О перспективах Греции в борьбе за получение очередного транша финансовой помощи от «тройки» кредиторов

Аналитика
Экономическое положение страны продолжает оставаться крайне нестабильным

Несмотря на прогресс, достигнутый Грецией в проведении мер бюджетной консолидации, экономическое положение страны продолжает оставаться крайне нестабильным. Одна из причин в том, что «тройка» международных кредиторов до сих пор не одобрила выделение Греции очередного кредитного транша в рамках программы финансовой помощи. Свою последнюю оценку проводимых Грецией реформ «тройка» начала в сентябре прошлого года, текущий раунд переговоров должен был завершиться еще в декабре, однако проверка значительно затянулась.

Ожидалось, что решение о возобновлении финансовой поддержки Афин наконец будет принято по итогам очередного заседания Еврогруппы, которое состоялось 27 января 2014 г. Однако на данном заседании представители «тройки» в очередной раз заявили о том, что они не готовы дать положительного заключения по очередному этапу реализации реформ в Греции и одобрить стране следующий кредитный транш.

По мнению инспекторов из «тройки», греческое правительство не показывает достаточного прогресса по выполнению обязательств, выступающих условием предоставления стране финансовой помощи.  Действительно, согласно данным Министерства финансов Греции, к началу февраля 2014 г. правительством страны еще не было реализовано 153 пункта программы, предписанной греческими кредиторами. Задачами, решения которых «тройка» ожидает от Греции в первую очередь, являются: приватизация госсобственности, реструктуризация предприятий оборонного сектора, включение в программу профессиональной мобильности более 12,5 тыс. госслужащих, снижение отчислений в социальные фонды, либерализация увольнений в частном секторе, выполнение рекомендаций ОЭСР по ликвидации барьеров для рыночной конкуренции.

Кроме того, по мнению «тройки», бюджетные планы Греции на 2014-2015 гг. нуждаются в корректировке. В то время как греческие власти утверждают, что размер бюджетного дефицита в 2014 г. составит около 500 млн евро, международные кредиторы предполагают, что он достигнет по меньшей мере 1,5 млрд евро.

Ситуация в Греции вызывает особое беспокойство у европейских чиновников в свете предстоящих в Греции в мае выборов в Европейский парламент и муниципальных выборов, а также в связи с тем, что в мае наступает срок погашения греческих государственных облигаций на сумму около 11 млрд евро. Данные проблемы были подняты на закрытом совещании, состоявшемся 27 января после встречи министров финансов Еврозоны. На встрече присутствовали представители Еврогруппы и «тройки» кредиторов, а также министры финансов Германии и Франции, в то время как министр финансов Греции Яннис Стурнарас в этот момент проводил пресс-конференцию и на встречу приглашен не был.  Совещание было проведено с целью обсуждения очередного транша финансовой помощи Греции, а также оказания давления на Афины, чтобы вынудить страну поспешить с проведением непопулярных реформ на товарном рынке и на рынке труда. По сведеньям The Wall Street Journal, на встрече не было достигнуто никаких существенных договоренностей, однако стало очевидно, что ни одна из участвующих сторон не заинтересована в затягивании переговоров до мая.

В свою очередь греческое правительство высказывает весьма негативное отношение к требованиям, предъявляемым международными кредиторами в рамках программы финансовой помощи. 30 января на встрече с представителями Европарламента, которые проводили мониторинг действий «тройки» в Греции, министр финансов Яннис Стурнарас весьма критически отозвался о воздействии программ «тройки» кредиторов на греческую экономику. В частности, Стурнарас говорил о значительных ошибках и недочетах, которые содержались в первой программе финансовой помощи и имели разрушительные социально-экономические последствия для страны. По мнению министра, именно использование «тройкой» ошибочных фискальных мультипликаторов и привело греческую экономику к глубокой рецессии, несмотря на оптимистические прогнозы самих кредиторов. Кроме того, как отметил Стурнарас, по первоначальному прогнозу «тройки» госдолг Греции после 2013 г. должен был снизиться, чего не случилось, потому что у кредитов, выданных Греции, были чрезвычайно высокие процентные ставки. 

В критике деятельности «тройки» международных кредиторов греческого министра поддерживают представители  Европарламента, которые в конце января посетили Грецию в рамках исследования влияния политики бюджетной экономии на проблемные страны ЕС. По результатам исследования были выявлены следующие негативные последствия предписаний международных кредиторов для греческой экономики[1]:

- Увеличение госдолга:

Госдолг Греции, который в течение 1994-2009 гг. не превышал в среднем 104% ВВП, достиг 148,3% в 2010 г., когда Греция обратилась за помощью к кредиторам. Предпринятые меры бюджетной экономии еще больше осложнили ситуацию: по подсчетам Европейской комиссии, госдолг Греции в 2013 г. достиг 176,2%, а к 2015 г. прогнозируется его незначительное снижение – до 170,9%.

- Сильнейшее и продолжительное падение ВВП:

В соответствии с данными Евростата, падение ВВП Греции происходило на протяжении шести последних лет и привело к сокращению греческой экономики почти на 25%. При этом наибольшее падение наблюдалось в 2011 г., когда ВВП страны снизился на 7,1%.

- Рост безработицы:

Ожидается, что уровень безработицы в Греции на протяжении нескольких следующих лет останется равным около 25%, что почти вдвое превышает средний уровень безработицы в странах Евросоюза. Безработица среди молодежи в настоящее время достигает 60%. При этом, когда в 2010 г. Греция обратилась за помощью к ЕС, безработица в стране не превышала 12,6%.

- Социальные протесты:

Начиная с 2010 г. греческий народ множество раз выходил на улицы для того, чтобы опротестовать снижения размеров пенсий и зарплат, а также понижение качества здравоохранения и прочих социальных услуг в результате программы бюджетной экономии.

Эти причины объясняют тот факт, что бюджет Греции на 2014 г. был принят несмотря на отсутствие одобрения со стороны «тройки» кредиторов, по мнению которых Греции в текущем году следует придерживаться более жесткой бюджетной экономии. Однако бюджет страны и так предусматривает очередное сокращение государственных расходов Греции в 2014 г. на 3 млрд евро, и Афины уже заявили, что страна не выдержит введения более строгих мер.

Действительно, в условиях приближающихся выборов в Европарламент и муниципальных выборов дальнейшие меры экономии могут пошатнуть и без того неустойчивые позиции правящей коалиции в греческом парламенте. Не случайно, что важнейшими пунктами греческой программы председательства в ЕС, к которому страна приступила 1 января 2014 г., являются стимулирование занятости и экономического роста.

Отметим, что первые успехи, достигнутые Грецией в оживлении национальной экономики, могут стать основным «оружием» греческого правительства в переговорах с международными кредиторами. Так, например, по предварительным данным, в 2013 г. впервые с начала кризиса Греции удалось достичь первичного профицита бюджета[2] в размере около 800 млн. евро, а также добиться снижения дефицита с учетом выплат по госзадолженности ниже общеевропейского уровня в 3% ВВП. Подтвердить или опровергнуть данные прогнозы сможет Европейская статистическая служба (Евростат) в апреле текущего года. Подтверждение информации о первичном профиците имеет высокую значимость для Греции: согласно решениям Еврогруппы, при достижении Афинами первичного профицита возможно последует дальнейшее облегчение греческого долгового бремени за счет продления сроков выплат кредитов и снижения процентных ставок по ним. Кроме того, в условиях первичного профицита греческие власти намерены вернуться на финансовые рынки. Тем более, что в декабре 2013 г. агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Греции на два пункта – с «С» до «Caa3».

Согласно осеннему прогнозу Европейской комиссии, ожидается, что в 2014 г. греческая экономика впервые вырастет на 0,6% после шести лет рецессии. Основным источником роста ВВП страны в 2014 г. должно стать увеличение экспорта и инвестиционной активности. Еврокомиссия также предполагает, что в 2015 г. подъем экономики Греции наберет силу и достигнет 2,9%.

Весомый вклад в оживление греческой экономики вносит туризм: согласно опубликованным в начале февраля данным Евростата, число туристов, посетивших Грецию в 2013 г., увеличилось на 11% по сравнению с 2012 годом, установив общеевропейский рекорд. Кроме того, согласно докладу агентства Markit от 3 февраля 2014 г., в январе текущего года впервые с августа 2009 г. произошел подъем активности в производственном секторе страны.

По прогнозу Еврокомиссии, ожидается медленное снижение уровня безработицы в Греции до 26% в 2014 г. и 24% в 2015 г. В качестве основной причины этого снижения Еврокомиссия называет повышение конкурентоспособности Греции по издержкам в результате реформы заработной платы. Кроме того, ожидается, что, вследствие восстановления экспорта и инвестиционной активности, будет постепенно снижаться дефицит счета текущих операций платежного баланса до -1,9% в 2014 г. и -1,6% в 2015 г.

Подобные благоприятные прогнозы стали источниками оптимистических настроений в греческом правительстве: в предновогоднем интервью 30 декабря 2013 г. премьер-министр страны Антонис Самарас заявил о том, что Греция в 2014 г. выйдет из программы финансовой помощи. Однако не все разделяют радужные прогнозы греческого руководства. Так, согласно докладу основного греческого мозгового центра – Фонда экономических и промышленных исследований (Foundation for Economic and Industrial Research - IOBE) от 30 января 2014 г., греческая экономика достигнет своего нижнего предела лишь в конце текущего года, который станет седьмым по счету годом глубокой рецессии в стране. По оценкам руководителя Института немецкой экономики в Берлине Марсела Фрацшера, Афины и в 2015 г. потребуют международную финансовую помощь вследствие крайне высокой задолженности страны и необходимости обслуживать долг.

Эти неблагоприятные прогнозы базируются на объективном анализе экономической ситуации в стране. Отметим, что финансовое положение Греции еще более осложнилось вследствие судебного постановления, которое задним числом отменило сокращение зарплат сотрудникам полиции и военным на сумму 500 млн евро. По мнению представителей «тройки», бюджетный дефицит Греции может достичь 8 млрд евро в 2014-2015 гг. и 11 млрд евро в 2016 г.

1 февраля 2014 г. немецкое издание Der Spiegel опубликовало информацию о том, что Министерство финансов Германии планирует обсудить возможность предоставления Греции третьего пакета финансовой помощи до мая 2014 г. Однако несколько дней спустя эта информация была опровергнута, и представители министерства финансов Германии заявили, что никаких изменений в ситуации по Греции не планируется, а возможность списания части греческого долга отвергается категорически.

В связи с этим в настоящее время перед правительством Греции встает задача изыскать другие пути восполнения дефицита финансирования, а также ускорить проведение структурных реформ с целью достижения договоренности с представителями «тройки» кредиторов и скорейшего получения очередного транша финансовой помощи. По сообщению агентства Reuters от 4 февраля 2014 г., Греция и международные кредиторы уже достигли договоренности по вопросу бюджетного дефицита Греции на текущий год, и таким образом сняли одно из основных взаимных разногласий. Греческое руководство надеется, что затянувшиеся переговоры с «тройкой» кредиторов завершаться к февральской встрече Еврогруппы, и финансовая помощь наконец поступит в Грецию в начале марта.

Отметим также, что во время своего визита в Грецию 29-30 января 2014 г. представители делегации Европарламента признали, что «тройка» кредиторов в её сегодняшнем виде может в скором времени уйти в прошлое, потому что в настоящее время изыскиваются способы реформирования этой структуры. Как заявил лидер делегации – австрийский политик Оттмар Карас, одним из возможных вариантов действий по реформированию «тройки» является создание Европейского валютного фонда (путем выделения его из Европейского стабилизационного механизма), который взял бы на себя функции МВФ. Это связано с тем, что Международный валютный фонд в последнее время все чаще находится в несогласии с другими кредиторами по вопросам «политики спасения». Так, в настоящее время МВФ настаивает на том, что для Греции приоритетом настоящего времени является уменьшение госдолга, в то время как европейские лидеры полагают, что первоочередной задачей для страны выступает реализация просроченных структурных реформ. Поскольку в настоящее время участие МВФ в программах помощи проблемным странам уменьшилось с более 30% до менее 10%, Греции в процессе реализации антикризисной политики целесообразно в первую очередь ориентироваться на рекомендации своих европейских коллег.



[2] Первичный дефицит бюджета не учитывает стоимость затрат на обслуживание долговых обязательств.