Пханмунчжомская декларация, принятая по итогам встречи глав КНДР и РК Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина, задала определенные рамки для межкорейского сотрудничества. Её реализация предусматривает готовность Пхеньяна и Сеула предпринять практические шаги для восстановления кооперации между двумя частями полуострова. Важной её составляющей остаются вопросы транспортного сообщения между КНДР и РК.

На состоявшихся 26 июня межкорейских переговорах с участием представителей профильных министерств (Минтранс РК и Министерство железных дорог КНДР) принято решение о начале работ по проверке западного и восточного участков Транскорейской железной дороги. Предполагается, что 24 июля начнутся работы на северном участке дороги Сеул – Синыйчжу, а затем – на отрезке железнодорожного полотна между Туманганом и Кымгансаном. На основе полученных данных стороны подготовят план модернизации железных дорог Севера и восстановления сообщения между двумя странами.

Через два дня, 28 июня прошли рабочие переговоры по вопросу соединения автомобильных дорог КНДР и РК. Их результатом стала договоренность о совместной модернизации дорожной сети Северной Кореи. В частности, предполагается строительство шоссе между Кэсоном (КНДР) и Мунсаном (РК) на западе полуострова, а также Косоном (РК) и Вонсаном (КНДР) на побережье Японского моря. Это позволит открыть автомобильное движение между Севером и Югом.

Вопросы транспортных связей являются одной из главных проблем социально-экономического развития КНДР. Состояние её железных и автомобильных дорог оставляет желать лучшего, на что Ким Чен Ын даже посетовал в ходе переговоров с Мун Чжэ Ином. Красноречиво иллюстрирует ситуацию такой факт: расстояние между станцией Туманган на российско-северокорейской границе и Пхеньяном составляет 845 км. Поезд 002 «Москва – Пхеньян» преодолевает этот участок за 1 сутки и 5 часов. Для сравнения – аналогичную дистанцию в России поезда дальнего следования проходят за 10-12 часов. Неудовлетворительное состояние северокорейских железных дорог порождает проблемы логистического характера и затрудняет развитие трехстороннего сотрудничества между РК, КНДР и РФ.

Процесс технического обследования северокорейских железных дорог предполагает и включение в него России. РЖД уже принимала участие в модернизации участка полотна на участке Хасан – Рачжин. Это позволило организовать доставку российского каменного угля в порт Расон (КНДР) для его дальнейшей транспортировки в Республику Корея. Важно отметить, что этот проект не подпадает под международные санкции, и, следовательно, является перспективной площадкой для трехстороннего сотрудничества. Южнокорейское руководство и бизнес-круги проявляют интерес к российскому опыту в данной сфере. В частности, 22 июня во время государственного визита президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина в Россию, РЖД и Корейские железные дороги (Korail) подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества, важным пунктом которого стал и проект соединения Транскорейской и Транссибирской магистрали.

Впрочем, восстановление северокорейской железнодорожной сети – это процесс, который потребует систематических финансовых вложений в течение длительного периода. Южнокорейский бизнес демонстрирует заинтересованность в развитии межкорейского сотрудничества в этой сфере, рассчитывая на возможность выхода к железным и автомобильным дорогам Китая и России. По их расчетам, это позволит снизить время доставки грузов из РК в Европу и даст возможность для диверсификации транспортного сообщения этой страны в условиях явной зависимости от морских маршрутов, проходящих через Южно-Китайское море.