В конце ноября в комитете по банковской деятельности Сената США прошли слушания по утверждению кандидатуры Джерома Пауэлла на пост нового главы Федеральной резервной системы. Поскольку он не вызывает острого отторжения ни у одной из политических партий, дальнейшее утверждение его в Сенате выглядит в значительной мере формальностью. Процедура должна быть завершена до февраля 2018 года, когда заканчивается срок правления Джанет Йеллен ‒ уходящей главы американского центробанка.

Отказ продлевать полномочия Йеллен на второй срок со стороны Дональда Трампа является в некоторой степени нарушением американской политической традиции, которая предполагает «внепартийный» характер деятельности центробанка и преемственность его руководства вне зависимости от политической принадлежности главы Белого дома. Однако вот уже много лет межпартийное противостояние в Вашингтоне носит весьма острый характер и обе стороны не склонны к компромиссам. Ввиду этого решение Трампа назначить «своего» главу ФРС вполне в духе времени и в пределах президентских полномочий.

Характерно, что денежно-кредитная политика (ДКП), проводимая при Йеллен, в общем-то, вполне устраивает Белый дом. Ультрамягкая ДКП, начатая еще при ее предшественнике Бернанке (нулевые процентные ставки вкупе с тремя мощными программами покупки активов (QE‒1,2 и 3) способствовала росту финансовых рынков, увеличению ВВП, снижению безработицы (до 4,1%) и в целом создает впечатление о полном преодоления последствий кризиса 2008-09 годах в США.

Мягкая ДКП выгодна Белому дому, поскольку помогает снижать кредитные ставки и стимулировать экономический рост, вызывает снижение безработицы и минимизирует расходы федерального бюджета на обслуживание огромного государственного долга (свыше 20 трлн долларов). Тем самым она создает основы для благоприятного развития американской экономики и популярности правящей власти. Напротив, жёсткая ДКП менее популярна ‒ она чревата замедлением экономического роста, поскольку способствует повышению кредитных ставок и росту непроизводительных расходов бюджета.

Однако многие члены Республиканской партии, к которой принадлежит и Трамп, являются критиками мягкой ДКП. По их мнению, данная политика способствует обесценению денег, провоцирует рост «пузырей» на финансовых рынках и перекачивает средства из реального сектора экономики в спекулятивные биржевые инструменты. В годы правления Обамы они требовали скорейшего прекращения проводимого американским центробанком «количественного смягчения» и повышения учетной ставки, а также добивались проведения аудита деятельности ФРС. Сам Трамп в ходе предвыборной кампании 2016 г. неоднократно критиковал Йеллен, заявляя, что ее курс излишне благоприятствовал администрации Барака Обамы[1].

Ввиду этого не удивительно, что Белый дом предпочел не выдвигать кандидатуру Йеллен на второй срок. Тем не менее, после своего прихода к власти Трамп скорректировал предвыборные позиции. Он не пошел на поводу у однопартийцев и предпочел выбрать кандидатуру главы ФРС, обеспечивающую преемственность проводимого курса. Таковым оказался Джером Пауэлл, заседавший в правлении ФРС с 2012 года и за это время эволюционировавший в лояльного сторонника Йеллен. При этом он долгое время являлся там единственным представителем Республиканской партии, что должно расположить к нему сенаторов-однопартийцев.

В ходе выбора нового главы ФРС перед Трампом стояла дилемма: продолжение максимально мягкой денежно-кредитной политики (ДКП), реализуемой Б.Бернанке и Дж.Йеллен (т.н. «голуби») или изменения в сторону ужесточения политики (т.н. «ястребы»). Президент США предпочёл выбрать кандидатуру, означающую преемственность в реализации мягкой ДКП. Как ожидается, Пауэлл будет постепенно и осторожно продолжать нынешний цикл по ужесточению ДКП, начатый в 2015 году.

В частности, Пауэлл заявляет, что целью ФРС является поддержка рынка труда и достижение т.н. полной занятости, что полностью в рамках курса его демократических предшественников. Поэтому в западных СМИ нередко высказывается мнение, что он является «республиканской версией Йеллен»[2]. Это соответствует желанию президента сохранить многие элементы политики по стимулированию экономического роста. Белый дом гордится подъёмом индексов деловой активности, связанных, как считается, с приходом к власти Д.Трампа. На деле он поддерживается беспрецедентно мягкими монетарными условиями, созданными благодаря американскому центробанку.

Помимо Пауэлла Трамп рассматривал кандидатуры экс-управляющего ФРС К.Уорша (выходец из банка Morgan Stanley), известного экономиста Дж.Тейлора (Стэнфордский университет) и директора Национального экономического совета Г.Кона[3]. Первые два из них считаются «ястребами», которые стремились бы к более быстрому повышению ставки и сворачиванию баланса ФРС (взгляды Кона на ДКП малоизвестны). Известно, что оба критиковали программы «количественного смягчения», реализованные при Бернанке[4].

В пользу Уорша лоббировали некоторые представителей деловых кругов (в частности, миллиардер С.Дракенмиллер). Тейлор пользуется авторитетом у многих республиканцев в Конгрессе. Его в течение многих лет прочили на пост главы ФРС в случае прихода к власти Республиканской партии, особенно учитывая его признанные заслуги в качестве академического экономиста[5].

На их фоне позиция Пауэлла поначалу выглядела слабой из-за излишней близости к предыдущей демократической администрации. Ввиду этого ему, на первый взгляд, трудно было рассчитывать на номинацию Трампа. Однако в его пользу сыграли экономические факторы, от которых зависит в том числе популярность Белого дома. Финансовые рынки встретили номинацию Пауэлла позитивно, поскольку его взгляды хорошо известны и благоприятны для отрасли. Уолл-стрит опасается перемен, которые может принести смена курса в ДКП в сторону более резкого повышения ставок.

На этом фоне членам Республиканской партии в Сенате трудно найти основания для отказа от поддержки номинации Пауэлла на пост главы центробанка. В его пользу высказывались лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл, глава бюджетного комитета Майк Крейпо, умеренная часть их однопартийцев, а также некоторое количество членов оппозиционной Демократической партии.

Регулирование

Несмотря на почти полное совпадение взглядов Пауэлла с Йеллен по вопросам денежно-кредитной политики, они расходятся по вопросам регулирования финансового сектора. При этом ФРС является одним из регуляторов в США, в задачу которого входит надзор за системно-значимыми финансовыми институтами, в том числе крупнейшими банками.

До прихода в ФРС Пауэлл долгое время работал в коммерческих структурах, в том числе на топ-менеджерской позиции в крупном инвестфонде Carlyle Group. Ввиду этого интересы финансовых институтов не является чуждыми для него. Пауэлл считает чрезмерным введенное при Обаме ужесточение регулирования финансовой отрасли. Он поддерживает позицию Трампа и Республиканской партии в том, что необходимо ослабить государственное давление на банки, воздержаться от введения дополнительных нормативов и инструкций и ослабить надзор над несистемными финансовыми институтами.

Так, Пауэлл выступает за либерализацию надзора за малыми и средними банков. В ходе сенатских слушаний он заявил о намерении отменить действие т.н. «правила Волкера» для финансовых организаций с активами менее 10 млрд долл. Помимо этого он желает облегчить ежегодную процедуру стресс-тестирования банков и проводить ее реже – раз в два года[6]. Однако это потребует внесения изменений в ныне действующий закон Додда-Фрэнка от 2010 года, что при текущей ситуации в Конгрессе выглядит очень маловероятным.

Схожих взглядов на регулирование придерживается Рэндол Куорлс, ранее назначенный президентом на пост вице-председателя ФРС по вопросам финансового надзора. Дж.Пауэлл и Р.Куорлс давно знакомы: их объединяет не только опыт работы в правительстве Дж. Буша-старшего, но и длительное сотрудничество с инвестфондом Carlyle Group.

Номинация Пауэлла продолжает линию Трампа по замещению ведущих экономических постов выходцами с Уолл-стрит. Согласно утечкам в СМИ[7], кандидатуру Пауэлла активно продвигал министр финансов С.Мнучин, ранее занимавший высокий пост в крупном банке Goldman Sachs. Также на Уолл-стрит работали: директор Национального экономического совета Г. Кон, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Джей Клэйтон, глава Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) Кристофер Джанкарло и другие назначенцы Трампа.

Белый дом стремится к уменьшению государственного вмешательства в дела банковской отрасли, ослаблению надзора за деятельностью частных финансовых институтов. Экономическая команда Трампа выступает за пересмотр ряда положений закона Додда-Франка, принятого в 2010 году демократами. Следует ожидать, что в этом русле будут продолжены кадровые назначения на вакантные посты членов Совета управляющих ФРС, а также других финансовых регуляторов (Федеральной корпорации по страхованию вкладов) и пр.

Впрочем, пока предлагаемые будущим главой ФРС Пауэллом изменения в регулировании носят довольно косметический характер. Они не затрагивают основ системы, введенной при Обаме по итогам Мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и призванной не допустить его повторения.

Перспективы финансового сектора США

В долгосрочной перспективе, проводимый в настоящее время цикл по ужесточению ДКП может создать сложности для реализации программы Трампа. За два года ФРС четырежды повысила свою ключевую ставку (с 0-0,25% до 1-1,25%) и в сентябре 2017 года заявила о начале сокращения баланса центрального банка, достигшего рекордных 4,5 трлн долл. в результате трех программ «количественного смягчения». Следующее повышение ключевой ставки ожидается в декабре 2017 года.[8]

Президент США пообещал осуществить дорогостоящую программу инфраструктурного обновления страны и увеличить оборонные расходы. При этом доходная часть бюджета должна сократиться в результате снижения налогов. Это неизбежно приведет к росту бюджетного дефицита и расходов на обслуживание госдолга. Поэтому максимально мягкая монетарная политика видится Трампу наиболее подходящим инструментом для реализации своих замыслов.

Между тем, дальнейшее повышение учетной ставки способствует приостановке роста «кредитного пузыря» и замедлению темпов роста экономики США. Объявленное в сентябре 2017 года начало распродажи колоссальных объемов государственных и ипотечных облигаций, находящихся на балансе ФРС (соответственно 2,5 и 1,8 трлн долл.), может поставить финансовые рынки в неустойчивое положение. Рост биржевых индексов может приостановиться, и на каком-то этапе смениться спадом.

При внешне благоприятном фоне, в американском финансовом секторе накапливаются тревожные тенденции. Наблюдается беспрецедентное увеличение спекулятивных доходов игроков Уолл-стрит на фоне стагнации уровня жизни рядовых американцев. Длительное применение монетарных стимулов чревато отрывом стоимости активов от фундаментальных экономических показателей. Стоит отметить безудержный рост курса акций американских высокотехнологичных компаний, а также гиперболические скачки стоимости криптовалют, что ведущие экономисты называют примером классического финансового «пузыря»[9].

Проблема осознаётся в США, ввиду чего правление ФРС крайне осторожно и неспешно подходит к вопросу дальнейшего повышения ставок. В ходе слушаний в бюджетном комитете Пауэлл заявил о намерении постепенно сократить объем активов центробанка с нынешних рекордных 4,5 до 2,5-3 трлн долл. По его словам, этот процесс займет 3-4 года[10].

Ряд американских экспертов полагает, что Пауэллу будет тяжело управлять экономикой в случае возникновения кризисных явлений, поскольку он не имеет достаточно солидного экономического образования. По диплому он юрист, хотя и много лет проработал в организациях финансового сектора. А в нестандартных ситуациях могут быть востребованы люди, обладающие более глубокими теоретическими познаниями в экономике, каковыми остаются Бен Бернанке и Джанет Йеллен.

[1] Conservative Republican tries to derail reappointment of Fed’s Yellen / Reuters. October 19, 2017. URL: http://www.channelnewsasia.com/news/world/conservative-republican-tries-to-derail-reappointment-of-fed-s-yellen-9326302

[2] Appelbaum B. Trump’s Fed Finalists Offer a Clear Choice: Status Quo or Significant Change / 24 October, 2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/10/24/us/politics/trump-fed-powell-taylor-yellen.html

[3] Who will be the next chair of the Federal Reserve? / Economist. August 10, 2017. URL: https://www.economist.com/news/finance-and-economics/21726081-gary-cohn-leading-candidate-replace-janet-yellen-who-will-be-next

[4] Trump Considered Keeping Yellen at Fed, Until Mnuchin Spoke Up / Bloomberg. 3 November, 2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-11-02/trump-considered-keeping-yellen-at-fed-until-mnuchin-spoke-up

[5] Lanman S. John Taylor: The Republicans’ Shadow Fed Chairman / Bloomberg. 21.01.2011. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2011-01-20/john-taylor-the-republicans-shadow-fed-chairman

[6] Fed nominee Powell: Financial system ‘quite strong,’ backs ‘tailoring’ regulations to ease up on small banks / CNBC. 28.11.2017. URL: https://www.cnbc.com/2017/11/28/fed-nominee-powell-backs-tailoring-regulations-to-ease-up-on-small-banks.html;

Fed’s Powell Suggests Streamlining Bank Stress Tests / Reuters. April 20, 2017. URL: http://www.foxbusiness.com/markets/2017/04/20/feds-powell-suggests-streamlining-bank-stress-tests.html

[7] Trump Considered Keeping Yellen at Fed, Until Mnuchin Spoke Up / Bloomberg. 3 November, 2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-11-02/trump-considered-keeping-yellen-at-fed-until-mnuchin-spoke-up

[8] Borak D. Jerome Powell says Fed likely to hike rates in December / CNN. November 28, 2017. URL: http://money.cnn.com/2017/11/27/news/economy/jerome-powell-senate-confirmation-hearing/index.html

[9] Stiglitz Says Bitcoin ‘Ought to Be Outlawed’ / Bloomberg Surveillance. November 29th, 2017. URL: https://www.bloomberg.com/news/videos/2017-11-29/joseph-stiglitz-bitcoin-ought-to-be-outlawed-video

[10] Fed nominee Powell: Financial system ‘quite strong,’ backs ‘tailoring’ regulations to ease up on small banks / CNBC. 28.11.2017. URL: https://www.cnbc.com/2017/11/28/fed-nominee-powell-backs-tailoring-regulations-to-ease-up-on-small-banks.html