На фоне демонстративных антироссийских шагов со стороны государственных структур США в американском экспертном сообществе продолжается дискуссия о перспективах политики Вашингтона на российском направлении.

В текущей ситуации некоторые ведущие аналитические структуры в Соединенных Штатах Америки занимаются исследованием вопроса о возможных вариантах стабилизации отношений с Россией. Так, 14 августа 2017 года вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (ЦСМИ) обнародовал доклад «Дорожная карта российско-американских отношений», разработанный совместно с экспертами Российского совета по международным делам (РСМД), причем российская версия доклада была опубликована еще 28 июня 2017 года. Возможно, завершение работы над американской версией затянулось из-за периода отпусков, однако нельзя исключать и того, что такая пауза с публикацией стала отражением напряженной атмосферы в двусторонних отношениях.

Доклад содержит ряд рекомендаций, направленных на снижение этой напряженности. В частности, в сфере «евроатлантической безопасности» авторы предлагают двум странам способствовать смягчению «остроты злободневных проблем». Речь идет о мерах по уменьшению вероятности непреднамеренного столкновения военных самолетов двух стран в воздухе, об усилиях по урегулированию украинского кризиса, об отказе от институализации нынешнего конфликтного состояния двусторонних отношений, о снижении напряженности как по линии отношений со странами ЕС, так и с постсоветскими странами Евразии.

В числе базовых условий разрешения украинского кризиса в докладе названы «реинтеграция» ЛНР и ДНР «в политическое и экономическое пространство Украины», а также «заслуживающее доверия обязательство Украины не стремиться к членству в НАТО». О каких-либо обязательствах со стороны самой НАТО не упоминается[1]. Кроме того, обращает на себя внимание некоторое разночтение в русском и английском вариантах текста доклада: если в первом речь идет о гарантиях (очевидно, со стороны киевских властей) «против преследования бывших сепаратистских активистов»[2], то во втором – говорится о «гарантиях против всеобщего (blanket) преследования» указанных лиц[3]. Ясно, что во втором случае остается возможность избирательного преследования. Такое небольшое, казалось бы, различие в текстах хорошо отражает характерную разницу между российским и американским подходами к конфликту в Донбассе.

Параллельно с совместным докладом ЦСМИ и РСМД схожий проект был реализован таким влиятельным американским аналитическим учреждением, как Совет по международным отношениям (СМО). В июне 2017 года СМО провел семинар на тему «Управление глобальным беспорядком: Перспективы российско-американского сотрудничества». В семинаре приняли участие двадцать три специалиста, в том числе из России.

В докладе по итогам семинара, опубликованном 23 августа 2017 года, приведена очевидная мысль, что «улучшение российско-американских отношений в текущем политическим климате трудно осуществимо», однако и «цена усиления напряженности высока»[4]. Поэтому участники наметили несколько сфер, где потенциально возможна некая форма двустороннего сотрудничества. Эти сферы включают создание механизмов по предотвращению инцидентов между военными силами; информационную работу в общественно-политической сфере обеих стран с целью создать понимание «важности российско-американских отношений и негативных последствий их дальнейшего ухудшения»; начало переговоров по вопросам стратегической стабильности; начало диалога между НАТО и ОДКБ, «который стал бы четким сигналом, что оба союза стараются избежать конфликта»; открытие дискуссии о нормах поведения в киберпространстве[5].

Начало диалога между НАТО и ОДКБ североатлантическим альянсом ранее старательно отвергалось, причем именно по настоянию США. Теперь одна из ведущих американских аналитических структур в своем докладе указывает на эту возможность как на один из путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации.

При этом в списке рекомендаций отсутствуют упоминания о необходимости урегулирования украинского конфликта, так как участники семинара «в целом согласились, что разрешение конфликта не является совершенно необходимым для улучшения российско-американских отношений. Этот тупик может быть воспринят как данность на какое-то время, чтобы дать сторонам возможность сконцентрироваться на других вопросах»[6]. Нужно отметить, что такой подход не является общепринятым как в американском, так в российском экспертном сообществе.

Одновременное внимание со стороны двух авторитетных аналитических структур США к вопросу о путях выхода из патовой ситуации в отношениях между Москвой и Вашингтоном выглядит довольно необычно на фоне политической атмосферы в Соединенных Штатах. Можно предположить, что отчасти появление таких докладов является следствием первоначальных намерений администрации Д.Трампа проработать этот вопрос до того, как антироссийское большинство в американском истеблишменте добилось введения нового пакета санкций против России.

[1] И.С. Иванов, А.В. Кортунов, О. Оликер (ред.) Дорожная карта российско-американских отношений. Российский совет по международным делам. Центр стратегических и международных исследований. М., 2017. С. 57. URL: http://russiancouncil.ru/papers/Russia-USA-Roadmap-Report30-Ru.pdf

[2] Там же.

[3] A. Kortunov, O. Oliker (eds.). A Roadmap for U.S.-Russia Relations. Center for Strategic and International Studies, Russian International Affairs Council. August 14, 2017. P. 39. URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/170815_KortunovOliker_USRussiaRelations_Web.pdf

[4] Managing Global Disorder: Prospects for U.S.-Russian Cooperation. Council on Foreign Relations, August 23, 2017. URL: https://www.cfr.org/report/managing-global-disorder-prospects-us-russian-cooperation

[5] Ibidem.

[6] Ibidem.