БИО2020 как основной элемент стратегии развития биотехнологий в России

Аналитика
Доклад старшего научного сотрудника Центра экономических исследований РИСИ Дмитрия Лыжина на  научно-практической конференции «Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии».

Доклад на научно-практической конференции «Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии».

 

- В условиях современного глобального финансово-политического ландшафта, на фоне экономического кризиса, достаточно сложно сохранить существующую систему производства. Для противодействия глобальным вызовам необходим стабильный рост экономической конкурентоспособности, основанный на масштабном применении прорывных технологий, и переход в новый технологический уклад.

- Одним из важных элементов нового уклада является активное использование клеточных технологий, методов генной инженерии, а также развитие других биотехнологий.

- Мировое сообщество уже осознало роль биотехнологий. Об этом свидетельствуют капиталовложения в эту отрасль, рост рынка биотехнологической продукции, совершенствование законодательной базы, разработка программ и стратегий. Только на биотехнологические исследования в развитых странах (США, ЕС) в год тратятся десятки миллиардов долларов.

- В настоящий момент наибольшая доля на рынке принадлежит биотехнологическому производству фармацевтических препаратов и в среднесрочной перспективе, по видимому эта ситуация сохранится. Однако, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе, с учётом неизбежного обострения проблемы обеспечения мировой экономики углеводородами на лидирующие позиции выйдет производство биопластиков и биотоплива.

- В ряде стран, уже сейчас отмечается постепенное замещение традиционных производств на биотехнологические. Так например, вклад биотехнологии в производство полимеров в США за период с 2001 по 2010 г. возрос с 1% до 15%. По оценкам, мировой рынок биотехнологий к 2025 г. достигнет уровня в 2 триллиона долларов.

- Российская Федерация, не является серьезным игроком на мировом биотехнологическом рынке. Доля России на нём составляет на сегодняшний день менее 0,1%. По сценариям западных экспертов, при сохранении существующих тенденций, в ближайшие годы страна, в лучшем случае, будет производить 0,25% глобального объема биотехнологической продукции. В настоящее время по уровню развития биоиндустрии Россия занимает 70-е место в мире.

- Основная доля на российском рынке биотехнологической продукции принадлежит биофармацевтике, что в целом соответствует мировым тенденциям. Однако необходимо отметить, что лишь около 25% от всей массы выпускаемых биотехнологических препаратов приходится на российские компании. Большая часть продукции производится на заводах принадлежащих зарубежным транснациональным фармацевтическим корпорациям.

- Следует отметить что, в системном плане существует понимание необходимости развития биотехнологий в России, что отмечено в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Конкретным инструментом управленческого планирования и реализации структурных изменений в российской биотехнологической отрасли должна стать Государственная комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года – «БИО2020». (Программа утверждена в апреле 2012 г.)

- Среднесрочной целью реализации Программы «БИО2020» является выход в 2020 году на объем биоэкономики в России в размере около 1% ВВП. Долгосрочной - достижения к 2030 году доли не менее 3% ВВП. В дальнейшем доля биотехнологий в российском ВВП продолжит рост.

- Стратегической целью Программы «БИО2020» является создание в России глобально конкурентоспособного, развитого сектора биотехнологий, который, должен стать одним из элементов модернизации и построения постиндустриальной экономики в стране.

- Финансовое обеспечение Программы предполагается за счет средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также внебюджетного финансирования. Целевой объем ресурсного обеспечения Программы «БИО2020» по экспертным оценкам за период до 2020 г. должен составить 1,163 трлн. рублей.

- Программа «Био2020» получила высокую экспертную оценку со стороны как отечественных, так и зарубежных специалистов по биотехнологиям, в то же время на наш взгляд следует обратить внимание на следующие пункты:

1. В рамках реализации программы следует максимально усилить биокластерное направление. Именно кластеры способны обеспечить синергию основных игроков рынка. Функционирующие за рубежом комплексные производства являются наиболее продуктивным механизмом в биотехнологической промышленности.

2. В системе формирующих кластеров важное значение необходимо уделять развитию инновационных предприятий и стартапов, в связи с чем, следует расширять систему венчурного финансирования. Также следует максимально широко применить механизмы созданные при формировании инновационного центра «Сколково», «РОСНАНО» и Российской венчурной компании.

3. Необходимо более чётко проработать систему контроля расходования средств выделяемых на программу. Что подтверждается анализом реализации подобных программ в других отраслях, где отмечалось не целевое расходование финансирования в т.ч. в рамках коррупционных схем.

4. Следует полностью использовать возможности стратегии «технологического заимствования», для чего необходим постоянный мониторинг зарубежного опыта, как в научно-исследовательской, так и в управленческой сфере направленной на биоиндустрию. Это позволит в короткие сроки сократить существующее отставание российской биотехнологической отрасли.

5. На начальных этапах реализации Программы, для становления биотехнологической отрасли, необходимо сосредоточится на создании относительно простых биотехнологических производств. Например, на выпуске топливного этанола в зернопроизводящих районах. Важным стимулом для развития биотопливной промышленности может стать внесение изменений в налоговый кодекс, направленные на выделение топливного этанола в отдельную акцизную категорию.

Причём мы считаем, что производство топлива должно быть, прежде всего, ориентировано на региональный и внутренний рынок. Это позволит отказаться от затратных субсидий, выделяемых на транспортировку больших объемов зерна к портам, что особенно важно для Уральского и Сибирского регионов.

6. В среднесрочной и долгосрочной перспективе отрасль должна ориентироваться на производство биотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как биопластики и биоматериалы, а также биотопливо второго и третьего поколения.

7. Существующая система производства биофармацевтической продукции, с высокой зависимостью от иностранных компаний, не соответствует стратегии национальной безопасности России. Следует постепенно переводить выпуск биофармацевтики в руки отечественных компаний. Долгосрочной целью для них может стать создание системы дифференцированной и персонифицированной медицины, способной решить ряд социальных проблем.

По нашему мнению, переход к новому технологическому укладу со значительной долей биотехнологий, является наиболее стратегически верным путём развития России. Сохранение существующей модели развития, в ближайшем будущем грозит для страны потерей технологического суверенитета, деиндустриализацией и утратой технологических достижений.

Использованная литература:

1.Государственная комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года

2.Россия вступает на путь строительства биоэкономики - Российская Технологическая Платформа «Биоиндустрия и Биоресурсы» (БиоТех2030)

3.Материалы круглого стола: Биотехнологии: инновации и устойчивое развитие. Экономическая эффективность использования биотехнологий в России

4.С.Ю. Глазьев. Мировой экономический кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов

5.Д.Н. Лыжин. О необходимости развития в России глубокой переработки зерна