Международное морское бюро (ММБ) – специализированное подразделение Международной торговой палаты было создано для «целей борьбы со всеми видами преступлений в морской сфере». В рамках ММБ в Куала-Лумпуре (Малайзия) действует Центр информации по морскому пиратству, осуществляющий мониторинг ситуации в этой сфере в режиме реального времени в глобальном масштабе. Выпускаемые им аналитические материалы признаны авторитетными источниками информации в деле анализа состояния и тенденций эволюции этой транснациональной угрозы.

Приводимые в последнем докладе ММБ по итогам 2018 годаi данные свидетельствуют о том, что период снижения пиратской активности, которая в 2017 году была зарегистрирована в низшей за последние 22 года точке, сменился новым подъёмом. По итогам прошлого года зарегистрировано более 200 пиратских нападений, в том числе захваты 6 судов, 143 случая высадки пиратов на борт, а также 18 эпизодов применения нападавшими огнестрельного оружия.

В рассматриваемый период отмечен также рост числа захваченных пиратами заложников из числа членов экипажей. По сравнению с показателями 2017 года, когда общее число захваченных составило 90 моряков, теперь этот показатель увеличился практически в 1,5 раза: в заложники были взяты 141 человек, большинство из которых содержались в «нечеловеческих условиях» на пиратских базах в течение длительных сроков в расчёте на получение выкупа.

Эксперты обращают внимание на рост числа нападений на нефтеналивные танкеры и контейнеровозы, которые составили практически треть (66 из 201) из всех типов судов, подвергшихся атакам в 2018 году. Западные эксперты объясняют это явление тем, что тихоходные суда представляют собой «выгодную мишень» для пиратских атак, а захват танкера является «гарантией получения большого выкупа от судовладельцев».

В плане географического распространения морского пиратства его «эпицентром» на нынешнем этапе выступает район Гвинейского залива, который «лидирует» по ряду важнейших показателей. Количество вооруженных нападений в этом районе в истекшем году составило 79, что более чем в два раза превысило показатели 2017 года. В этом районе были зарегистрированы все отмеченные случаи захватов судов. На счету нигерийских пиратов также самое большое число взятых в плен заложников (78) и обстрелов судов (13). Одно из нападений было осуществлено на удалении более 100 морских миль, что свидетельствует о возросших технических возможностях пиратов этой зоны. По заключению экспертов, нападения в этом районе носят особенно жестокий характер, что выражается в увеличении случаев применения оружия и, как следствие, рост числа жертв среди членов экипажей судов.

На этом фоне в ряде традиционно «криминогенных» регионов отмечается положительная динамика. Так, в районе Африканского Рога, который до недавнего времени считался «зоной повышенного риска», в прошедшем году были зарегистрированы лишь три случая нападений. Усилением положительных тенденций характеризовалось также развитие ситуации в акватории Юго-Восточной Азии. Существенное снижение числа пиратских нападений (со 108 в 2015 до 36 в 2018 году) несколько лет подряд отмечается в территориальных водах Индонезии.

В этой связи обращается внимание на то, что положительные изменения были достигнуты главным образом в тех районах Мирового океана, где «был обеспечен необходимый уровень координации международных усилий по борьбе с этой угрозой». Подчеркивается, что устойчивый уровень снижения пиратской практики в Юго-Восточной Азии стал результатом совместных усилий Индонезии, Малайзии, Филиппин и Сингапура по патрулированию акваторий региона.

На фоне отмеченного снижения активности сомалийских пиратов в рассматриваемый период в докладе особо отмечается, что их атакам подверглись следовавшие по маршруту из Персидского залива в государства АТР два крупнотоннажных танкера на расстоянии 315 и 340 морских миль от побережья Сомали. По заключению экспертов ММБ, это свидетельствует о сохраняющихся в распоряжении этого преступного сообщества современных и эффективных материально-технических средств, обеспечивающих возможность действовать на значительном удалении от мест базирования. В этой связи в докладе ММБ обосновывается необходимость сохранения присутствия в районе Африканского Рога военно-морской группировки Евросоюза в рамках операции «Аталанта», а также корабельных групп ряда других государств, включая Россию.

Важным условием успешной борьбы с обострившейся угрозой пиратства в Гвинейском заливе считается объединение имеющихся сил и средств, налаживание координации действий между прибрежными государствами – Нигерией, Бенином, Конго, Берегом Слоновой Кости. Однако, принимая во внимание ограниченность возможностей прибрежных африканских стран по организации совместного противодействия пиратам в Гвинейском заливе, в докладе ММБ подчеркивается важность оказания им международной помощи.

В целом эксперты ММБ рекомендуют исходить из того, что «степень пиратской угрозы остается достаточно высокой». В этих условиях любое снижение уровня международных усилий по повсеместному противодействию пиратству «способно вызвать рецидив нового витка этой преступной практики».

i

Piracy and Armed Robbery Against Ships. ICC International Maritime Bureau. Report for the Period 1 January- 31 December 2018,Kuala-Lumpur- London, January 2019;