Проблемы продовольственной безопасности в контексте евразийского объединения

Аналитика
Выступление на VI Евразийском форуме, Казань, 16-17 сентября 2013 г.

Обеспечение населения Земли пищевыми ресурсами ещё несколько десятков лет назад было признано международным сообществом глобальной проблемой человечества. С тех пор ее острота не только не смягчается, но и значительно увеличивается, особенно в последнее время. Это связано как с устойчивой динамикой роста численности населения в мире, (за последние 20 лет население планеты увеличилась более чем на 1,4 млрд человек, и в 2013 г. приблизилась к 7,2 млрд.), так и с кризисом производства продовольствия.

Кризисные явления в мировой продовольственной системе, во многом обусловлены сокращением площадей, пригодных для выращивания сельхозкультур. Ежегодно из-за ухудшения окружающей среды выбывает из оборота от 5 до 10 млн га земель, еще 19,5 млн – в результате развития промышленности и рынка недвижимости.

На фоне сокращения природных ресурсов и увеличения спроса на них обозначилась тенденция спекулятивного роста цен на сельскохозяйственную продукцию. По мнению экспертов, впервые продовольственный рынок столкнулся со спекуляциями в 2006 г., когда аграрное сырьё стало предметом биржевой торговли наряду с нефтью и золотом, тем самым способствуя росту дефицита продовольствия. В 2007−2008 гг., в период ипотечного кризиса в США, банки и трейдеры активизировали перевод значительных средств из пенсионных фондов и акций в надёжные сырьевые активы, в т.ч. продовольственные.

Отмечаются общеполитические и общеэкономические факторы, способствующих развитию кризисных явлений на продовольственных рынках. Среди них - нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Также выделяют усиление протекционизма в политике развивающихся стран для защиты внутренних рынков (КНР, например, осуществляет строгое регулирование импорта и экспорта).

Как можно заметить, круг проблем достаточно широкий, и их решение, на наш взгляд лежит на межгосударственном, но, прежде всего, региональном уровне. Это обусловлено тем, что достижение консенсуса между странами со сходными геополитическими условиями, общими границами гораздо проще, чем между государствами, находящимися далеко друг от друга и имеющих противоречия в интересах.

Таким образом, в современных условиях формирование согласованной аграрной политики по обеспечению продовольственной безопасности государств евразийского пространства, является объективной необходимостью и крайне важной задачей. По нашему мнению, для ее решения следует использовать все возможные региональные организации как уже действующие, так и формирующиеся.

Говоря о перспективах развития интеграции продовольственных секторов региона, необходимо исходить из исторически сложившихся факторов, определяющих возможность расширения потенциала нашего взаимовыгодного сотрудничества:

  • сохранившаяся совместная транспортная инфраструктура;
  • единая энергетическая система;
  • взаимодополняемость природно-производственного потенциала;
  • традиции общения народов, включая отсутствие языкового барьера.

Решение задач по формированию продовольственной безопасности невозможно без разработки соответствующей нормативной базы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Приняты ключевые документы на уровне отдельных государств и региональных объедений, таких как, например Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, Концепция повышения продовольственной безопасности государств СНГ, а также Концепция продовольственной безопасности ЕврАзЭС.

В рамках этих документов определены основные подходы к решению проблем продовольственной безопасности стран региона. Они формулируют основные понятия, термины и критерии, а также направления действий в области обеспечения стран продовольствием.

Документы разработаны с учетом основных тенденций формирования и функционирования мирового продовольственного рынка, не противоречат международным обязательствам государств и учитывают основные нормы и принципы Всемирной торговой организации, а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Их параграфы сообразны особенностям социально-экономического развития отдельных государств евразийского пространства.

Наиболее полным и проработанным документом, на наш взгляд, является Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь. Это обусловлено общей аграрной направленностью экономики страны. Указанные в этом документе меры при всём их разнообразии имеют два основных направления воздействия. С одной стороны, они способствуют наращиванию объемов продовольственных ресурсов собственного производства и повышению их конкурентоспособности, а с другой - содействуют расширению емкости региональных продуктовых рынков и их сбалансированности по спросу и предложению.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации является рамочным документом, и ее реализация во многом зависит от принятия сопутствующих государственных программ. В настоящее время это Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Основным направлением программы, на наш взгляд должны стать адаптация аграрной экономики России к условиям работы в рамках ВТО, а также экологизация производства.

Концепция продовольственной безопасности в рамках ЕврАзЭС была принята в 2009 г., а Концепция повышения продовольственной безопасности государств СНГ – в 2010. Оба документа описывают возможные механизмы обеспечения продовольственной безопасности в региональном, межгосударственном аспекте, но, несмотря на это, их реализация идёт крайне медленными темпами.

В сложившийся ситуации, на наш взгляд, необходимо принять ряд мер, среди которых следует выделить создание на уровне органов ЕврАзЭС, исполкома СНГ, и других межправительственных организаций консультационных групп из представителей властных структур, ученых и бизнеса. Их целью должна стать разработка уточнений в указанных выше документах для перехода к их реализации на практике.

Серьезным практическим шагом по исполнению концепций могло бы стать создание единого аграрного рынка. В перспективе единый аграрный рынок стран евразийского пространства может стать одним из наиболее крупных региональных рынков мира. Вопросы его формирования обсуждались в разные годы на различных уровнях. Например, несколько лет муссируется вопрос о создании единого зернового рынка, в котором заинтересованы Россия, Казахстан и Украина.

Значимость интеграционных процессов в аграрной сфере экономики и создание единого рынка сельскохозяйственной продукции, как основы обеспечения коллективной продовольственной безопасности определяется возможностью в более короткие сроки достичь существенных преимуществ, к которым относятся:

  • возникновение синергетического эффекта за счет более рационального использования производственного и природного потенциалов, а также применения согласованных мер по обеспечению общей продовольственной безопасности;
  • реализация более быстрого перехода на инновационный путь развития АПК путем привлечения к этому процессу научного потенциала стран региона;
  • формирование предпосылок к уменьшению существенных потерь государствами от нечестной конкуренции на внешних рынках.

Несмотря на перспективность, создание единого аграрного рынка сталкивается с немалыми препятствиями и трудностями. При взаимной экономической выгоде, развитие интеграции тормозится на политическом уровне, когда интересы сообщества конфликтуют с национальными интересами государств.

Прежде всего, для формирования единого аграрного рынка, необходимо совершенствовать размещение производств на основе углубления межгосударственного разделения труда и специализации выпуска сельскохозяйственной продукции отдельных стран. В этих целях целесообразно обозначить переходный период для синхронизации инструментов рыночного саморегулирования и государственной стимуляции с учетом различия в направлениях и уровне субсидирования аграрных секторов стран региона, так, чтобы она не приводила к деформации торговых отношений и возникновению конфликтов в этой сфере.

По мнению экспертов, одной из важнейших причин возникших недостатков во взаимной торговле стран региона является несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков. В этой связи необходимо реализовать комплекс мер по формированию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров. Также необходимо совершенствовать совместные научно-исследовательские структуры и продолжить практику разработки единой программы фундаментальных и прикладных научных исследований.

С целью развития аграрного рынка следует также рассмотреть вопрос о создании международных отраслевых или продуктовых ассоциаций и союзов хозяйствующих субъектов, занятых производством, переработкой, торговлей агропромышленной продукцией.

Формирование и реализация единой аграрной политики стран евразийского пространства не может быть эффективно осуществлено без кардинального совершенствования институциональных структур, среди которых следует особо выделить создание логистической и товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поскольку, на нее приходится около 25% стоимости конечного продукта.

Развитие интеграционных процессов позволит реализовать главную цель – гарантировать рост благосостояния населения, повысить продовольственную безопасность государств евразийского пространства, а также обеспечить рост конкурентоспособности аграрной продукции на региональном и международном рынках.


Литература

1. Алтухов А.И. «Продовольственную безопасность в СНГ создавать сообща» // Крестьянские ведомости – газета агробизнеса. 07.12.2012. Электронный ресурс URL: http://www.agronews.ru/news/detail/123483/

2. Ушачёв И.Г. «Развитие интеграционных процессов – важнейший фактор устойчивого развития стран СНГ» // ГНУ ВНИИЭСХ Россельхозакадемии 27.11.2009 Электронный ресурс URL: http://www.vniiesh.ru/news/Doklady_vystuplenija/4958.html

3. Ушачёв И.Г. «Согласованная аграрная политика – основа обеспечения продовольственной безопасности стран содружества» ГНУ ВНИИЭСХ Россельхозакадемии 05.03.2010 Электронный ресурс URL: http://www.vniiesh.ru/news/Doklady_vystuplenija/4960.html

4. Лыжин Д.Н. «Перспективы глобального рынка зерна в условиях продовольственного кризиса» // «Проблемы национальной стратегии» № 4 (13), 2012