Эфиопия у большинства граждан России не на слуху. Туристические тропы в эту страну не протоптаны, а грозное окружение в лице Сомали, Эритреи и Южного Судана заслоняет ее от русских. Африка, прежде всего, ассоциируется с Египтом или Ливией – из-за военно-политических событий, ЮАР – наиболее развитой страной континента, Нигерией – самой крупной страной по населению и членом ОПЕК, или Камеруном, периодически добивающимся успехов на международных соревнованиях по футболу. Эфиопия же при этом незаслуженно остается «за кадром». Обыватель может разве что извлечь из памяти мелодичное название эфиопской столицы – Аддис-Абеба или вспомнить о том, что великого русского поэта А.С.Пушкина называли «эфиопом» (хотя о месте происхождения его предков ученые спорят до сих пор).

Россия и Эфиопия исторически имели тесные связи. Во время первой эфиопо-итальянской войны (1895-1896 годах) на стороне африканской державы воевали около 1500 добровольцев из нашей страны, которые внесли весомый вклад в то, что Эфиопия смогла защитить свою независимость в период, когда все остальные государства Африки пали под давлением колониализма. Эфиопия в I веке нашей эры стала одной из первых стран мира, где было принято православие. Несомненно, что фактор единой веры играл важную роль в развитии взаимодействия между нашими странами. Дипломатические отношения были установлены еще в 1897 году. Активное сотрудничество осуществлялось и в советское время. Однако в настоящий момент Россия не играет сколь-либо заметной роли в Эфиопии.

Между тем, Эфиопия наряду с Китаем, Индией, Ираном является одной из древнейших стран мира, история которых берет свое начало за несколько тысячелетий до нашей эры. Согласно древним летописям разных народов, в располагавшейся на этой земле стране Офир жили особые люди – высокорослые, светлокожие и добродетельные. Именно на этой территории родилась легендарная царица Савская, слава о красоте и мудрости которой сохранилась до наших дней. Вплоть до XX века Эфиопией на протяжении трех тысячелетий правили императоры-потомки царя Соломона и царицы Савской.

В настоящее время в Аддис-Абебе находится штаб-квартира Африканского союза. По численности населения, достигшей в 2016 году 100 млн человек, Эфиопия находится на втором месте в Африке, после Нигерии. В течение последних 10-15 лет страна демонстрирует самые высокие в мире темпы экономического роста, составляющие в среднем 11,5% ВВП в год. Номинальный ВВП, выраженный в долларах США, с 2002 по 2015 годы увеличился с 7,9 до 61,5 млрд дол.

Казалось бы, что у этой страны есть все шансы двигаться вперед. Однако Эфиопия в последние годы по мере своего экономического развития сталкивается со все нарастающими рисками как внутри страны, так и на внешней арене.

Здесь очень четко проявляется рост глобального соперничества между США и Китаем. После поражения Советского Союза в «холодной войне» и ухода СССР из Африки его место в Эфиопии заняли США. В 1991 году к власти там пришел Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), имевший марксистскую идеологическую платформу, но во внешнеполитической сфере ориентировавшийся в тот момент на развитые страны. В 1993 году страна пережила один из самых трагичных моментов своей новейшей истории – отделение Эритреи, которое можно считать местью Запада за развитие эфиопо-советских отношений. В результате Эфиопия стала крупнейшей по численности населения страной мира, не имеющей выхода к морю.

С 2000-х годов РДФЭН активно развивает эфиопо-китайские отношения. В настоящее время внешнеторговый оборот двух стран равен 3 млрд дол. в год, а накопленный объем прямых китайских инвестиций в Эфиопию составил уже 20 млрд дол. Количество китайцев, работающих в Эфиопии, составляет по разным оценкам от 20 до 60 тысяч человек. В 2016 году Китаем было завершено строительство новой ветки железной дороги Джибути–Дыре-Дауа–Аддис-Абеба, имеющей особую важность для Эфиопии из-за отсутствия у нее выхода к морю.

США со своей стороны  стремятся контролировать основные процессы, происходящие на «черном континенте», и внешнеполитическую ориентацию африканских стран. Некоторые эксперты считают, что США в Африке могут препятствовать политике Китая через инициирование гибридных войн и создание так называемых «черных дыр нестабильности», постепенно расширяющих свои географические границы.

Эфиопия отличается весьма разнообразным этническим составом. В стране проживают более 100 различных народностей и групп, а доля крупнейших из них – оромо и амхара – не достигает и четверти от общей численности населения. При этом основные позиции в правящем РДФЭН принадлежат народности тигре, доля которой составляет всего лишь 5-6% от численности населения. На протяжении всей истории Эфиопии отдельные этнические группы конкурировали между собой за влияние в стране. В настоящее время этим активно пользуются зарубежные страны, подпитывающие сепаратистские течения и антиправительственные движения.

Осенью 2016 года во многих частях Эфиопии произошли межэтнические столкновения. Властям и силам безопасности постепенно удалось погасить напряжение, однако вероятность его роста в будущем сохраняется.

Эфиопию окружают государства, ситуация в которых может таить угрозу безопасности для этой страны. Традиционно наиболее обостренными остаются эфиопо-эритрейские отношения. Обе страны подпитывают оппозиционные и партизанские движения на территории друг друга. В свою очередь, часть территории Сомали контролируется террористической группировкой «Аш-Шабаб», которая считает Аддис-Абебу своим врагом номер один и призывает родственных с сомалийскими народностями эфиопских оромо поднимать восстания против центральных властей. Кроме того, в соседнем Южном Судане продолжается кровопролитная гражданская война с огромными человеческими жертвами. Сотни тысяч беженцев переместились на территорию Эфиопии, что создает дополнительные межнациональные трения на ее территории.

Из региональных держав на стороне Эфиопии выступает Турция. Аддис-Абебу и Анкару объединяет стремление противостоять набирающему силу египетско-аравийскому влиянию в районе Африканского Рога. Суммарный объем турецких прямых инвестиций в Африку составляет 6 млрд дол., из них 2,5 млрд приходится на Эфиопию. Турецкие инвестиции только в текстильную промышленность Эфиопии создали 33 тысяч новых рабочих мест. Небезынтересно отметить, что по ряду данных значительные мощности легкой промышленности из сирийского Алеппо были перевезены турками именно в Эфиопию.

А вот у других региональных держав, в частности, Египта и Саудовской Аравии, напряженность в отношениях с Эфиопией повысилась. В случае с Египтом обострение ситуации связано, прежде всего, со строительством Эфиопией плотины «Возрождение» на Ниле. Ее запуск грозит резким уменьшением водостока и, соответственно, ухудшением продовольственной безопасности АРЕ. В настоящее время плотина завершена уже на 70%. В пику Аддис-Абебе Каир активно развивает контакты в военной сфере с Эритреей, Сомалилендом и Угандой.

Что касается отношений с Саудовской Аравией, то здесь на первое место выходит проблема экспансии ваххабитского движения, которая влечет за собой коренную культурно-историческую, религиозную и цивилизационную трансформацию идентичности страны. На протяжении почти двух тысячелетий Эфиопия отождествляла себя с христианско-православным миром. И всего лишь за 20-25 последних лет (с 1990-х годов) превратилась в страну с преобладающим мусульманским населением, увеличившимся к настоящему моменту до 50 млн человек. Эфиопия вошла в десятку стран мира по количеству мусульман. При этом благодаря саудовскому финансированию миллионы эфиопов стали последователями ваххабитской версии ислама.

Небезынтересно отметить, что из исламской традиции известно, что пророк Мухаммед запретил осуществлять прозелитизм и притеснения в отношении эфиопов после того как их царь предоставил убежище родственникам и последователям пророка в период 622-630 годов, когда его преследовали мекканцы, и он был вынужден осуществить хиджру (переселение) в Медину.

Следует отметить, что эфиопами некоторые шаги для противодействия происходившим процессам ваххабизации тем не менее предпринимались. В качестве альтернативы политике Эр-Рияда эфиопские власти даже пригласили в страну представителей ливанского суфийского течения хабашитов. Национальный Верховный совет по делам ислама проводил регулярные пропагандистские и идеологические мероприятия, стараясь отвлечь основную массу эфиопских мусульман от участия в деятельности ваххабитских центров. Однако Аддис-Абеба явно недооценил потенциал Саудовской Аравии по распространению салафизма в Эфиопии. Только с 2014-2015 годов Эфиопия стала предпринимать более активные действия в отношении ваххабитов и начала вытеснять их из страны. Это, в свою очередь, вызвало негативную реакцию в Саудовской Аравии.

Давление на Эфиопию в сфере религии не ограничивается процессами, происходящими в исламе. В отношении эфиопских христиан ведется политика, направленная на дробление их единства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире. Среди других протестантских групп следует отметить пресвитериан, баптистов, адвентистов и верующих Ассамблей Бога.

История человечества хранит в себе примеры разрушения великих цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции, Карфагена, Византии, государств индейцев Америки и других. В настоящее время мы являемся непосредственными свидетелями в чем-то похожего процесса ослабления и размывания древней самобытной эфиопской цивилизации, оказавшейся зажатой между западным и арабским мирами, продвигающими свое влияние в глобальном мире. Что мы видим в будущем – ее закат или возрождение? Что касается экономики, то перспективы выглядят весьма неплохими. Но культурно-цивилизационная идентичность оказывается под угрозой.