Геополитическое положение России и тенденции глобального развития настоятельно диктуют необходимость укрепления позиций нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который  постепенно становится ведущим центром мировой экономики и политики.

Для России сегодня  наращивание  экономического потенциала, расширение  номенклатуры  и повышение  качества продукции, повышение  уровня жизни населения и сохранение стабильности в обществе во многом будет зависеть от эффективности  предпринимаемых усилий по развитию  регионов, умелого  и целенаправленного  использования  их потенциала, в том числе в сфере сотрудничества с внешними партнерами. В частности, этим целям служит реализация двух ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Развитие Курильских  островов», а также  последовательное осуществление интеграционных проектов, включая меры по созданию к 2015 году Евразийского экономического союза. 

В этом общем контексте Россия придает  особое значение развитию  сотрудничества  со странами Азиатско-Тихоокеанского  региона, в котором Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) занимает одно из  ведущих мест. В последние годы Вьетнам демонстрирует высокие  и устойчивые темпы  роста своего ВВП (более 5%), добивается заметных успехов в социально-экономическом и культурно-образовательном развитии страны.  Он входит в пятерку  наиболее эффективных экономик АСЕАН. Поэтому   стратегическое партнерство  с Вьетнамом, учитывающее продолжительный  позитивный опыт  российско-вьетнамского сотрудничества, без сомнения, будет  способствовать  последовательному укреплению позиций России  в АТР, где  вьетнамская сторона  является одним из ведущих центров экономического роста. Со своей стороны Вьетнам также имеет глубоко мотивированную заинтересованность в сотрудничестве с Россией.

Флагманами  российско-вьетнамского  сотрудничества  в области инвестиционной и промышленной кооперации  являются совместные предприятия «Вьетсовпетро», в активе которого 206 млн. т добытой нефти; «Русвьетпетро», работающее в Ненецком автономном округе; «Газпромвьет», занимающийся освоением  месторождений нефти и газа в Оренбургской области  и в других российских регионах, а также   взаимодействующие с вьетнамскими коллегами компании «Роснефть» и «Газпром».   Например,  «Газпром» и компания «Петровьетнам» учредили совместное предприятие по  производству газомоторного топлива, обсуждаются перспективы поставки во Вьетнам  сжиженного природного газа и готовых нефтепродуктов. На территории Вьетнама компания «Газпромнефть» участвует в модернизации нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат», на которое сырье будет поставляться из России.

В инвестиционной сфере двустороннего сотрудничества Россия занимает 18 место среди более ста государств и территорий, инвестирующих во Вьетнам. В стране реализуются 93 российских инвестпроекта стоимостью более одного миллиарда долларов США. Вьетнам же, со своей стороны,   участвует в России в 16 проектах с общим объемом инвестиций более двух миллиардов  долларов США.[1]

Стороны успешно сотрудничают в сфере мирного использования атомной энергии.  Это сотрудничество осуществляется на базе  подписанного Соглашения о  строительстве  атомной электростанции  «Ниньтуан-1» мощностью 1200 МВт, пуск двух энергоагрегатов которого  планируется осуществить в 2023-2024 годах. Стоимость проекта 5,6 млрд дол. Вьетнамская АЭС станет первым такого рода объектом, построенным по российской технологии в Юго-Восточной Азии.  Кроме этого,  ведется работа по  строительству в республике  Центра ядерной науки и технологий и подготовке вьетнамских специалистов-атомщиков. По сути, речь идет о создании новой отрасли экономики Вьетнама – ядерной энергетики.

Важной составляющей российско-вьетнамских отношений является военное и военно-техническое сотрудничество, которое поддерживается на основе международных норм и правил, а также соответствующих документов, в полной мере отражающих интересы сторон. По соглашению между Россией и Вьетнамом (2009 г.),   российская сторона должна поставить своему партнеру шесть подводных лодок для военно-морских сил Вьетнама. Военными ведомствами двух стран в ноябре 2013 года было подписано межправительственное соглашение, предусматривающее содействие вьетнамской стороне в подготовке кадров для армии и флота. Кроме этого, стороны намерены  продолжать работу по расширению поставок для вьетнамских вооруженных сил  российской продукции военного назначения. 

Без всякого сомнения, укреплению и развитию сотрудничества существенно поможет Соглашение  о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между  государствами-членами  Таможенного союза  (ТС)  и Вьетнама. Его подготовка ведется с марта 2013 года  в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе переговоров  делегации Таможенного союза с вьетнамской стороной в Ханое. Следует отметить, что в условиях, когда Азиатско-Тихоокеанский регион постепенно выходит на лидирующие позиции в развитии глобальной экономики,  для России, как и ТС в целом, не являются безразличными рынки стран Большой Восточной Азии и Тихоокеанского пространства. Поэтому сотрудничество с Вьетнамом в рамках ЗСТ может стать своевременным и важным шагом в нужном направлении. При успешной реализации к 2015 году проекта Евразийского экономического союза, который должен стать связующим звеном между Европой и АТР,  участники режима свободного обмена товарами, капиталами и  услугами могут в будущем существенно нарастить свой потенциал с опорой на экономгеографические преимущества регионов. Например, Соглашение позволит  России и Вьетнаму еще  глубже диверсифицировать номенклатуру товарообмена и   увеличить  его объем с нынешних 3,7 млрд дол. США (2012 г., рост 20%) до 7 млрд дол. в 2015 году и  до 10 млрд дол. США в 2020 году. 

Очевидно и то, что с выходом  Закона «О ратификации Соглашения между Правительством  Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой  деятельности  граждан Российской Федерации  в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации» (от 2 ноября 2013 года № 290 ФЗ) для граждан обоих государств будут созданы дополнительные гарантии в области  социальной защиты и соблюдения прав в процессе трудовой деятельности на территории принимающей стороны.

В контексте сложных политических изменений, происходящих сегодня в Азиатско-Тихоокеанском  регионе  и  Большой Восточной Азии,  роль Вьетнама приобретает особенное значение по целому ряду причин, и среди наиболее важных  –  его позитивное влияние на   сохранение мирного и стабильного развития ситуации в  Юго-Восточной Азии.  Следует заметить, что Россия и Вьетнам зафиксировали  необходимость  решения споров по акватерриториальным вопросам (в частности, речь идет об островах Парасельских  и Спратли) исключительно путем переговоров на основе Конвенции ООН по морскому  праву от 1982 года и  положений Декларации о поведении сторон  в Южно-Китайском море (ЮКМ) от 2002 года. Такой подход, вне сомнений, является безальтернативным. Опираясь на него и проявляя определенную гибкость в отстаивании своих претензий,  Вьетнам и Китай учредили рабочую группу по деловому взаимодействию в ЮКМ, подписали 12 соглашений по развитию сотрудничества в сфере торговли, энергетики, реализации инфраструктурных проектов.[2] Стороны активно взаимодействуют по линии межпартийных и межгосударственных связей, поддерживают постоянный диалог между военными и другими ведомствами. Все это пока помогает сохранять мир и безопасность в ЮКМ и Тонкинском заливе.

Кроме этого, Вьетнам проводит активную многовекторную внешнюю политику, развивая отношения с Индией, США, Японией, Южной Кореей. Он – деятельный участник интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии, где ведущую роль играют государства-члены АСЕАН. Поэтому вполне естественно то, что  в Концепции внешней политики Российской Федерации  специально выделено положение о том, что «Россия стремится последовательно  углублять  стратегическое партнерство с Вьетнамом». Эти отношения и сотрудничество успешно развиваются как в двустороннем формате, так и на площадках международных организаций и форумов – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Восточноазиатский саммит (ВАС),  Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещания министров обороны стран-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами, Форум «Азия-Европа» (АСЕМ) и др.

Нельзя также не отметить и то, что в ходе визита  Президента России В.В. Путина в СРВ (ноябрь 2013 г.), Россия и Вьетнам договорились  наращивать сотрудничество  в сфере науки и технологий, образования и подготовки кадров, руководствуясь в этом деле глубоким смыслом  и содержанием стратегического партнерства.По словам Президента России В.В. Путина,  Вьетнам сегодня выступает в качестве ключевого партнера нашей страны в регионе.[3]