Несмотря на многочисленные заверения либеральных экспертов и представителей бизнеса о полезности миграции, последняя все чаще становится предметом критического обсуждения. Именно в таком ключе, на наш взгляд, целесообразно рассматривать и последние данные Центрального Банка Российской Федерации о суммах трансграничных денежных переводов физических лиц.

Международные финансовые организации и ряд российских банков уже давно проявляют особое внимание к мигрантам, предлагая приезжим свои услуги для перевода денежных средств в страну исхода. В настоящее время на этом рынке работают десятки крупных игроков федерального и международного уровня, соревнующиеся друг с другом за право предложить свои услуги миллионам мигрантов. Активные кампании по привлечению клиентов регулярно проходят в столичном метрополитене, салонах мобильной связи, в сети Интернет.  Благодаря миграции, в России создана целая индустрия, содействующая многомиллиардному оттоку капитала из России.

Однако популярность денежных переводов является позитивным обстоятельством лишь для компаний, предоставляющих соответствующий сервис. В целом же для российской экономики массовая миграция сопряжена с многомиллиардными денежными потерями. 

По данным Центрального Банка РФ, посредством денежных переводов, осуществленных  физическими лицами, в 2013 г.  из России было отправлено 23,59 млрд. долларов США. 22,36 или почти 95% от этой суммы составили переводы из России в страны СНГ, Грузию и Китай.

 

График 1. Динамика ежегодных объемов денежных переводов из России в страны СНГ, Грузию и Китай (млрд. долларов США)

 

Источник: Центральный Банк Российской Федерации 

 

За последние восемь лет (с 2006 по 2013 гг.) посредством трансграничных денежных трансфертов  из России в указанные страны (СНГ, Грузия, Китай) было отправлено в общей сложности более 106 млрд. долларов.  За рассматриваемый период произошел более чем четырехкратный рост годового объема денежных переводов: с 5,2 млрд в 2006 г. до 22,36 млрд. в 2013 г.

Единственным исключением из тенденции увеличения годовых сумм денежного оттока за пределы России в приведенном восьмилетнем интервале стал кризисный 2009 г., в котором наблюдалось 28-процентное снижение общей суммы денежных переводов по отношению к 2008 г. Однако уже в 2010 г. восходящая динамика денежного оттока за пределы России была продолжена, а к 2011 г.  сумма денежных переводов составила 16,49 млрд. долларов, превысив данный показатель 2008 г. (13,76 млрд.) на 16,5 %.  

 

График 2. Распределение основных стран-реципиентов денежных переводов из России по суммам денежных переводов, 2013 г.(млрд. долларов США)

 

Источник: Центральный Банк Российской Федерации 

 

Среди стран назначения денежных трансфертов наибольший отток в 2013 г. наблюдался в Узбекистан (6,63 млрд.), Таджикистан (4,15 млрд.), на Украину (3,08 млрд.), Киргизию (2,08 млрд.), Армению (1,6 млрд.), Молдавию (1,26 млрд.), Азербайджан (1,23 млрд.). По итогам 2013 г.  на эти семь стран пришлось 89,5% от общей суммы переводов в страны СНГ, Грузию и Китай. Переводы в две последние страны также составили значительные доли в суммарной “утечке” капитала: в Китай было отправлено  797 млн., в Грузию – 789 млн. долларов. 

 

Таблица.  Суммы денежных переводов из России, осуществленные через системы денежных переводов c 2006 г. по 2013 г. (млн. долларов США) 

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Страны СНГ 4673,6 8575,4 12608,6 8 919 11079,8 15142,8 18209,2 20 780
АЗЕРБАЙДЖАН 378,5 653,5 887,3 660,7 794 1 049 1 132 1 232
АРМЕНИЯ 530,5 943,4 1 249,2 848,3 1 018 1 284,4 1 449 1 597
БЕЛАРУСЬ 37 71,2 99,9 96,1 164,7 151,4 199 249
ВЬЕТНАМ 1,1 2,7 4,1 13,9 50,5 94 115,2 121
ГРУЗИЯ 299,5 558 683 517,2 565,5 668,8 733,2 789
КАЗАХСТАН 72,8 124,4 186,6 159,5 247 362,6 391,3 455
КИРГИЗИЯ 383,8 715,2 1 156,7 894,3 1 106,4 1 547,5 1 837,3 2 080
КИТАЙ 230,2 374,4 473,4 398,8 550,1 683 764,2 797
ЛАТВИЯ 6,8 12,2 17,2 20,2 24,2 37,9 38,1 46
ЛИТВА 6,8 12,1 14,5 11,7 18,5 35 48,2 27
МОЛДОВА 457,2 805,9 1 113,9 745,7 845 1 076 1 178,6 1 261
ТАДЖИКИСТАН 834,8 1 632 2 516,3 1724,5 2 215,7 3 014,9 3 634,2 4 155
ТУРКМЕНИЯ 13,8 29 47,6 32,9 34,7 34,4 36,8 40
ТУРЦИЯ 30,7 58,6 88,8 70 86 114,5 134,2 158
УЗБЕКИСТАН 865,6 1665,8 2978,2 2052,4 2845,4 4 262,2 5668,2 6 633
УКРАИНА 800,1 1376,9 1689,9 1338,9 1808,9 2 360,3 2682,8 3 078
ЭСТОНИЯ 2,8 5,1 6,5 6,1 8,2 13,2 16,9 18

 Источник: Центральный Банк Российской Федерации 

 

Несмотря на столь значительные суммы, важно учитывать их неполноту. Одной из причин фрагментарности данных выступает тот факт, что в соответствующей базе Центрального Банка РФ учтены далеко не все операторы, действующие на этом рынке. Подсчет общей суммы денежных переводов  осуществлялся на основе данных 19 операторов: Anelik, BLIZKO, Coinstar Money Transfer, Contact, InterExpress, Migom, MoneyGram, PrivatMoney, UNIStream, Western Union, АзияЭкспресс, АЛЛЮР, Блиц, Быстрая Почта, Золотая Корона, ЛИДЕР, Почта России, Faster, Caspian Money Transfer.  При этом, как минимум, три крупных игрока, действующих на рынке трансграничных денежных операций (beGOm, МОПС и Русский стандарт), были проигнорированы. Не исключено, что в базу данных  ЦБ РФ не попали и региональные компании, работающие на более узкую этническую аудиторию, чем операторы федерального уровня.    

По данным ЦБ РФ за 2012 г., денежные трансферты через системы денежных переводов составили лишь 43% совокупного объема трансграничных операций физических лиц, связанных с отправкой денежных средств за рубеж.[1] Не секрет, что помимо систем денежных переводов существует немало альтернативных способов перевода денежных средств через многочисленные сервисы электронной коммерции, банковские карты и банковские счета. К сожалению, на сегодня не существует полноценного учета, включающего все способы перевода денежных средств за пределы России.

Кроме того, следует учитывать, что значительная часть вывозимых денежных средств покидают Россию неофициальным путем. По результатам исследований профильных международных организаций, значительная часть мигрантов вообще не пересылает денег на родину. Многие мигранты перевозят их лично либо передают через третьих лиц.

Согласно обследованию Международной организации труда (МОТ), денежные средства в страну исхода отправляют около половины мигрантов. По итогам похожего исследования Международной организации по миграции (МОМ), оказалось и вовсе – 35%. Особенно это характерно для крупнейших городов, где велика доля проживающих и работающих постоянно: в Санкт-Петербурге 86% мигрантов не отправляют деньги на родину.[2]  

По данным ИА «Росбалт» на 2006 г., 60% от объема денежных переводов в Китай поступило, минуя официальные каналы.[3] 

По обследованию Национальной статистической службы Армении, 40% денежных переводов поступали в Армению в виде банковских переводов, около 27,5% – через друзей/родственников, 18,3% – через операторов денежных переводов.[4]

Выводы азербайджанских исследователей тоже свидетельствуют о неполноте официальных данных. По мнению специалистов, не более 15-20% азербайджанцев в России используют для этих целей банки и почту. Как выяснилось, в данной этнической среде, помимо денежных переводов, активно практикуются такие формы неофициального «вывода» финансов как: пересылка через проводников поезда, родственников, друзей (знакомых), самовывоз, «хавала» (нелегальные системы денежных переводов).[5]

На таком проявлении миграции как «хавала» следует остановиться подробнее. Последняя является своеобразной основой международного оборота нелегальных ценностей в современном мире. В арабском мире она известна под названием “хавала”, но также именуется фэй чьен (фей-чиен) (Китай), падала (Филиппины), худж (Пакистан), хуи куан (Гонконг), кса-вилаад (Сомали) и фей кван (Таиланд). Помимо классической передачи средств между родственниками, живущими в разных странах, “хавала” также используется для “отмывочных” операций и движения материальных средств в рамках террористических сетей и сообществ наркоторговцев.  Суть “хавалы” состоит в том, что  значительные материальные ценности в виде денег, золота и драгоценных камней перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов. Учитывая, что все финансовые транзакции осуществляются в ходе своповых операций (методом взаимозачета) или при личных встречах (второе случается значительно реже), то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии. Как и в случае с легальными системами денежных переводов, в “хавале” не происходит непосредственного перемещения денег и других материальных ценностей – транзакции осуществляются на основе своповых сделок (своповая сделка, swap deal – обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет), основанных на взаимном доверии. Информирование сторон происходит по телефону, факсу или электронной почте. Как правило, денежные переводы осуществляются между хаваладас одной национальности – у пуштунов, белуджи, таджиков и т.д. существуют собственные сети, включенные в глобальную систему «хавала». При построении системы по этническому и территориальному признакам, «хавала» хорошо защищена от мошенничества и недобросовестных участников сделок.[6]

 Ранее в Москве были раскрыты этнические сети, связанные с наркоторговлей, действующие по принципу “хавалы”. Общая сумма “отмытых” преступных доходов от одной из таких  сетей составила 3,8 млрд. долларов США.[7]

Очевидно, что в условиях интенсивной миграции интерес к  услугам финансового характера со стороны приезжих будет только возрастать. При этом бизнес будет и далее смотреть на приезжих как на новый расширяющийся рынок, выступая своего рода лоббистом массовой инокультурной иммиграции. В итоге объем легального и нелегального оттока из страны, а с ним и криминальная составляющая этого процесса, будет продолжать расти.



[1] Обзор Центрального Банка Российской Федерации «Трансграничные операции физических лиц в 2012 году». URL: http://www.cbr.ru/statistics/CrossBorder/CrossBorder_2012.pdf

[2] Владимир Мукомель. Экономика нелегальной миграции. // Электронный журнал «Демоскоп Weekly», № 207–208. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema04.php 

[3] ИА «Росбалт». Мигранты кормят СНГ. 03.05.2007. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2007/05/03/295217.html 

[4] National Statistic Service of Armenia Labour Migration in Armenia. Report. Yerevan, 2007. P. 51  Цит. по: United Nations ESCAP. Background paper for the Expert Group Meeting on Strengthening Capacities for Migration Management in Central Asia, 20-21 September 2010, Bangkok.  Миграция и денежные переводы мигрантов Центральной Азии, Армении и Азербайджане. С. 37

[5] AZE.az. Н. Кафарова «Финансовая помощь диаспоры Азербайджану за годы независимости составляет 40–70 миллиардов долларов». 07.02.2011: http://aze.az/news_finansovaya_pomosh_diaspor_51291.html

[6] Игорь Хохлов . «Тень и свет хавалы. Финансовая система эпохи Средневековья в условиях глобализации».  Единое Отечество. 30.04.2007.  URL: http://www.otechestvo.org.ua/main/20074/3012.htm 

[7] Lenta.Ru.  «Хавала по-московски».  29.06.2007.  URL:    http://lenta.ru/articles/2007/06/29/hawala