На прошедшей 22-23 ноября в японской Нагое встрече министров иностранных дел стран «Большой двадцатки» прозвучали актуальные вопросы взаимоотношений Москвы и Токио. В частности, глава российского внешнеполитического ведомства С.В. Лавров передал своему японскому коллеге Т. Мотэги перечень вопросов относительно японско-американского оборонительного союза. Как отметил министр, военное сотрудничество Токио и Вашингтона остается «проблемой в придании нового качества российско-японским отношениям». Более того, по его словам, «Вашингтон не стесняется публично подтверждать, что главной угрозой для себя считает Россию и Китай и строит военные альянсы с Японией, Австралией и Южной Кореей, исходя из этих вызовов».

Ответная реакция японской стороны может стать известной уже в декабре во время запланированного визита Т. Мотэги в Москву. Тогда же в Токио, вероятно, смогут прокомментировать более раннее предложение о признании Японией результатов Второй мировой войны во всей их полноте, в том числе суверенитета РФ над Курильскими островами в качестве основного условия заключения мирного договора.

Стоит отметить, что премьер-министр Японии С. Абэ неоднократно подчёркивал желательность окончательного урегулирования двусторонних отношений с Россией до окончания его полномочий в 2021 году. Вместе с тем какие-либо временные рамки для такого сложного вопроса установить проблематично. Существенным препятствием является и неоднозначная позиция японского политического истеблишмента по вопросу заключения мирного договора. Так, генеральный секретарь кабинета министров Японии Ё. Суга заявлял, что к обсуждению договора можно будет приступить только после урегулирования территориальной проблемы, что напрямую противоречит положениям Совместной декларации 1956 года. Более того, японские политики отказываются признавать острова Южно-Курильской гряды российскими, хотя наконец и отказались официально от термина «незаконная оккупация».

Существенные сложности для дальнейшего развития отношений между Москвой и Токио представляет и японо-американское сотрудничество в военной сфере. Уверения японской стороны в том, что это взаимодействие никаким образом не направлено против России, не вполне коррелируют с его конкретным наполнением.

На территории Японии располагается более 47 тысяч американских военных на 91 объекте, включая крупные базы ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты. Особую тревогу для России вызывает потенциальная возможность появления на американских базах в Японии (например, на о. Окинава) баллистических и крылатых ракет средней дальности, в том числе в ядерном оснащении1. Эксперты уже предупреждали, что такой шаг нарушит баланс сил в Северо-Восточной Азии, так как наверняка спровоцирует Китай и РФ на ответные действия. Возвращение американского тактического ядерного оружия на Японские острова также крайне негативно может быть воспринято местным населением, которое не желает стать заложником геополитических игр Вашингтона2.

Кроме того, японо-американские планы по созданию единой системы противоракетной обороны предусматривают поставки в страну ракетных комплексов наземного базирования (Aegisashore), которые вполне могут использоваться и для ударных целей при «некотором переоснащении».

Токио последовательно реализует программу перевооружения своих Сил самообороны (ССО) на наиболее современные боевые системы, а также активно взаимодействует с вооружёнными силами США в сфере координации совместных действий в случае возникновения кризисов и угроз. Несмотря на оборонительную конфигурацию ССО и позитивный международный имидж Японии, такие шаги не могут расцениваться как исключительно дружелюбные, прежде всего, Россией и Китаем. Именно Москву и Пекин в Вашингтоне открыто называют «ревизионистскими государствами», стремящимися к слому «либерального миропорядка». В этой связи растёт и давление американских союзников на Токио как в части увеличения собственных военных расходов, так и в отношении некоторых аспектов его внешней политики. Позиция США оказала существенное влияние на присоединение Японии к ряду антироссийских санкций, а также на отсутствие взвешенной последовательной линии применительно к заключению мирного договора с РФ.

1 Karlik Evan. Where will be the US base intermediate-range missiles in the Pacific? The Diplomat. 2019, August 30. URL: https://thediplomat.com/2019/08/where-will-the-us-base-intermediate-range-missiles-in-the-pacific/ ; Arakakai Tsuyoshi. US informs Russia of plans to deploy intermediate-range missile to Okinawa in the next two years. Ryukyu Shimpo. 2019, October 3. URL: http://english.ryukyushimpo.jp/2019/10/09/31109/ , https://ryukyushimpo.jp/news/entry-1000469.html ; Эксперт: Токио может поддержать размещение тактического ядерного оружия США в Южной Корее. // ТАСС, 2017, 1 октября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4606835

2 Tamaki Denny. Governor warns of ‘strong resistance’ by Okinawans to basing U.S. intermediate-range missiles in prefecture. The Japan Times. 2019, November 3. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/11/03/national/ politics-diplomacy/denny-tamaki-okinawa-us-missiles/#.XdvEdJMzYuU