Встречи по линии АСЕАН уже традиционно находятся в фокусе особого внимания. В ходе этих мероприятий затрагиваются темы, отражающие ключевые тенденции мирового и регионального развития. При этом совещания старших должностных лиц и министров обороны  Ассоциации представляют собой уникальный формат, аналогов которого в мире практически нет.

Прошедшие с 24 по 26 октября 2017 года в Маниле (Филиппины) встречи министров обороны АСЕАН (СМОА) и АСЕАН+ (СМОА+) показали, насколько важен регион Юго-Восточной Азии в обеспечении мирового порядка и стабильности. Само событие привлекло большой интерес ввиду тех проблем, которые есть в регионе. Прежде всего, это территориальные споры в Южно-Китайском море и нарастание террористической угрозы.

Для обсуждения проблемы терроризма, радикализма и экстремизма в странах ЮВА на полях СМОА было собрано специальное совещание. Его участники признали, что терроризм и экстремизм представляют общую угрозу для всех стран ассоциации. Эта угроза усиливается наличием так называемого “трехграничья” – района между Малайзией, Филиппинами и Индонезией, характеризующегося скоплением большого количества малых островов и отсутствием четкого разделения национальных границ между этими тремя странам, что создает большие трудности при патрулировании и контроле данной территории. Такие условия делают трехграничье местом наиболее удобным для базирования боевиков, в том числе тех, которые в настоящее время фактически начали перемещение в район из стран Ближнего Востока. В связи с этим понятен большой интерес стран АСЕАН к докладу о результатах российской военной операции по борьбе с терроризмом в Сирии, с которым перед региональными министрами обороны выступил С.К. Шойгу.

Складывающаяся ситуация способствует расширению сотрудничества России со странами АСЕАН по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом в интересах обеспечения региональной безопасности и стабильности.

Большое внимание в ходе встреч СМОА и СМОА+ также уделялось нетрадиционным угрозам безопасности, а именно кибербезопасности, проблеме энергетической безопасности, угрозам, связанным с миграционными и демографическими процессами, риском повторения глобальных финансово-экономических кризисов и т.д.

Что касается позиции АСЕАН по проблеме Корейского полуострова, то каких-либо изменений в ней не было. Однако на прошедших встречах обсуждение этого вопроса отошло на второй план, что еще раз подтверждает четкую ориентированность стран ассоциации на решение, прежде всего, проблем, угрожающих внутренней безопасности ЮВА.