С 1 января 2015 г. начинается практическая реализация Федеральной Целевой Программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г» (ФЦП) с общим объёмом финансирования более 680 млрд. рублей.  Программа была разработана в сжатые сроки (4 месяца) после воссоединения Крыма с Россией, в соответствии с указанием Президента и утверждена Постановлением Правительства России 11 августа 2014 г.

Этому предшествовала напряжённая работа десятков министерств и ведомств, научных центров, органов власти Крыма и Севастополя по определению приоритетов, сроков исполнения и объёмов финансирования.  Одновременно в Правительстве проводилась большая работа по разработке проекта создания на территории полуострова Свободной Экономической Зоны с серьёзными преференциями для бизнеса в области налогообложения при инвестировании в проекты в Крыму. Соответствующий Закон был  оперативно рассмотрен и принят Государственной Думой и Советом Федерации до конца 2014 г.

Непосредственно в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, при активном участии федеральных органов, была проведена громадная работа по вхождению в политико-правовое пространство России. По оценке министра по делам Крыма О. Савельева, это была «крайне непростая задача»[1]. В результате, большая часть из более  чем 2 млн. 300 тыс. населения полуострова, включая крымских татар,  получили российские паспорта. Состоялся переход на российские пенсии и зарплаты бюджетникам. Главной денежной единицей стал рубль.

Несмотря на санкции, на полуострове приступили к работе российские банки. Вовсю идёт процесс перерегистрации собственности и юридических лиц. В сентябре состоялись выборы в местные органы власти на основе российского законодательства. Повсеместно созданы федеральные структуры, в том числе Полпредство Президента в Крымском Федеральном Округе, а в составе Правительства появилось специальное Министерство по делам Крыма.

Вся эта работа проводилась в непростых условиях развязанной на Западе антироссийской истерии, введения экономических и персональных санкций, внешнеполитического давления, перекрытия Украиной водоснабжения по Северо-Крымскому каналу, транспортного сообщения с полуостровом, отключения электроэнергии, значительная часть которой пока закупается на территории Украины.

Показательно, что после принятия в России Закона о создании в Крыму Свободной Экономической Зоны с целью стимулирования экономической жизни, со стороны США и ЕС сразу последовало введение дополнительных санкций  в отношении полуострова с запретом западным фирмам и банкам на инвестиции, поставку товаров и оборудования.  Несмотря на это, в полном объёме была сохранена устойчивая деятельность всех систем жизнеобеспечения, включая традиционный отдых в летний период на курортах Крыма.  По словам министра курортов и туризма Крыма Е. Юрченко, количество отдохнувших достигло 4 млн. чел[2].

На основе тщательного анализа социально-экономической ситуации в Крымском Федеральном Округе на момент воссоединения с Россией в ФЦП сделан вывод, что «основные социально-экономические показатели развития не достигают среднероссийских значений»[3]. Губернатор Севастополя С. Меняйло отметил, что «нам достался не процветающий регион, а запущенная территория с целым ворохом проблем, которые не решались десятилетия»[4]. Аналогичная ситуация характерна для всей территории полуострова.

С учётом особого рекреационного значения Крыма в Программе обращается внимание на непростую экологическую ситуацию, на «угрожающий характер»[5] разрушения береговой линии и положения с утилизацией бытовых отходов, что прямо влияет на перспективы Крыма как курорта.

В качестве основных целей, на которые направлены более 180 мероприятий Программы, определены следующие: создание условий для полного интегрирования экономики полуострова в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, решение существующих острых проблем в таких важнейших сферах, как энерго-, тепло-, водоснабжение и в социальной сфере.

Помимо транспортного перехода через Керченский пролив, предусматривается полная реконструкция шоссе Керчь-Симферополь-Севастополь  и Феодосия-Ялта-Севастополь, Симферополь-Джанкой, Симферополь-Евпатория-Мирный, аэропортов Симферополя и Бельбек (под Севастополем). Запланированы большие работы на объектах детского центра «Артек», Крымского федерального университета и Севастопольского государственного университета. Строительство современных больниц, ТЭЦ в Симферополе и Севастополе, новых водохранилищ, обновление инфраструктуры связи.

Серьёзное внимание будет уделено берегоукрепительным работам, созданию туристско-рекреационных кластеров. Только по Севастополю на развитие его инфраструктуры предусмотрено выделение около 57 млрд. рублей. Кроме того, на Крым и Севастополь с 2015 г. в полном объёме распространяется действие ещё 20 федеральных целевых программ, включая решение вопросов ЖКХ, отселения из аварийного жилья, обеспечения жильём ветеранов войны, сирот и т.д. Особое внимание в Программе уделено решению актуальных проблем ранее репрессированных народов, на что выделяется более 10 млрд. рублей.

Параллельно с ФЦП, на территории полуострова  реализуются инфраструктурные проекты, связанные с созданием «достаточной» группировки войск на крымском направлении в интересах национальной безопасности России и дальнейшей модернизации Черноморского флота, который в ближайшие годы ожидает поступление от промышленности новых кораблей. В Севастополе практически воссоздаётся на новой материальной базе Высшее военно-морское училище им. П. С. Нахимова. Всего за 6 месяцев построен уникальный комплекс Президентского кадетского училища.

Воплощать в жизнь эти большие планы приходится не только в сложной международной обстановке, но и в условиях, проявившихся в конце 2014 г. трудностей внутриэкономического характера. Эти обстоятельства предъявляют особые требования к рачительному использованию тех больших средств, которые российское государство направляет на модернизацию Крыма и Севастополя. Поэтому в ФЦП особо оговаривается важная координирующая и контролирующая роль Министерства по делам Крыма. Предусмотрено, что в случае нецелевого использования средств местными органами власти они могут быть отозваны.

Во всех конкурсных комиссиях на проведение работ по Программе, а также по приёмке объектов в эксплуатацию, помимо представителей местных органов власти, обязательно принимают участие представители министерства по делам Крыма и профильных федеральных министерств, а проектная документация по каждому объекту проходит соответствующую экспертизу в Москве. Всё это должно исключить ошибки и злоупотребления  при расходовании государственных средств.

Историческое значение воссоединения Крыма и Севастополя с Россией вновь было подчёркнуто в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию и его Новогоднем Обращении к российскому народу в канун  2015 г. Успешная модернизация Крыма и Севастополя на основе Федеральной Целевой Программы станет крупным вкладом в укрепление российской государственности, интеграции в рамках ЕАЭС, позиций России в мире.



[1] Коммерсант. 31.10.2014  // Интервью министра по делам Крыма О. Савельева. С. 1.

[2]   В Крыму насчитали уже 4 миллиона туристов. // Интернет- сайт «Новости Крыма». 2014 30 декабря URL: http://news.allcrimea.net/news/2014/12/30/v-krymu-naschitali-uzhe-4-mln-turistov-28448/ (дата обращение: 09.01.2015)

[4] Журнал Эксперт № 40(917) 29 сентября- 5 октября 2014 г..Интервью губернатора С. Меняйло. С. 51