Как показал анализ материалов прошедшей в конце 2016 года 7-й Международной конференции ФАО по сельскохозяйственной статистике, установленная Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году в рамках повестки дня в области устойчивого развития цель достичь к 2030 году состояния глобальной продовольственной безопасности является слишком оптимистичной.

К указанному периоду полностью победить голод не удастся, однако число голодающих в мире сократится в 3 раза и составит около 250 млн человек при увеличении численности населения Земли до 8, 5 миллиардов. Это будет возможно благодаря тому, что в ближайшее десятилетие произойдет значительное увеличение продуктивности мирового агропромышленного комплекса. Ключевым направлением развития станет т.н. устойчивая интенсификация сельскохозяйственного производства.

Развитые страны сфокусируются на более эффективном использовании имеющихся ресурсов, внедрении технологий точного земледелия, улучшении сортовой базы в растениеводстве, бридинг-программах в животноводстве, широком использовании отходов и их рециклинге. Среди других технологических трендов можно выделить распространение в АПК методов синтетической биологии, гидро- и аэропоники, а также технологий закрытого цикла, за счет которых на фоне общей урбанизации будет формироваться городское и пригородное коммерческое сельскохозяйственное производство. Оно позволит внести важный вклад в обеспечение продовольственной безопасности мегаполисов, т.к. их жители получат доступ к свежей продукции по доступным ценам.

Развивающиеся государства благодаря распространению информационных систем также смогут получить доступ к инновациям, но прежде всего, будут сосредоточены на построении сельскохозяйственного производства индустриального уровня. Важной задачей станет внедрение «зеленых» технологий при минимизации экстенсивных методов хозяйствования, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Одним из элементов роста доходности аграрного производства в развивающихся регионах могут стать различные виды экологизированного, биодинамического и органического сельского хозяйства. Кроме того, несмотря на отмечающееся в последние годы понижение цен на рынке жидкого топлива, сохраняются перспективы для возделывания энергетических культур с последующей их переработкой на биоэтанол и биодизель.

Российская экономика относится к переходным, что обуславливает наличие у отечественного АПК черт, характерных как для развитых, так и развивающихся стран. Министерством сельского хозяйства России разработано два сценария развития отечественного АПК до 2030 года. В рамках первого нашего страна должна полностью сфокусироваться на решении внутренних, локальных проблем. Второй сценарий является более амбициозным: он ставит цель — осуществить «глобальный прорыв» и выйти на мировые рынки с большим числом отечественных сельхозпродуктов.

Представляется, что более рациональным может стать комплексная реализация этих сценариев в рамках глобального тренда устойчивой интенсификации сельскохозяйственного производства. На первом этапе за счет программ импортозамещения по широкому спектру продуктов и технологий национальные сельхозпроизводители должны обеспечить продовольственную безопасность страны. Ориентиром для них должны стать показатели, заложенные в проект новой Доктрины продовольственной безопасности. Разработку и принятие этого документа целесообразно форсировать. При этом фокус в развитии отрасли должен быть сделан на инновационные направления, в том числе биотехнологии, применение новых материалов, а также глубокую переработку сельскохозяйственного сырья. Это позволит перейти к реализации задач по расширению списка отечественной высокотехнологичной продукции на глобальных рынках. Также целесообразно развивать экспортоориентированное органическое сельское хозяйство. Рост спроса на «экопродукцию» в мире является устойчивым, а в нашей стране имеются наработки в данной сфере, а также территории, не задействованные в традиционном производстве.

Реализация в России указанных тенденций возможна при наращивании государственной поддержки отечественных производителей, в том числе: совершенствовании системы землепользования и инфраструктуры, расширении научных исследований, подготовке и повышении квалификации кадров на региональном и федеральном уровнях, улучшении информационно-консультационного обслуживания, создании и поддержании стратегических продовольственных запасов, а также софинансировании инвестиционных проектов. Важно подчеркнуть, что, несмотря на общее похолодание отношений России с ВТО, произошедшее на фоне санкционной политики Запада, используемые меры поддержки должны максимально соответствовать т.н. «зеленой корзине» организации. В будущем это не даст возможности нашим контрагентам использовать механизмы ВТО для ограничения российского агарного экспорта.

Кроме того, представляется целесообразным стимулировать трансформацию существующих в российском АПК бизнес-моделей, направленную на усиление роли компаний системных интеграторов, обеспечивающих реализацию комплексных инновационных проектов от «поля до тарелки». Помощь государства может заключаться в создании типовых решений по автоматизации производств, унифицированных программных комплексов, систем сбора данных и т.п. В целях улучшения качества продовольствия необходимо внедрение систем контроля происхождения и биобезопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции по всей цепочке поставок, включая ветеринарный контроль отдельных хозяйств.

Таким образом, проведение рациональной аграрной политики позволит России не только усовершенствовать производственные мощности отечественного АПК и обеспечить национальную продовольственную безопасность, но и занять передовые позиции на мировом рынке сельскохозяйственных товаров с инновационной продукцией имеющей высокую добавленную стоимость.