19 мая 2014 года стало известно, что глава подкомитета по ядерному оружию палаты представителей США республиканец Майк Роджерс собирается внести в проект бюджета Пентагона поправку, согласно которой американское правительство должно будет добиться от Украины прекращения сотрудничества с Россией в сфере обслуживания баллистических ракет.[1]

Речь идёт о работах, проводимых днепропетровским КБ «Южное» им. М. К. Янгеля, по обслуживанию межконтинентальных  баллистических ракет (МБР) Р-36М2 «Воевода» / РС-20В, находящихся на вооружении РВСН.

Однако в данном случае дело не в последствиях возможного прекращения сотрудничества по обслуживанию МБР, а в самом факте открытого вмешательства США в систему кооперационных связей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) своего «смертельного врага»[2].

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) всегда было сферой, в которой важное место занимает политическая составляющая. История ВТС России и Соединённых Штатов показывает, что Конгресс США регулярно использует тему ВТС с Россией в качестве рычага для давления на Москву, вводит санкции против предприятий нашего ОПК, заставляет Пентагон пересматривать контракты с Россией и тому подобное. Либо же пытаются давить на своих союзников, чтобы те пересматривали свои контракты с Россией в области ВТС. При этом для США безразлично, какие последствия для союзников повлечёт за собой пересмотр контрактов.

Однако история с Украиной является новым опытом в практике Соединённых Штатов. США и их союзников даже уровня Франции и Германии сложно назвать равными сторонами внутреннего североатлантического диалога. Но Украина сегодня – это страна, руководимая полностью управляемыми Западом зицпредседателями, не имеющими права самостоятельного принятия мало-мальски значимых решений, не говоря уж о таких важных как разрыв военно-технического сотрудничества. Сами зицпредседатели этого не скрывают. И.о. первого вице-премьера Украины Виталий Ярема на совещании и.о. премьер-министра Арсения Яценюка с руководством Днепропетровской и Запорожской областей прямо заявил: «Наши партнеры из западных стран требуют остановки этого сотрудничества».[3] Что и было выполнено – в середине апреля 2014 года украинский Государственный концерн «Укроборонпром» объявил о приостановке отгрузки продукции в Россию.[4]

Во времена СССР была создана система кооперации, в которую Украина была очень плотно вписана. Там сосредоточено множество предприятий, и сегодня сотрудничающих с российским ОПК. Причем большинство из них расположено в основном на территории Юго-Востока Украины.

Многие украинские предприятия очень сильно зависят от России. Через сотрудничество с российскими предприятиями украинские компании получают доступ к современным технологиям. Многие конструкторские бюро, предприятия и научные организации получают жизненно важные для них заказы из России. Некоторые предприятия свыше 90% своей продукции поставляют российским заказчикам. Важным моментом является то, что значительная часть продукции предприятий Украины является не законченными и готовыми к использованию изделиями, а комплектующими и агрегатами для готовых изделий, которые производятся российскими предприятиями или окончательная сборка которых осуществляется на российских предприятиях.

При этом производственная база украинских предприятий изношена и устарела физически и морально. Сами предприятия завязаны на технологии и стандарты бывшего СССР и России. Даже теоретически их перевооружение и организация кооперации с западными компаниями требует серьёзных затрат, средств на которые в сегодняшней Украине нет и не предвидится. В свою очередь западным компаниям не нужны конкуренты, поэтому украинским предприятиям (во всяком случае, абсолютному большинству из них) не стоит надеяться на инвестиции из стран Запада.

Таким образом, при разрыве украинской стороной военно-технического сотрудничества проблемы затрагивают не только российскую сторону, но и украинскую. Причём, если Россия пусть и с задержкой по времени, но сможет создать или найти замену продукции и услугам украинских предприятий, то для украинской стороны последствия будут носить катастрофический характер.

Во-первых, при разрыве сотрудничества украинские компании ожидают требования выплаты неустоек из-за одностороннего прекращения выполнения контрактов с российскими предприятиями. Дефицитные средства вместо выплаты зарплат и поддержания производства могут пойти на выплату в пользу российских компаний. Кроме того встанет вопрос, что делать с готовой к отгрузке или находящейся на разных стадиях производства продукцией. В силу ориентированности на российские стандарты будет практически невозможно найти иных новых покупателей на всю эту продукцию.

В-вторых, украинские предприятия, использующие изделия российского производства, не смогут выпускать свою продукцию из-за отсутствия необходимых комплектующих. Найти или создать замену в таких условиях будет практически невозможно. Таким образом, украинские предприятия не смогут выполнять собственные экспортные контракты, заключенные с третьими странами, что чревато применением штрафных санкций.

В-третьих, при потере новых заказов от российских контрагентов украинские предприятия будут вынуждены либо сначала пойти на массовые сокращения с целью попытаться переждать сложные времена и сохранить хотя бы костяк специалистов либо будут вынуждены сразу закрываться без перспектив возобновления работы в будущем. Полностью заменить российские заказы равноценными контрактами с третьими странами украинские предприятия не смогут. При этом проявляется ещё одна проблема. Часть населения потеряет работу и останется без последних средств к существованию, что приведёт к дополнительному усилению напряжённости на Юго-Востоке Украины. Что совершенно не в интересах Украины, но в интересах нынешних киевских властей и их иностранных кураторов, если судить по их действиям.

Таким образом, на настоящий момент военно-техническое сотрудничество России и Украины не является вопросом диалога России и Украины, но является вопросом взаимоотношений США и России. Соединённые Штаты пытаются убить нескольких зайцев одновременно:

  • осложнить восстановление оборонно-промышленного комплекса России;
  • осложнить для России вопрос поддержания стратегического баланса в области ядерного сдерживания;
  • спровоцировать дополнительную социальную напряжённость на Юго-Востоке Украины, где проживает преимущественно русскоязычное и ориентированное на Россию население;
  • а также заранее устранить остатки украинской промышленности, что неплохо для Евросоюза в свете истории с втягиванием Украины в ассоциацию с ЕС.

Таким образом,  заявление Дмитрия Рогозина о введении ограничения на использование Соединёнными Штатами российских ракетных двигателей РД-180 для запуска спутников военного назначения не является причиной действий американского конгрессмена, как пытаются показать некоторые издания, сообщившие об инициативе Роджерса. Стоит отметить, что согласно оценкам американских специалистов кислородно-керосиновые жидкостные ракетные двигатели РД-180, разработанные в середине 90-х годов ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» и используемые на ракете-носителе «Атлас 5», «по совокупности своих характеристик являются единственной альтернативой для тяжелых ракет-носителей, которые в состоянии выводить на околоземную орбиту американские разведывательные и военные спутники, а также спутники для нужд NASA».[5] При этом в 2013 году между американскими космическими компаниями United Launch Alliance и Orbital Sciences развернулась настоящая битва за возможность покупать российские двигатели РД-180. Поэтому ограничения на их использование являются скорее указанием американской стороне, что и компании США зависят от России в вопросах сотрудничества в области авиастроения и космоса.

Кроме того Россия может принять меры асимметричного характера. В этом контексте можно вспомнить, например, западные компании, производящие в России или поставляющие в Россию продукцию (в первую очередь продукты питания, прохладительные напитки, табачные изделия), чья безопасность для здоровья вызывает множество обоснованных вопросов.



[1] Удар по РВСН. США нацелились на Южмаш / Вести. Экономика – http://www.vestifinance.ru/articles/42992; Congress Targets Russia’s ‘Satan’ Missile / The Daily Beast – http://www.thedailybeast.com/articles/2014/05/19/congress-targets-russia-s-satan-missile.html.

[2] Генерал Клэппер объявил Россию и Китай «смертельными врагами» США / Военное обозрение – http://topwar.ru/4040-general-klyepper-snova-osharashil-amerikanskix-senatorov.html

[3] Военно-техническое сотрудничество с Россией прекращено / Независимая газета – http://www.ng.ru/armies/2014-04-14/2_vts.html

[4] Юрий Терещенко: Возможные потери из-за приостановки ВТС с РФ компенсируем внутренними закупками и внешними контрактами / ГК «Укроборонпром» – http://www.ukroboronprom.com.ua/ru/newsview/2/345.

[5] В США развернулась настоящая борьба за российский ракетный двигатель РД-180 / Военное обозрение – http://topwar.ru/29653-v-ssha-razvernulas-nastoyaschaya-borba-za-rossiyskiy-raketnyy-dvigatel-rd-180.html