Чрезвычайно важно, чтобы это президентское решение не затерялось в ворохе других принимаемых ныне документов, а стало бы опорой, руководством к действию для многих и многих энтузиастов России, уже которое десятилетие самостоятельно ведущих активную работу по увековечению памяти и подвигов князя в сознании сограждан. Стоит вспомнить, что в современной России последний всплеск интереса граждан к жизни и деятельности Александра Невского связан с всероссийским телепроектом «Имя России» (2008 г.), когда на телеканале «Россия» публично подводились итоги многомесячного интернет-голосования. «Защитником» фигуры Александра Невского в проекте «Имя России» стал ‑ еще до своего избрания Патриархом ‑ митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Конечно, это произошло не только потому, что Александр Невский был единственным, прославленным Русской Православной Церковью святым из итоговой дюжины «кандидатов». По мнению святейшего Патриарха, «Александр Невский был величайшим стратегом, человеком, чувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».

Голосование, в частности, показало и то, что Православие для наших современников и сограждан олицетворяется не монахом или святителем, а подвижником – государственным деятелем. Государственная ипостась Православия на сегодняшний момент воспринимается большинством людей, как наиболее актуальная. По разным причинам телепроект не мог в должной мере отразить альтернативную линию исторического развития Древней Руси, представленную современником князя Александра, князем Галицко-Волынской Руси Даниилом. Некоторые детали исторических взаимоотношений этого князя с католической Европой дают современным «западникам» возможность превратить его в некий символ «цивилизованного европейского выбора» для русских. Особенно это заметно в западных областях нынешней Украины, где создаётся настоящий культ «просвещённого короля Данилы», в противовес «тоталитарному ордынскому наместнику Олександру». При этом Даниилу часто приписывают истоки не только «европейского», но и униатского религиозного выбора (до чего он, конечно, в реальности не доходил).

В такой обстановке выбор и защита памяти Александра Невского – это не просто выбор политического курса на укрепление государства, но и защита возможности православного выбора в государственном строительстве. Причем православного не только по форме, с обязательным для всех соблюдением постов и хождением в храмы – кстати, за всю свою полукочевую, странническую жизнь князь Александр не пропустил ни одной воскресной службы, – но и по духу, по отражению христианских идеалов в поведении политического лидера страны.

Вообще, по своей сути голосование по проекту «Имя России» оказалось одним из самых репрезентативных и масштабных за последние 10-15 лет социологических опросов на политические темы. Несмотря на то, что в целом проект носил информационно-развлекательный характер, все заинтересованные лица получили возможность увидеть, какие фигуры и, соответственно, связанные с ними особенности политического поведения предпочтительны для активной (голосующей) части населения. Из такого пёстрого спектра личностей (изначально ‑ 500 имен) в России не избирали никогда. Причём выбирали, в отличие от реальных избирательных кампаний, не столько какое-то определенное лицо, а прежде всего, связанные с ним политические взгляды, традиции и поведение. Конкуренция идей и политических стилей (даже если допустить использование «предвыборных технологий») в процессе голосования, была максимально честной. Соответственно, Александр Невский, как победитель по итогам проекта, – это в каком-то смысле фигура реальных народных ожиданий.

Усилия Патриарха Кирилла по привлечению общественного внимания к жизни и деятельности святого князя, в свое время, поддержали многие российские политики и общественные деятели. Так, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин открыл специальную программу «Александр Невский» при курируемом им Фонде национальной славы России. Другую аналогичную программу под эгидой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге развернуло деловое сообщество ДелоРус и организованное им Александро-Невское братство. Ежегодно на территории России от Калининграда и Пскова до Волгограда и Иркутска проходят сотни мероприятий, посвященные памяти князя.

Большую часть этих событий до сих пор так или иначе приурочивали к церковным дням поминовения святого князя (12 сентября и 6 декабря по новому стилю). Но помимо этих дат с недавних пор особо отмечается… 12 июня (официальный государственный праздник ‑ День России). Инициатива праздновать день рождения Александра Невского на общецерковном и общероссийском уровне именно в этот день также принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. По его словам, совмещение государственного праздника 12 июня с празднованием дня рождения святого благоверного князя «придало бы празднованию дополнительный общенациональный статус и повысило бы популярность Дня России». Кроме того, такой подход существенно «расширил бы географию праздника».

Это мнение было высказано Патриархом 22 марта 2009 года, а уже 12 июня 2009 года на родине Александра Невского в Переславле-Залесском (Ярославская область) впервые торжественно отпраздновали как день его рождения, так и День города. Но в целом по России данная инициатива, к сожалению, почти не получила распространения даже в церковных кругах. Между тем, её аргументация отнюдь не голословна.

Единственное дошедшее до нас прямое свидетельство о дате рождения князя, содержащееся в написанной князем Василием Татищевым «Истории Российской», прямо указывает на 30 мая 1220 года. Источники, которыми он пользовался, к сожалению, до нас не дошли, но это само по себе не может считаться основанием для опровержения Татищева. Ведь и других точных сведений у нас нет. Стоит обратить внимание и на то, что Татищев был одним из младших сподвижников императора Петра I, день рождения которого тоже приходится на… 30 мая. Это уж известно совершенно точно. Кстати, первый, «потешный» флот России, как известно, был выстроен на Плещеевом озере под Переславлем-Залесским, то есть на родине князя Александра. Юный Пётр и его первые соратники жили там довольно долго и опять-таки могли пользоваться не дошедшими до нас местными источниками. Возможно, поэтому Татищев и не указал, откуда он взял свои сведения: в его кругу точность этой даты считалась очевидной.

Точная дата празднования 800-летия Александра Невского отсутствует в президентском указе. Видимо, её ещё должен определить правительственный оргкомитет. Но настораживает уже то, что само 800-летие назначено не на 2020-й, а на 2021-й год. Единственным(!) аргументом такой привязки, на сегодняшний день, являются изыскания историка В.А.Кучкина, проведённые им в 1986 году. Опираясь на косвенные свидетельства и текстологические истолкования, он утверждает, что днём рождения князя следует считать не 30 мая(12 июня) 1220 года (как было принято более 200 лет!), а 13(26) мая 1221 года. В 1990-е годы точка зрения В.А.Кучкина на дату рождения князя без какого-либо широкого обсуждения была молчаливо принята научно-энциклопедическим сообществом и отразилась как в Большой российской энциклопедии, так и в известной своей неразборчивостью и пристрастностью русской версии международного проекта Wikipedia. Вероятно, именно оттуда её и позаимствовали специалисты, готовившие президентский указ.

На наш взгляд важно, чтобы данные президентом полгода на размышление и подготовку праздника не прошли даром. Чтобы о дате столь важного события пусть запоздало, но была бы проведена хоть какая-то гласная дискуссия с участием специалистов, представляющих разные точки зрения на вопрос и связанную с ними аргументацию. Будем надеяться, что в этой дискуссии здравый смысл и государственная интуиция возобладают над бюрократическим буквализмом, и 12 июня 2020 года 800-летие со дня рождения одного из создателей России отметит уже не только город Переславль-Залесский, но и вся страна.