Двадцать третья конференция сторон (COP 23) рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) стартовала в Бонне 6 ноября с призывом придерживаться Парижского соглашения об изменении климата. Ключевой задачей этой встречи под председательством Республики Фиджи является согласование конкретных параметров механизмов реализации Парижского соглашения, которое определит международный климатический режим на период после 2020 года.

COP23 структурирована в соответствии с принципом одной конференции, двумя зонами. Межправительственные переговоры ООН проходят в зоне Bula, что в переводе с фиджийского языка означает теплый прием. Страны на переговорах запланировали разработать и запустить Talanoa диалог, названный в честь духа открытого обмена и конструктивных дебатов тихоокеанских островных государств, который будет запущен в течение 2018 года. Причем этот диалог завершится на COP24 в Польше в следующем году. Правительства также работают над тем, что можно назвать оперативной системой Парижского соглашения. Пятидневная программа, известная как Марракешское партнерство по глобальным климатическим действиям (GCA), включает более 100 мероприятий. Первые три дня GCA (10-12 ноября) продемонстрируют действия в 8 основных тематических областях; а именно: энергетика, вода, сельское хозяйство, океаны и прибрежные зоны, населенные пункты, транспорт, промышленность и лес. 13-14 ноября мероприятия выйдут в сегмент «высокого уровня», в котором будут обсуждать темы финансов, инноваций, устойчивости.

В конференции участвуют 25 000 человек, представляющих 196 стран, 33 подразделения ООН, 20 специализированных агентств, 80 межправительственных организаций и 1005 неправительственных.

В связи с этим событием 7 ноября было опубликовано заявление специального представителя Президента России по вопросам климата Александра Бедрицкого о позиции Российской Федерации. В нем подтверждена приверженность России целям Парижского соглашения и заинтересованность в конструктивном сотрудничестве со всеми сторонами при соблюдении принципов точности, транспарентности, полноты, единообразия и сопоставимости информации, которые уже действуют в рамках РКИК ООН.

В заявлении особо подчеркивается универсальный характер Парижского соглашения и необходимость единообразия руководящих принципов для всех участвующих сторон. В отношении увеличения национально определяемых вкладов (INDC) в рамках амбициозной климатической повестки все усилия должны основываться на принципе «снизу вверх» с учетом социально-экономических и природно-географических особенностей и на основе научно обоснованных оценок адекватности параметров таких вкладов. Объективная и прозрачная основа должна учитывать не только данные Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), Всемирной метеорологической организации (WMO), Программы ООН по окружающей среде (UNEP), Международного энергетического агентства (IEA) и других международных (в том числе неправительственных) организаций, но и подходы правительств всех стран соглашения.

На основании выработанных в 2017 году подходов будет осуществляться подготовка национального плана адаптации к неблагоприятным изменениям климата. Осуществляя свои политические заявления, в апреле 2016 года Российская Федерация приняла решение правительства выделить 10 млн. долл. США на финансирование проектов Программы развития ООН (ПРООН) по противодействию изменению климата в развивающихся странах. Эти средства переданы в Трастовый фонд Россия-ПРООН Фонд развития для поддержки инициатив «климатического окна». Несмотря на проведение санкционной политики рядом стран в отношении России, осуществляется разработка комплекса мер по подготовке к ратификации Парижского климатического соглашения.

Напротив, правительство Соединенных Штатов становится все более изолированным от участия в решении проблем изменения климата. Седьмого ноября сирийское правительство, 197-я страна ООН, не подписавшая Парижское соглашение ранее, объявило о подписании пакта. США остались единственной страной в мире вне соглашения. И, несмотря на то, что у США есть делегация на международных климатических переговорах в Бонне, президент подчеркивает свое нежелание участвовать. Об этом пишут различные американские и европейские СМИ: Daily Intelligencer Washington Post, Conversation, Reuters, Guardian, Agenparl и другие. «Это похоже на приглашение гостя на ужин, который жалуется на еду, но все равно остается», – сказал Найджел Первис, бывший руководитель экологической дипломатии США.

В начале ноября Белый дом опубликовал исследование, официально названное Специальным отчетом о климатических науках (Climate Science Special Report), оставив его без комментариев. Вопреки многим заявлениям и позициям, сформулированным президентом Трампом и членами его кабинета, в докладе четко говорится, что климат Земли меняется, и «крайне вероятно, что влияние человека было доминирующей причиной наблюдаемого потепления с середины 20-го века». Этот доклад объединяет работу 13 федеральных агентств, которые проводят исследования глобальных изменений и их воздействий в различных областях – от сельского хозяйства до национальной обороны. Доклад является первой частью четвертой национальной оценки климата США.

Эксперты обеспокоены тем фактом, что по сути научный офис Белого дома в настоящее время является пустой оболочкой: президент Трамп еще не назначил директора офиса и не имеет научного советника, т.е. тех, кто мог бы сделать выводы из доклада или повлиять на работу над второй частью оценки воздействия, рисков и адаптации климата, которые планируется завершить в начале 2018 года.

Президент Франции Эммануэль Макрон, анонсировавший проведение в Париже саммита по климату 12 декабря – в юбилейную дату климатического соглашения, пригласил более 100 мировых лидеров на свое мероприятие. Вместо Трампа он пригласил дипломатов США, объяснив это тем, что приглашенные главы государств являются участниками реализации соглашения.

Таким образом, можно констатировать, что мы наблюдаем достаточно плотную работу по подготовке реальной имплементации Парижского соглашения. График мероприятий со стороны заинтересованных участников соответствует остроте и динамике развивающихся климатических проблем. Особое участие Фиджи в этих процессах объясняется уязвимостью этой страны и реально ощущаемыми последствиями изменения климата, и при этом, вряд ли каким-либо странам, включая США, удастся остаться в стороне от ответов на возникающие вызовы.