Прошедший во Владивостоке 11-13 сентября Восточный экономический форум-2018 посетили около 7,3 тыс участников из 60 иностранных государств. Общая сумма подписанных в ходе мероприятия 220 соглашений превышает 3 трлн рублей.

Основная тема форума – «Дальний Восток: расширяя границы возможностей». Главы государств и правительств, участвовавшие в работе ВЭФ, высоко оценили его значение для обсуждения ключевых вопросов сотрудничества и определения направления развития взаимодействия стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мероприятие, проводившееся уже в четвёртый раз, уже доказало свою значимость как для российского Дальнего Востока, так и стран АТР, усматривающих в расширении сотрудничества с нашей страной значительные перспективы для собственного социально-экономического развития.

Вместе с тем, опыт проведения ВЭФ оказался крайне полезным и с точки зрения выявления «тонких» мест в системе многостороннего взаимодействия «коренной части» АТР – Восточной Азии. Благодаря разнообразным и бурным дискуссиям на секциях, пленарных заседаниях и в кулуарах постепенно проясняются причины «пробуксовки» некоторых инициатив и затруднений в реализации ряда проектов. Главная причина – разница в понимании ключевых категорий представителями ведущих государств региона, сложившаяся ввиду как исторических и культурных особенностей, так и индивидуальной трактовки целей и задач развития. В итоге простые и понятные, казалось бы, слова приобретают для каждого из участников диалога разное значение.

Мир

Президент России В.Путин предложил премьер-министру Японии С.Абэ подписать до конца года мирный договор без предварительных условий. Однако, генеральный секретарь кабинета министров Японии Й.Суга счёл данное предложение неприемлемым, отметив приоритетность решения проблемы возвращения «северных территорий». Такой подход фактически блокирует совместное освоение Южных Курил, так как японские парламентарии не желают признавать их российскими и принимать нормативный акт, регулирующий деятельность сторон. Несмотря на стремление японского премьера к миру, тем не менее, он не готов отказаться и от совместной с американцами программы в области противоракетной обороны.

Безопасность

Центральной проблемой безопасности региона бесспорно является ракетно-ядерная программа КНДР и проблема урегулирования отношений Пхеньяна с Сеулом и Вашингтоном. По меткому замечанию председателя КНР Си Цзиньпина на пленарном заседании ВЭФ «развязать корейский узел должны те, кто его завязал». Несмотря на достигнутые на встрече Д.Трампа и Ким Чен Ына договорённости, реальный прогресс не так велик. Северокорейская сторона решилась на ряд мер по денуклеаризации, но совершенно справедливо ожидает и взаимных уступок. Член Национальной ассамблеи Республики Корея Сон Ён Гиль на одной из секций форума отметил необходимость принятия Вашингтоном конкретных мер по улучшению ситуации на полуострове. Но пока американская сторона предпочитает перекладывать ответственность на других и выдвигать невыполнимые требования. Ответственную позицию в связи с этим заняла Россия, взявшая на себя смелость разработать предложения Совету Безопасности ООН по смягчению санкционного режима в отношении КНДР.

Развитие

Значительная часть проектов, предлагаемых к реализации государствами СВА своим соседям, связаны с совершенствованием транспортной системы региона. Среди важнейших инициатив – освоение Северного морского пути, соединение железнодорожных магистралей (например, Транскорейской железной дороги с Транссибом), строительство новых нефте- и газопроводов. Вместе с тем, как можно было понять из презентаций зарубежных партнёров на профильных секциях ВЭФ, основная активность, а равно и львиная доля потенциальной прибыли приходятся на территории государств-инициаторов. Такой «государственно-центристский» подход, направленный на преследование исключительно национальных интересов, не позволяет сформировать общерегиональной транспортной системы и энергетической инфраструктуры, полностью раскрыть уникальный потенциал каждой страны Северо-Восточной Азии и добиться максимальной эффективности при реализации многосторонних проектов. Сужение картины только до собственной выгоды стимулирует внутрирегиональную конкуренцию, что на руку Западу, не заинтересованному в появлении мощного альтернативного вектора развития на Востоке.

Сотрудничество

Традиционно главное внимание участников Восточного экономического форума притягивают масштабные международные проекты, такие как трансграничные мосты, новые порты и заводы, газовые терминалы, электростанции и т.д. Подобные инициативы связаны с многомиллиардными инвестициями и требуют значительных времени и усилий для реализации. В ходе своего выступления премьер-министр Японии С.Абэ продемонстрировал небольшой фильм, где был сделан акцент на «малых формах» российско-японского взаимодействия: малоэтажном строительстве, медицинском центре, «умных» коммунальных и дорожных системах. Всего же в стадии реализации находится около 150 совместных проектов, многие из них – по линии малого и среднего бизнеса, направленных на улучшение качества жизни россиян. Показателен и пример, приведённый председателем КНР Си Цзиньпином о мальчике из провинции Сычуань, более десяти лет назад мечтавшем учиться в России. Теперь он учится в Дальневосточном федеральном университете”, — поделился Си Цзиньпин.

Как отметил Президент России В.Путин: «Наши усилия направлены на то, чтобы создать в динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе мощный центр международного сотрудничества и интеграции, деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры…для того чтобы люди могли в полной мере реализовать себя». 

Для всемерной реализации повестки Восточного экономического форума и других крупных международных мероприятий многосторонние усилия государств АТР необходимо направить, прежде всего, на максимальное обеспечение нужд жителей региона, повышение качества жизни и развитие межличностных трансграничных связей. Отход от принципов сиюминутной выгоды позволит в итоге всем участникам добиться формирования гармоничной среды на пространстве Восточной Азии, свободной от политических и военных разногласий и недобросовестной экономической конкуренции.

Подразумевается, что в будущем формат ВЭФ станет более конкретным, обеспечивающим непосредственную связь представителей бизнеса всех участвующих государств с их политическим руководством, также повысится и уровень ответственности перед собственными гражданами за нереализованные инициативы.