Выполняя свои предвыборные обещания, 1 июня 2017 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе страны из Парижского соглашения по климату. В качестве основного аргумента президент заявил о несоответствии условий этого международно-правового акта экономическим интересам США, которые он считает первостепенными.

Одной из конкретных мер по отходу от климатических обязательств станет отказ США от внесения взносов в Зеленый Фонд ООН. Фонд был учрежден Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 года (РКИК) в целях финансовой поддержки развивающихся государств по адаптации к климатическим изменениям. Трамп считает, что средства, вкладываемые его страной в эту структуру, расходуются нерационально.

Решение Трампа сразу вызвало недовольство со стороны ряда ведущих стран-участниц Парижского соглашения. Все государства «большой семерки», за исключением США, неоднократно выражали свою поддержку реализации соглашения, что было отмечено в итоговом документе саммита группы, завершившегося 27 мая 2017 года. Свое сожаление выходом США уже высказали президент Франции Э.Макрон и канцлер Германии А.Меркель. А председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что США не могут «так просто» выйти из Парижского соглашения по климату. По его словам, Трамп ошибается, поскольку «не знает всех деталей» обязательств, которые накладывает документ на страны-участницы. Глава китайского правительства Ли Кэцян (Li Keqiang) подтвердил приверженность целям Парижского соглашения и выполнению взятых на себя государством обязательств, независимо от решения США.

Заявление Трампа также вызвало новую волну критики со стороны его противников внутри страны. Так, лидер демократической партии в Конгрессе США Ч.Шуммер назвал выход из соглашения «одним из худших политических шагов, совершенных в XXI веке, который нанесет огромный ущерб американской экономике и окружающей среде». Генеральный директор компании General Electric Дж.Иммельт заявил, что «разочарован» и считает изменение климата реальным. По его словам, американская промышленность будет вынуждена бороться с его последствиями, независимо от действий руководства США.

По мнению сторонников участия в Парижском соглашении, решение Трампа создает серьезные предпосылки для подрыва международного авторитета и геополитических позиций страны. В дальнейшем мировое сообщество будет в меньшей степени доверять подписи Вашингтона под международными документами. Кроме того, вакуум, образованный уходом США может заполнить Китай. Являясь передовым игроком по развитию зеленых технологий, Пекин получает отличную возможность превратиться в мирового лидера на климатическом треке.

С юридической точки зрения, у США есть несколько вариантов формального выхода из Парижского соглашения. Вашингтон может направить соответствующее письменное уведомление депозитарию договора. Однако в соответствии с его положениями сделать это можно лишь по истечении 4 лет после его вступления в силу. Для США это означает, что они могут выйти из соглашения таким способом только в 2020 году.

Другим более быстрым способом является выход из Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что автоматически будет означать прекращение участия в Парижском соглашении. Воспользовавшись этим вариантом, американцы могут выйти из Парижского соглашения уже через год. Этот шаг может превратить США в «климатического изгоя» на международной арене, поскольку РКИК открывает возможности участвовать в ключевых институтах по климатической проблематике и право голоса в них. Вместе с тем, при оценке возможности этого варианта  следует учитывать критическое отношение Трампа к институтам системы ООН в целом и РКИК, в частности.

Независимо от выбора способа для официального выхода из Парижского соглашения Трампу может не потребоваться одобрение Конгресса, поскольку свое согласие на обязательность договора США, по инициативе бывшего президента Обамы,  выразили путем принятия президентского акта – без ратификации Конгрессом.

Вместе с тем, в своем выступлении Д.Трамп заявил не только о выходе из Парижского соглашения, но и о начале переговоров о возможности своего участия в климатическом соглашении, новом или существующем, но с внесением в него изменений, предусматривающих «справедливые» и выгодные для государства условия. Кроме того, Д.Трамп сообщил о сохранении в США экологических программ, создающих рабочие места в стране. Уже сейчас в Соединенных Штатах в отраслях, связанных с «зелеными технологиями», заняты более 2 млн. человек, и именно на них и будет направленна поддержка Белого дома.

В случае отказа США от участия в соглашении, остальным сторонам договора будет непросто достичь поставленных в нем целей. Соединенные Штаты занимают второе после Китая место по объемам выбросов углекислого газа (около 15%). США при этом являются крупнейшим источником финансирования Зеленого Фонда ООН.

В то же время, принятое решение в целом соотносится с курсом Трампа на протекционизм и даже в какой-то степени изоляционизм своей страны. В условиях приверженности принципу «America first» негативные последствия выхода из Парижского соглашения представляются президенту США несущественными по сравнению с возможными выгодами для национальной экономики государства.