МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), основанный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем, поступательно развивался на протяжении последних 26 лет, планомерно продвигаясь к заявленным целям объединения – содействию свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты. В этот период объединение расширилось за счет включения в его состав в 2014 году Венесуэлы. Однако с конца прошлого года зафиксирован всплеск активности стран-членов МЕРКОСУР, что проявилось в проведении целого ряда многосторонних мероприятий альянса и обсуждении будущего развития в формате двусторонних встреч на различных уровнях. Это обусловлено целым рядом причин глобального и регионального характера.

По мнению аналитиков Фонда У.Гимараэша (Fundação Ulysses Guimarães), – мозгового центра правящей Партии демократического движения Бразилии,– ключевыми факторами, способствовавшими росту активности стран-членов МЕРКОСУР стали итоги президентских выборов в США и выраженные новым главой Белого дома намерения пересмотреть торговые союзы Вашингтона. Очевидно, что Соединенные Штаты – один из ключевых торговых партнеров всех без исключения стран-участниц Южноамериканского общего рынка. Даже потенциальная трансформация в его подходах к торговой составляющей в отношениях с ними окажет существенное влияние на состояние экспорто ориентированных экономик этих государств. Именно поэтому отказ Д.Трампа от Транстихоокеанского партнерства, его риторика о пересмотре условий формирования Трансатлатического партнерства, а главное – неоднозначная позиция в отношении НАФТА, вынудили руководство МЕРКОСУР обратить внимание на поиск альтернативных союзов как на региональном, так и трансрегиональном уровнях.

В первую очередь это касается соглашения о свободной торговле между МЕРКОСУР и ЕС. Переговоры об установлении более тесных связей между двумя объединениями велись с переменным успехом в течение десятилетия и были фактически остановлены в 2012 году. Разногласия по таким вопросам, как поддержка национальных сельхозпроизводителей и интеллектуальная собственность, не позволяли сторонам подписать полноценный договор о свободной торговле. Кроме того, как отмечают бразильские эксперты, негативная позиция представителей правительства экс-президента Аргентины К.Киршнер на переговорах также не способствовала сближению позиций сторон. Однако в последнее время, особенно с учетом «фактора Трампа» и смены правительств в Аргентине и Бразилии, ситуация кардинальным образом изменилась. Так, в ходе 17-го раунда переговоров МЕРКОСУР – ЕС в конце марта 2017 года была продемонстрирована решимость двигаться в сторону устранения существующих разногласий и подписания уже до конца нынешнего года так называемого «предварительного соглашения». Оно должно стать, по мнению министра иностранных дел Аргентины С.Малкорры, прочной основой для заключения основного договора уже в 2018 году.

Еще одним вектором «внешней экспансии» МЕРКОСУР является Тихоокеанский альянс (Чили, Колумбия, Мексика, Перу). Суммарно оба блока генерируют 90% ВВП Латинской Америки и представляют огромный рынок с населением в 470 млн. человек (80 % населения Латинской Америки). По мнению бразильских экспертов, в случае успешной реализации этого интеграционного проекта, будет создан новый политико-экономический центр силы, способный оказывать существенное влияние на глобальные мировые процессы.

Стремление сторон к интеграции было подтверждено в ходе совместного министерского саммита МЕРКОСУР и Тихоокеанского альянса в начале апреля 2017 года. Так, по мнению МИД Бразилии, к 2019 году возможно создание виртуальной зоны свободной торговли Южной Америки благодаря уже существующим соглашениям между странами-участницами этих альянсов.

Дополнительным стимулом региональной интеграции подобного рода становится позиция Мексики и Аргентины. Официальный Мехико в настоящее время стремится найти альтернативу Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), будущее которой после избрания Д.Трампа весьма неопределенно. Буэнос-Айрес в свою очередь стремится не только получить дивиденды от развития торговых связей со странами региона, но придать новый импульс Союзу южноамериканских наций (УНАСУР), в состав которого входят 12 государств Южной Америки. По словам министра иностранных дел Аргентины С.Малкорры, возвращение к первоначальной идее этой организации – интеграции инфраструктуры в целях расширения торговли и прямых межрегиональных инвестиций, полностью соответствует замыслу формирования регионального экономического полюса и практической имплементации уставных положений УНАСУР.

Еще одной причиной возросшей активности представителей Южноамериканского общего рынка стали факторы, связанные с внутриполитической и экономической ситуацией в ряде входящих в его состав стран. В первую очередь это касается Бразилии и Аргентины – ключевых игроков объединения. Так, Бразилия столкнулась с крупнейшим за всю свою историю политическим кризисом, кульминацией которого стал импичмент президента Д.Руссеф, и мощной экономической рецессией. Действующий глава государства – М.Темер фактически должен продемонстрировать способность вывести Бразилию из нынешней кризисной ситуации. Одной из мер его правительства стало намерение резко увеличить экспортные доходы государства за счет выхода на новые рынки сбыта и интенсификацию торговых связей с традиционными партнерами. В качестве одного из ключевых инструментов на этом направлении бразильское руководство рассматривает МЕРКОСУР. Именно поэтому МИД Бразилии активно лоббирует возобновление ранее прерванного переговорного процесса по линии МЕРКОСУР – ЕС, МЕРКОСУР – Андское сообщество, МЕРКОСУР – Тихоокеанский альянс.

С похожих позиций выступает Аргентина, которая также рассматривает Южноамериканский общий рынок через призму необходимости нормализации внутриэкономической ситуации за счет увеличения экспортной составляющей в торговле.

Подобные трансформации позиции МЕРКОСУР в отношении развития внешних связей могут в целом позитивно сказаться на перспективах торгово-экономических контактов России со странами региона. По мнению бразильских экспертов, стремление государств-участников МЕРКОСУР к диверсификации торговой кооперации может позитивно сказаться на переговорах не только с Россией, но и с Евразийским экономическим союзом, поскольку четко укладывается в новую концепцию торговой экспансии Южноамериканского общего рынка.

Негативным моментом в нынешней ситуации внутри МЕРКОСУР является усиление правозащитной риторики ключевых его членов, особенно Бразилии и Аргентины. В частности, это касается их попыток применить так называемую «демократическую» статью устава организации в отношении Венесуэлы и приостановить ее членство  в организации. Эта тенденция может в будущем повлиять не только на потенциальное исключение Каракаса либо приостановление его членства в альянсе, но и на подходы объединения к отношениям с Кубой в плане усиления политического давления на официальную Гавану.

  1. http://www.elobservador.com.uy/el-mercosur-y-la-union-europea-avanzan-un-preacuerdo-n1054334
  2. http://www.ambito.com/878408-mercosur-argentina-y-brasil-avanzaron-con-acuerdos-para-potenciar-la-relacion-comercial
  3. http://www.eldiario.es/politica/ministros-Mercosur-Alianza-Pacifico-estrechar_0_630287030.html
  4. http://www.itamaraty.gov.br/pt-BR/discursos-artigos-e-entrevistas-categoria/ministro-das-relacoes-exteriores-artigos/16049-parceria-para-o-futuro-o-globo-5-04-2017
  5. http://www.itamaraty.gov.br/pt-BR/notas-a-imprensa/16021-declaracao-dos-estados-partes-do-mercosul-sobre-a-republica-bolivariana-da-venezuela