Япония, которой законодательно запрещено иметь вооруженные силы, в 2019 году по военным расходам догнала Великобританию и вышла на седьмое место в мире. Примечательно, что за последние три года траты на оборону Японии увеличивались быстрее, чем рос валовой внутренний продукт страны – примерно на 2,5-3% в год. Согласно среднесрочным планам, на развитие национальной обороны Япония намерена потратить 240 млрд долларов в течение ближайших пяти лет. При этом военный бюджет текущего года уже достиг 49 млрд долларов.

В настоящее время в СМИ и экспертной среде широко обсуждают планы Токио по приобретению в США значительного количества многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35 для обновления парка боевых самолётов, в том числе и для их размещения на так называемых лёгких авианосцах. Общая же сумма сделки, по предварительным оценкам, может превысить 15 млрд долларов, что делает Японию вторым по значимости покупателем F-35 после самих США. В американских ВВС указанный самолёт уже неофициально назвали “Пантерой”.

По мнению японских военных, эти самолёты – эффективное средство сдерживания, прежде всего за счёт возможности применения высокоточного оружия по воздушным, наземным и надводным целям. Для этого предполагается использовать управляемые авиабомбы, а также новые ракеты, которые разрабатываются совместно с Великобританией. Но среди специалистов встречаются скептические высказывания о возможностях реального применения F-35 с японских эсминцев-вертолётоносцев “Идзумо” и “Кага”. Некоторые считают, что Морские силы самообороны не обладают опытом эксплуатации такой техники, неизвестно также как размещение штурмовиков может отразиться на остойчивости и живучести кораблей.

Кроме того, как полагают военные эксперты, для выполнения задач перехвата и завоевания превосходства в воздухе, приоритет которых всячески подчёркивают представители японских ВВС, F-35 не подходит. “Пантеры” существенно уступают, например, современной китайской или российской авиационной технике, а их эксплуатация будет обходиться крайне дорого. Не лучшим образом характеризуют самолёт ряд инцидентов в 2017-2018 годах в США, включая крушение, после чего полёты данной техники были временно приостановлены. По мнению тех же экспертов, более подходящим в качестве основы японских ВВС мог бы быть F-22 “Раптор”. Однако американское правительство отказалось поставить его японским союзникам. Более того, Вашингтон в целях лоббирования сделки по F-35 настоял на приостановке программы разработки в Японии машины 5-го поколения X-2/F-3 “Синсин”, которая должна была поступить на вооружение в 2027 году.

Примечательно, что условия продажи “Пантер”, как и другой закупаемой Японией американской военной техники и оборудования предусматривают долгосрочные кредиты, поскольку руководство страны не может выйти за лимиты расходов, установленные законодательно. В ряде случаев первоначальные суммы контрактов в итоге возросли в 1,5-2 раза. По мнению специалистов, кабинет С.Абэ и парламент находятся под существенным давлением со стороны администрации Д.Трампа, поскольку Вашингтон заинтересован в сохранении выгодной для него структуры двусторонней торговли с Токио. Фактически, увеличение объёмов закупок американских боевых систем, а также сопутствующих продукции и услуг представляет собой средство давления на союзника и меру поддержки предприятий американского военно-промышленного комплекса. Реальная польза приобретаемой техники для Сил самообороны Японии и эффективность расходования средств японских налогоплательщиков американских “оружейных баронов” совершенно не заботит.

В этой связи в японском обществе наблюдается расхождение мнений относительно целесообразности укрепления военного союза с США за счёт существенного экономического бремени. Администрация С.Абэ выступает за пересмотр конституции в сторону расширения собственных военных возможностей страны, включая производство военной техники собственной разработки. Вместе с тем, значительная часть избирателей сохраняет пацифистский настрой и выступает за делегирование США всех полномочий по защите Японии от военных угроз, согласно договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 года.

В свою очередь, Вашингтон явно использует неготовность японского руководства на настоящем этапе пойти на реформирование оборонительного союза и культивирует в стране антикитайские настроения для получения широкой общественной поддержки закупок высокотехнологичных и дорогостоящих американских вооружений.