Президент РФ В.В. Путин в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 октября 2017 года подчеркнул необходимость уважения традиционных ценностей в контексте развития технологий.

Различие в понимании базовых принципов существования личности, общества и государства зачастую служит преградой для формирования совместной повестки по мироустройству. Россия и Запад предлагают разные цивилизационные модели существования с нередко противоположными ценностными установками.

Кризис идентичности стал реальностью для большинства стран Западного мира. Для ясности стоит напомнить, что традиционные ценности включают в себя три основных пласта: семейные, религиозные и национальные. Так, разрушение традиционной семьи и продвижение девиантных форм сексуального поведения на Западе фактически осуществляется на государственном уровне. На сегодняшний день однополые браки легализованы в 24 странах. Порочный образ жизни пропагандируется по всему миру. В то же время, комплиментарное отношение к данному вопросу стало критерием верности национальных правительств идеалам западной демократии.

Секуляризация религиозной, общественной и частной жизни на Западе привела к тому, что традиционные религиозные институты перестали быть фактором, обеспечивающим стабильное, морально–этическое развитие общества и незыблемость традиционных ценностных императивов. Та же Римско–Католическая церковь в отношении вопроса однополых браков занимает весьма двусмысленную позицию. В течение последних нескольких лет Папа римский Франциск запомнился высказываниями в поддержку однополых партнерств.

Национальные ценности – традиции политического управления, государственный суверенитет, о необходимости уважения которых говорил В.В. Путин на «Валдае», открыто объявляются мировыми элитами препятствием для полноценного развития стран третьего мира. В докладе «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры», подготовленном еще в 2012 году  Национальным советом по разведке США, отмечается, в частности следующее: «Глобализация способствует распространению идей научного управления, индивидуализма, светского общества и верховенства закона среди тех сообществ, которые стремятся к материальному прогрессу по примеру Запада, но не готовы пожертвовать своей культурной идентичностью и политическими традициями. Интенсивное взаимодействие политических, религиозных и культурных традиций с идеологией Запада в стадии глобализации станет основной проблемой для многих стремительно развивающихся сообществ, затрагивая перспективы внутренней и внешней политики, а также экономических показателей вплоть до 2030 года»1.

Отказ от традиционных и насаждение неолиберальных ценностей осуществляется сегодня на глобальном уровне. В методических рекомендациях ЮНЕСКО, изданных в 2017 году, религиозная, личная и национальная (государственная) идентичности провозглашаются как способные к изменениям и требующие трансформаций2. Неслучайно, что именно молодёжь является основной целевой группой таких ценностных преобразований.  С учетом того, что программы ООН охватывают практически все государства мира, существует угроза того, что ценностные сдвиги приобретут в ближайшем будущем повсеместный и необратимый характер. Недавний выход США из ЮНЕСКО не означает, что Штаты отошли и от данного процесса. Вашингтон, вне зависимости от того, кто занимает пост главы государства, выступает локомотивом в ценностном переустройстве мира.

В то же время на Западе существует запрос на следование традиционному пути развития. Значительная часть общества и некоторая прослойка политической элиты не приемлет неолиберальный порядок, желая сохранить собственные религиозные, политические и культурные идентичности. Неслучайно правящая элита Запада обеспокоена тем, что европейские право–консервативные круги и движения защитников традиционных ценностей испытывают симпатии к России и поддерживают политику Москвы в их отстаивании.

Традиционные ценности в данной ситуации приобретают черты культурно–политического тренда, который Россия может и должна активно продвигать на международной арене. При этом тренда максимально понятного и доступного для национальных сообществ, независимо от их исторических, религиозных или политических особенностей бытия.

  1. «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры» (Global Trends 2030: Alternative Worlds), 2012. С.12.
  2. “Making Textbook content inclusive: A focus on Religion, Gender, and Culture”. e United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2017. Р. 14.