О зарубежном опыте повышения энергоэффективности и его использовании в России

Аналитика
В решении задачи повышения энергоэффективности России важное значение имеет использование опыта, накопленного в развитых странах, в частности в США. В течение ряда лет США ведут активную  работу по стимулированию "зелёных" инициатив и разработке инновационных программ. В феврале 2009 г. принят The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, которым определены меры по модернизации национальной инфраструктуры, налоговые и иные меры стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и повышения энергонезависимости.

Блинков В.М.

ведущий научный сотрудник отдела международной экономики

Президент РФ Д.А. Медведев в ряде публичных выступлений в качестве одной из важнейших проблем, стоящих перед государством, назвал повышение эффективности использования энергии в России.


По оценкам экспертов Всемирного банка, реализовав существующий потенциал повышения энергоэффективности, Россия сможет сэкономить: 240 млрд куб. м природного газа, 340 млрд кВтч электроэнергии, 89 млн т угля, 43 млн т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов, а российский и муниципальные бюджеты  3-5 млрд долл./в год.


В решении этой задачи важное значение имеет использование опыта, накопленного в развитых странах, в частности в США. В течение ряда лет США ведут активную  работу по стимулированию "зелёных" инициатив и разработке инновационных программ. В феврале 2009 г. принят The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, которым определены меры по модернизации национальной инфраструктуры, налоговые и иные меры стимулирования внедрения энергосберегающих технологий и повышения энергонезависимости. В соответствии с его положениями на работы по повышению энергоэффективности и по возобновляемой энергетике выделено 16,8 млрд долл. В "зелёные" технологии инвестирует не только правительство, но и крупные частные инвесторы. Например, Джордж Сорос заявил о намерении вложить 1 млрд долл. в технологии чистой энергетики.


Одной из наиболее успешных программ правительства США в области повышения энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов является программа Energy Star, которая осуществляется Агентством по охране окружающей среды и Министерством энергетики с 1992 г.


В ее рамках финансируются разработки стандартов для энергоэффективного оборудования и технологий, программы информационного обеспечения  внедрения энергосберегающих товаров. Устройства, соответствующие стандартам программы, снабжаются логотипом Energy Star и имеют среднее энергопотребление на 20% - 30% меньше своих аналогов равной функциональности. Стандарты эти периодически пересматриваются в сторону ужесточения.


В начале Energy Star внедрялась как программа добровольной маркировки и распространялась только на компьютеры и мониторы. Сегодня эмблему Energy Star можно найти на товарах более 60 категорий (несколько тысяч моделей), включая большую часть крупных бытовых электроприборов, оргтехники, светильников и бытовой электроники.


Более 10 лет сертификации Energy Star на добровольной основе подлежат новые жилые дома, коммерческие и промышленные здания. К настоящему времени такие сертификаты получили более 90000 зданий и сооружений.


К 2008 году эмблему Energy Star знали более 75% американцев. В период с 2000 г. по 2008 г. потребители приобрели более 2,5 миллиардов энергоэффективных товаров с логотипом Energy Star и руководство программы планирует удвоить эту цифру в течение следующего десятилетия.

Логотип Energy Star в глазах потребителей стал своеобразным знаком энергокачества. В итоге, сегодня наличие на продукции такого логотипа - важная составляющая ее конкурентоспособности на мировых рынках. Последнее стимулирует производителей и поставщиков услуг к сотрудничеству с Energy Star. Программа имеет действующие лицензионные или партнерские соглашения с более чем 2000 промышленных производителей, 2000 предприятий розничной торговли, 6000 строительных компаний, 570 руководителями программ повышения энергоэффективности, 550 промышленными предприятиями и сотнями других организаций.


О достигнутом экономическом эффекте свидетельствуют следующие цифры. Потребители, выбравшие в 2008 году продукцию с логотипом Energy Star для дома, малого предприятия или крупного промышленного комплекса, сэкономили 19 млрд долл. на счетах за коммунальные услуги и предотвратили выбросы парниковых газов, эквивалентные выхлопам 29 млн. автомобилей.


В настоящее время Программа Energy Star стала частью стратегии не только США, но и ЕС, других развитых стран по улучшению управления спросом на энергию, энергосбережением, снижением выбросов парниковых газов. Международные усилия программы сосредоточены на согласовании процедур испытаний и стандартов энергоэффективности для программ, аналогичных Energy Star. С этой целью Агентство по охране окружающей среды заключило соглашения с соответствующими службами Европейского союза, Канады, Японии, Тайваня, Швейцарии, Австралии и Новой Зеландии, Европейской ассоциацией свободной торговли (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), предоставляя им полномочия по реализации программы Energy Star по конкретным категориям товаров.


Одним из ключевых факторов успеха программы Energy Star, которое целесообразно использовать в России при реализации энергосберегающих программ, является ее направленность на преодоление рыночных барьеров, препятствующих распространению энергосберегающих товаров и услуг (маркетинговые исследования показали, что потребительский спрос на энергоэффективное оборудование сдерживается из-за отсутствия нужной информации или недостаточной осведомленности о его преимуществах - так называемых “рыночных барьеров”). Программа стала источником достоверной, объективной информации, на основании которой предприятия и домохозяйства могут принимать обоснованные решения. Покупая товары или услуги, сертифицированные программой Energy Star, потребители знают, что эти товары или услуги прошли испытания, подтвердившие, что они более энергоэффективны, а по другим показателям не уступают продукции, не прошедшей сертификацию программы. В итоге, Energy Star уменьшает эти барьеры, а энергосберегающие проекты становятся более привлекательными для бизнеса и потребителей, что ведет к сокращению операционных расходов и снижает инвестиционные риски.


В ходе реализации программы Министерство энергетики и Агентство по охране окружающей среды отработали ряд стратегий, которые позволяют эффективно стимулировать предпринимателей к разработке, внедрению и производству энергосбергающих приборов и техники, которые также могли бы найти применение в России.

Наиболее важные из них:

  • разработка четкого, одобренного отраслевыми объединениями производителей порядка оценки параметров товаров и услуг;
  • разработка и реализация эффективных норм энергосбержения, превышающих требования строительных нормативов и стимулов для их использования строительными компаниями на добровольной основе;
  • разработка и внедрение стандартизированной системы показателей энергоэффективности зданий. Сертификация зданий в соответствии с этими показателями означает, что они потребляют на 35-40% меньше энергии, чем средний дом. В настоящее время Министерство энергетики и Агентство по охране окружающей среды переходят к новому этапу - повышению энергоэффективности уже существующего в стране жилого фонда путем переоборудования всего дома, что должно позволить домовладельцам достичь в среднем 20% экономии энергии.


В целом, накопленный в ходе реализации программы Energy Star опыт представляется весьма интересным для использования его в России.