государственный институт международных  отношений  МИД России.– М.: Наука – Вост. Лит., 2015 . c.51.
  10. Габуев А. Китайские советники Трампа: что насоветуют и как ответят в Пекине
  11. Там же.
  12. Наварро Питер Грядущие войны Китая. М.,- Спб.,  Вершина,2007. С.264
  13. Наварро Питер Указ. соч. С.265.
  14. Там же. с.114
  15. Габуев А. Китайские советники Трампа: что насоветуют и как ответят в Пекине
  16. Стрельцов Д.В. Указ. соч. с.57.
  17. Там же. с.62.
  18. Ю Ли Куан Мой взгляд на будущее мира. М.: Альпина нон – фикшн, 2017. С.175.
  19. Трамп и Абэ провели переговоры в Белом доме
  20. Там же.
  21. Стрельцов. Указ. соч. с.122
  22. Там же. с.136
  23. Кашин В. Мы не можем исключать участия Китая в локальном конфликте (режим доступа- 16.02.17)
  24. Трамп и Абэ провели переговоры в Белом доме
  25. Ефременко Д., Понамарева А. Трамп: начало//Россия в глобальной политике. 8.02.2017/