Юго-Восточная Азия (ЮВА) стала центром политической жизни региона и мира. Это неудивительно в условиях тех событий, которые здесь происходят: визит Президента Владимира Путина во Вьетнам, азиатское турне Дональда Трампа, в рамках которого он посетил сразу две страны ЮВА (Вьетнам и Филиппины), саммит АТЭС, первые официальные визиты Си Цзиньпина во Вьетнам и Лаос после 19 съезда КПК, Восточноазиатский саммит, саммит АСЕАН, на котором присутствовал российский премьер Дмитрий Медведев, а также сопутствующие встречи, в том числе АСЕАН+3 и АСЕАН-США. Такое повышенное внимания к региону со стороны ведущих государств мира умело используется странами ЮВА в своих интересах.

Одним из главных интересов стран Ассоциации является экономическая интеграция, привлечение в субрегион иностранных инвестиций и максимально возможного числа зарубежных партнеров. Взгляды АСЕАН разделяют в Китае, который предлагает ускорить процесс создания Экономического сообщества Восточной Азии.

Экономическое сообщество Восточной Азии представляет собой торговый блок, который планируется создать в АТР на основе таких механизмов, как “АСЕАН+3” и Восточноазиатский саммит. Данную инициативу можно считать своего рода ответом Вашингтону, который препятствует созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

Это происходит в условиях американского курса на изменение правил мировой торговли, что предполагает пересмотр экономических отношений Вашингтона с партнерами в сторону сокращения внешнеторгового дефицита США. Суть претензий нынешней американской администрации к современному устройству мировой торговли сводится к тому, что Вашингтон ввел значительные послабления для ряда стран-экспортеров, а эти страны не открыли для США свои рынки.

Однако не стоит забывать, что подобная экономическая политика, которую проводили США на протяжении многих лет, была осознанной и имела целью заручиться поддержкой этих стран по ряду важных для США вопросов, в первую очередь во внешнеполитической сфере. Так, США именно через экономику налаживали отношения с Вьетнамом. И сейчас Штаты являются одним из главных вьетнамских торговых партнеров с товарооборотом свыше $40 млрд. Путем предоставления Вьетнаму экономических выгод в торговле с США и тем самым способствуя вьетнамскому экономическому росту и снижению зависимости этой страны от колоссального дефицита в торговле с Китаем1, США стремились сделать так, чтобы Ханой забыл о роли США в войне во Вьетнаме. Кроме того, страны ЮВА стали частью так называемой американской системы сдерживания или “кольца” вокруг Китая.

Несмотря на это, теперь Вашингтон заявляет о планах лишить страны региона той экономической поддержки со стороны США, которая существовала долгие годы, тем не менее американцы не перестают надеяться на солидарность этих стран со Штатами по ряду важных для американцев региональных вопросов. В первую очередь по проблеме Корейского полуострова.

Как заявил Д.Трамп, по окончании своего азиатского турне он примет решение о включении Северной Кореи в список государств-спонсоров терроризма. За усиление давления на КНДР выступают и Южная Корея, и Япония. Однако отвечает ли это интересам стран АСЕАН?  Маловероятно.  Напротив, АСЕАН видит решение проблемы в диалоге.

В свою очередь, Вашингтон рассчитывает на солидарность стран ЮВА по северокорейской проблеме в обмен на американскую поддержку в решении территориального спора стран ЮВА с Китаем. Однако нужна ли эта поддержка странам ЮВА в условиях, когда они почти согласовали с Пекином общие положения Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море (ЮКМ)? Безусловно, процесс окончательного утверждения документа может занять годы и даже в случае его успешного завершения Кодекс не станет решением самого спора. Тем не менее та работа, которая ведется на данном направлении, является большим прогрессом в отношениях Китая и АСЕАН и значительно снижает вероятность военной эскалации конфликта, способствует стабильности в регионе и установлению доверительных отношений между Пекином и столицами стран ЮВА.

Но есть ли в этом субрегионе место для России? Безусловно, да. В первую очередь, нам есть, что предложить странам ЮВА в сфере региональной интеграции, а именно создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в формате ЕАЭС-АСЕАН и ЕАЭС-Сингапур. В контексте стремления этих стран привлечь в субрегион новых партнеров сотрудничество с ЕАЭС расширит возможности АСЕАН и позволит России подключиться к созданию Экономическое сообщество Восточной Азии. В настоящее время у АСЕАН действуют шесть соглашений о ЗСТ со странами региона: с Китаем, Республикой Корея, Японией, Индией, совместно Австралией и Новой Зеландией, а также с Гонконгом (подписано 12 ноября 2017 года, вступит в силу 1 января 2019 года).

Кроме того, страны ЮВА высоко оценивают опыт России в борьбе с терроризмом. А эта проблема сейчас очень актуальна для этого региона. В условиях нарастания  террористической угрозы Россия готова стать надежным партнером стран АСЕАН и оказать им поддержку, главным образом, в военно-технической сфере.

Наша страна является желанным партнером для стран Ассоциации в развитии человеческих ресурсов и технологий. Возможны и новые проекты в сфере инфраструктуры. Хотя тут нам следует быть готовыми конкурировать с Китаем, который, безусловно, является главным партнером стран ЮВА в данной сфере. Тем не менее странам АСЕАН могут быть интересны инфраструктурные возможности России для создания единого экономического пространства и практической поддержки инициативы Экономического сообщества Восточной Азии.

  1. В 2016 г. при взаимном товарообороте Китая и Вьетнама в 71,9 млрд долларов США вьетнамский дефицит торгового баланса составил  27,96 млрд долларов.