Взаимоотношения США и Республики Корея – двух стратегических союзников в Северо-Восточной Азии – испытывают проверку на прочность. Две страны не могут договориться по поводу перераспределения затрат на содержание американского контингента на юге Кореи (28,500 военнослужащих). Так, с инициативой увеличения затрат Сеула на функционирование подразделений армии США выступили в Вашингтоне, где считают, что союзники должны платить куда большую цену за обеспечение их безопасности.

Пять лет назад, после затяжных консультаций, между двумя странами было заключено соглашение сроком на пять лет, согласно которому Сеул ежегодно выделял 960 млрд вон (852 млн долларов) на содержание в стране американского воинского контингента. Однако сейчас в США настойчиво требуют от Южной Кореи резко увеличить свои траты до 1,35 трлн вон (1,2 млрд долларов). В Вашингтоне заявляют, что «ни при каких обстоятельствах» не могут примириться с ситуацией, когда Сеул вносит куда меньший вклад, чем его союзник. Так, президент США Д.Трамп неоднократно выступал с критическими заявлениями в адрес союзников, чьи расходы на оборону «спонсируют» американские налогоплательщики.

Другим камнем преткновения между Вашингтоном и Сеулом стал вопрос о сроках действия обновленного соглашения. Изначально в США призывали к заключению контракта на десять лет, в то время как в Южной Корее настаивали на трехлетнем сроке. Затем стороны пришли к компромиссному решению о заключении соглашения на пять лет, но, как сообщают южнокорейские СМИ, в ноябре 2018 года, после отставки министра обороны США Дж.Мэттиса, американцы предложили заключить временное соглашение сроком на один год. При этом в Вашингтоне настаивают, что если соглашение будет заключено на несколько лет, то сумма, которую Сеул должен будет выделить на содержание американского воинского контингента, должна быть ежегодно проиндексирована на 7%.

Судя по всему, в правящем лагере РК считают требования американцев невыгодными для себя. Государственный бюджет страны в 2019 году уже предполагает увеличение оборонных расходов на 7,5% (46,7 трлн вон или 41,7 млрд долларов) из-за проведения военной реформы. Вероятно, в администрации Мун Чжэ Ина опасаются, что дополнительное повышение трат на содержание контингента США в стране вызовет недовольство у представителей либерального лагеря. Кроме того, перед руководством Южной Кореи стоит ряд социально-экономических проблем, включая рост безработицы и невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране. Правительство РК провозгласило политику «стимулирования роста, основанного на увеличении доходов населения», что требует немалых финансовых вложений. И все это в ситуации, когда госбюджет сверстан с дефицитом до 2% ВВП.

Напротив, консервативная оппозиция, выступающая за сохранение американского военного присутствия в стране, выступает с критикой позиции Мун Чжэ Ина и его окружения, заявляя, что Сеул должен проявить гибкость в вопросе о распределении трат на оборону между США и РК. При этом, существуют опасения, что если компромисс не будет достигнут, то Д.Трамп может принять решение о выводе американских войск из Республики Корея, о чем он говорил в июне 2018 года. По словам шеф-редактора одной из трех влиятельных газет правоконсервативной ориентации «Чунъан ильбо» Ли Ха Гёна, сохранение воинского контингента США в Южной Корее – это залог «предотвращения агрессии со стороны Северной Кореи». Кроме того, поддержание альянса с США рассматривается рядом южнокорейских обозревателей как «альфа и омега» обеспечения безопасности страны РК от «военных амбиций других стран», включая Китай и Японию.

Между тем, затянувшиеся переговоры о распределении затрат на содержание американского контингента в стране не добавляют взаимопонимания диалогу США и РК. Две страны имеют значительные расхождения в вопросе о путях денуклеаризации Корейского полуострова, причем администрация Мун Чжэ Ина традиционно занимает более мягкую позицию по отношению к КНДР, нежели Вашингтон. В Сеуле гораздо сдержаннее относятся и к попыткам США сдерживать китайское влияние в Северо-Восточной Азии, предпочитая как бы выдерживать баланс, находясь «меж двух огней». С другой стороны, как бы южнокорейские «правые» ни подозревали Трампа в желании уйти из Южной Кореи, с наибольшей вероятностью американское присутствие в РК сохранится из-за стремления США нарастить противодействие Китаю в регионе. Кроме того, несмотря на звучащие в последнее время из Белого дома и Госдепа заявления о том, что диалог с Пхеньяном переживает «наилучшие» за много лет времена, а КНДР и США вовсю готовятся к проведению очередной встречи на высшем уровне, ядерная проблема полуострова далека от своего решения, что обеспечит дальнейшее сохранение американского контингента на территории Южной Кореи.