Во Владивостоке 4-6 сентября 2019 года прошёл Пятый Восточный экономической форум. По официальным итогам, участниками мероприятия стали 8,5 тысяч человек из 65 стран – вдвое больше, чем на самом первом форуме в 2015 году. Это свидетельствует о высоком росте интереса к возможностям Дальнего Востока России.

Деловая программа была разделена на 90 секций по четырём блокам: «Новые решения для ускорения экономического роста», «Создавая условия для бизнеса», «Дальний Восток и АТР: развивая возможности для сотрудничества», «Новые решения для повышения качества жизни». Результатом работы стало подписание 270 соглашений на общую сумму в 3,4 трлн рублей, что существенно превышает показатели предыдущих лет. В рамках форума также состоялось заседание Президиума Госсовета РФ по вопросу о национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года с перспективой до 2035 года.

Ключевым событием ВЭФ стало пленарное заседание с участием лидеров пяти стран: президента Российской Федерации В.В.Путина, премьер-министра Японии Синдзо Абэ, премьер-министра Индии Нарендры Моди, премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада и президента Монголии Халтмаагийна Баттулги. Главы государств и правительств поделились предварительными результатами сотрудничества и обозначили направления будущего взаимодействия.

Согласно официальным данным, с 2013 года в экономику Дальнего Востока было привлечено порядка 612 млрд рублей частных инвестиций, из которых до 80% составляют средства российских компаний. Треть всех прямых зарубежных инвестиций, поступивших в российскую экономику, приходится именно на дальневосточные районы страны. За пять лет здесь создано 242 предприятия, которые обеспечили работой более 40 тысяч человек. При этом в инвестиционном портфеле имеется около 1,8 тысячи проектов общей стоимостью 3,9 трлн рублей, предусматривающих создание в регионе ещё 145 тысяч рабочих мест. Темпы роста региональной экономики достигли 6% в год, что существенно превышает среднероссийский показатель.

Как показывает анализ выступлений зарубежных партнёров, более всего они заинтересованы в получении налоговых и таможенных льгот для минимизации издержек на реализацию проектов. Сегодня российская сторона действительно предлагает широкий набор подобных механизмов в рамках режимов территорий опережающего развития и свободного порта. Вместе с тем, возможности расширения сотрудничества с зарубежными партнёрами всё ещё ограничены нехваткой средств, а также информации о преимуществах работы на Дальнем Востоке России. Однако главным сдерживающим фактором является структурная слабость региональной экономики. Помимо неразвитой инфраструктуры и малочисленности населения иностранные партнёры отмечают недостаточное внимание к человеческому капиталу, улучшению жилищной среды и цифровизации общественных и экономических процессов.

Вместе с тем, как полагают иностранные эксперты, внешняя среда в настоящее время благоприятствует развитию Дальнего Востока с использованием потенциала зарубежных партнёров. Несмотря на очевидное влияние западных санкций, сохраняется значительное окно возможностей для заключения с государствами Восточной Азии соглашений о свободной торговле главным образом в сфере услуг и инвестиций. Свою заинтересованность в создании особого режима партнёрства с РФ уже выразили Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Монголия. Также «торговые войны», ведущиеся между США и КНР, Японией и РК могут поспособствовать созданию на российской территории высокотехнологичных производств компонентов и материалов, которые попали под ограничения. Уникальные возможности также имеются в сферах, где спрос восточноазиатских государств остаётся чрезвычайно высоким, например экологическом сельском хозяйстве и арктическом судостроении.

Как следует из общей направленности обсуждений на секциях ВЭФ-2019, Россия обладает сегодня значительным потенциалом по развитию сотрудничества на пространстве Тихого океана в двух- и многостороннем форматах, концентрируясь, прежде всего, на создании преимуществ для своих партнёров в условиях общего роста дестабилизирующих тенденций в региональной экономике.