Рассуждая о судьбах Латинской Америки, эксперты отмечают, что в последние десятилетия в этом регионе произошли глубокие экономические и политические трансформации, существенно изменившие облик латиноамериканских стран и их место в мире. Фактически общим местом стала констатация снижения влияния США на страны Латинской Америки, возросшая самостоятельность латиноамериканских государств и появление в регионе новых игроков, в первую очередь Китая, стремящегося занять место главного торгового партнера Латинской Америки.

Значительные перемены произошли в экономике стран региона. Если в 1990-е гг. латиноамериканские государства пережили целый ряд экономических кризисов, то в 2000-е гг. они, за некоторыми исключениями, проводят взвешенную макроэкономическую политику и демонстрируют стабильный рост. Свидетельством успешности избранной экономической модели является устойчивость перед лицом глобального финансового-экономического кризиса 2008 г., не оказавшего разрушительного воздействия на страны Латинской Америки. Замедление темпов экономического роста в США не привело к возникновению глубокого кризиса в экономике латиноамериканских стран, поскольку большинство из них сумело диверсифицировать свои внешнеэкономические связи еще до событий 2008 г. Кроме того, сохранение высоких цен на мировом рынке на экспортные товары из Латинской Америки способствовало сохранению экономической стабильности и проведению масштабной социальной политики, позволившей вытащить из бедности десятки миллионов человек.  

Внутриполитическое развитие стран Латинской Америки в последние годы также отмечено позитивными тенденциями. Диктаторские военные режимы давно ушли в прошлое: в подавляющем большинстве случаев смена власти происходит электоральным путем, а в некоторых странах демократизация привела к усилению влияния народных масс, ранее исключенных из большой политики. В настоящее время регион политически неоднороден: у власти в странах Латинской Америки можно увидеть представителей всего политического спектра – от леворадикальных до правоконсервативных режимов. Современные латиноамериканские левые, как правило, проводят курс на этатизацию экономики, уделяют повышенное внимание социальной проблематике, а во внешней политике оппонируют США (в первую очередь, это касается леворадикальных режимов, в то время как левоцентристы проводят более осторожную политику в отношениях с Соединенными Штатами). Правые же стремятся к либерализации экономики и общественной жизни и выступают за развитие тесных связей с США. 

Отличительной чертой стран Латинской Америки в последние годы стало их стремление к региональной интеграции. Среди множества интеграционных объединений можно выделить УНАСУР, объединивший государства Южной Америки, Тихоокеанский альянс (Мексика, Перу, Чили, Колумбия), отличающийся особым динамизмом в экономической сфере, и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), в который вошли все 33 страны региона, включая Кубу, а США и Канада остались за рамками объединения. СЕЛАК во многом возник как альтернатива Организации американских государств, традиционно находящейся под влиянием Вашингтона. Вместе с тем, интеграционные процессы в регионе осложняет наличие целого ряда объединений, дублирующих друг друга, а также внутренние противоречия участников, зачастую мешающие им  создавать зоны глубокой интеграции и более эффективно координировать свои действия, в том числе во время кризисных ситуаций. 

Все более явным становится желание латиноамериканских стран активнее участвовать в мировой политике в качестве самостоятельного игрока. Особая роль в этом принадлежит крупнейшей стране Латинской Америки – Бразилии, претендующей на место постоянного члена в Совете безопасности ООН и представляющей регион в БРИКС. Кроме того, три латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика) являются членами “Большой двадцатки”.  За странами Латинской Америки зарезервировано два места среди непостоянных членов Совбеза ООН (в настоящее время эти места занимают Аргентина и Чили).

 Позиции многих латиноамериканских стран во время сирийского и украинского кризиса показали, что они отнюдь не намерены идти в фарватере внешней политики США, а имеют собственную аргументированную точку зрения.  В целом, можно констатировать, что большинство государств Латинской Америки заинтересованы в перераспределении глобальной власти в пользу развивающихся стран. В связи с этим они выступают за реформирование мировой финансовой архитектуры и за изменение основ политического регулирования системы международных отношений.

Перемены, произошедшие в Латинской Америке в последнее десятилетие, а также резко изменившаяся международная обстановка, ставят вопрос о необходимости укрепления политических и экономических связей между Российской Федерацией и латиноамериканскими странами. Визит президента РФ В. Путина в регион, состоявшийся 11-16 июля 2014 г., безусловно, будет способствовать решению этих задач.

В целом, отношения между Россией и Латинской Америкой успешно развиваются по целому ряду направлений. Россия взаимодействует с латиноамериканскими странами в целом ряде международных организаций – в ООН, G20, АТЭС, БРИКС, ВТО и в ряде других. У РФ налажены разветвленные политические контакты  в регионе, которые необходимо развивать и дальше. Особую актуальность это приобретает в ситуации, когда у Москвы обострились отношения с некоторыми странами Запада и ей необходимо увеличивать число дружественных государств. В Латинской Америке для этого есть значительные возможности: показательно, что когда в ООН был внесен проект резолюции “О территориальной целостности Украины”, осуждающий действия России в Крыму, из 11 стран, проголосовавших против этой резолюции, 4 были из Латинской Америки (Куба, Боливия, Венесуэла, Никарагуа), а многие другие латиноамериканские страны, в том числе и Бразилия, воздержались.

Если говорить об экономике, то товарооборот между Россией и странами региона в 2012 г. составил 16,3 млрд. долларов, а в 2013 г. вырос до 18,6 млрд. Для сравнения товарооборот между Россией и США по итогам  2013 г. составил 27 млрд. долларов. Россия поставляет в латиноамериканские страны в основном удобрения, военно-техническую продукцию, металлопрокат, электротехническое оборудование, а закупает, главным образом, сельскохозяйственные товары. Основной экономический партнёр России в Латинской Америке – Бразилия, товарооборот с которой в 2013 г. составил 5,5 млрд. долларов[i]

Вместе с тем, как в Москве, так и в столицах латиноамериканских стран, постояннно говорят о том, что уровень экономических связей не соответствует потенциалу сторон. Для того чтобы добиться прорыва на этом направлении, России следует расширять номенклатуру товаров, поставляемых в регион, прежде всего, за счет высокотехнологичной продукции. Остро стоит вопрос о необходимости инвестировать в Латинскую Америку, без чего Российской Федерации будет трудно конкурировать в регионе с США, Китаем и странами ЕС.  Кроме того, необходимо взаимодействовать в экономике не только через российские государственные корпорации, но и стимулировать частный бизнес, который пока неохотно идет в далекие латиноамериканские страны[ii].

Особое внимание нужно уделять взаимодействию в энергетической сфере, где Россия имеет целый ряд конкурентных преимуществ. В рамках этой политики во время латиноамериканского турне В. Путина был подписан договор с Аргентиной о сотрудничестве в области атомной энергетики, контракт на строительство четырех энергоблоков для кубинских ТЭС, документы о разработке нефтяных месторождений Кубы, в том числе и на шельфе. В ближайшее время компания “Интер РАО” намерена подключиться к строительству ГЭС в Аргентине, в Бразилии “Роснефть” будет добывать углеводороды в бассейне реки Солимойнс.

Латинская Америка переживает один из лучших периодов в своей истории. Конечно, в регионе сохраняется значительное число проблем, особенно в сфере общественной безопасности, однако эксперты склоняются к тому, что большинство латиноамериканских стран будет успешно развиваться в среднесрочной перспективе. Роль крупнейших стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилии, в мировых делах также, по-видимому, будет возрастать. Россия, которая поддерживает стремление Бразилии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН[iii], может существенно повлиять на этот процесс.


[i] Интервью латиноамериканскому агентству «Пренса Латина» и российскому агентству ИТАР-ТАСС.  URL: http://www.kremlin.ru/news/46190

[ii] Латинская Америка требует особого подхода. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=8263

[iii] Россия поддержит Бразилию как кандидата в постоянные члены Совбеза ООН. URL: http://itar-tass.com/politika/1310706