«Медвежий угол» Европы может превратиться в растревоженный муравейник

Мы в СМИ
Сколько румынской политической веревочке не виться, а геополитические узелки завяжутся

Из Румынии приходят тревожные вести! Политики апеллируют к мудрости и милосердию Евросоюза, власти на местах требуют вмешательства армии, передовая общественность бьется в истерике. В Румынии кризис. Кризис медвежий. Бурые мишки в Трансильвании расплодились настолько, что стали угрозой для сельского хозяйства и туризма. Лазают по помойкам, пугают юных девушек, приносят убытки.

Румыны не знают, что делать. Культурные агрохозяева резонно кивают на Брюссель: вот во Франции всего три диких медведя осталось, но Евросоюз в борьбе за сохранение природы моментально компенсирует французским крестьянам все потери после того, как эти «три мушкетера» порезвятся на их плантациях.

В Румынии таких «баловников» уже тысяч восемь, но ни одного евро местные земледельцы не получили, да и не получат, побойтесь бога!.. Главы муниципальных образований также в замешательстве: положим, Евросоюзу на дикую природу родины Дракулы наплевать. Но кто должен избыточных медведей отстреливать? Милиция? Из какого штатного оружия? Револьверов? Нет уж, увольте! Охотники? – да мы сами на нашем безденежье так цены на лицензии на отстрел задрали, что никто не ездит. Один выход – проводить общевойсковую операцию по схеме антитеррористической. За госсчет! Нужен спецназ и блокирование Трансильвании по периметру! В общем, кошмар!

И это все? Всех-то проблем у румын? Ну-ну! Как говорится, нам бы их хлопоты!

Но есть уже первые приметы того, что сегодняшняя благостная геополитическая тишина в Бухаресте, Кишиневе и Тирасполе может быть серьезно нарушена диким воем раненого американского зверя.

«Сапоги» и «лоханки»

Для доказательства этого тезиса придется переместиться в Вашингтон. Глава американской разведки обязан (не часто, но регулярно) выступать перед законодателями с докладом «Оценка разведсообществом США угроз безопасности Соединенных Штатов». Последний такой доклад был сделан 18 апреля прошлого года. Доклад по объему большой, разбит на разделы, раздел на главы и т.д. Есть, разумеется, глава «Россия и Евразия». Там параграф «Белоруссия, Украина, Молдова». Очень занимательный кусок для специалистов.

Вкратце расклад по этим странам такой (напомним, речь идет о первой трети 2013 года). Белоруссия: Лукашенко почти обанкротился, но «корректирующие меры и финансовая помощь России помогли справиться с основными негативными последствиями кризиса, поэтому потенциал оппозиционных движений иссяк, равно как и возможности осуществить революцию через социальные сети». Украина: «При президенте Януковиче страна быстро скатывается к авторитаризму; кризис может начаться уже в конце 2013 года». Молдова: «Статус-кво в Молдове сохранится. Выборы в Молдове и Приднестровье привели как минимум к улучшению тона отношений между Кишиневом и сепаратистским Тирасполем». Для тех, кто не очень разбирается в политической лексике, переведем это на нормальный язык: «Ребята, Белоруссию, Молдову и ПМР пока оставляем в покое, работаем Украину!». Так и поступили.

Молдавию и ПМР оставили в покое, прежде всего, из-за Румынии, на территорию которой США имеют свои срочные виды. Создавать геополитические «вихри» или даже «ветерок» вокруг новой румынской берлоги американские серые гризли не собирались. Штатам позарез нужны черноморские порты румын. Особенно с учетом того, что Турция косо смотрела, что по Черному морю бесконтрольно плавает армада кораблей управления и радиоэлектронной разведки США и НАТО, подтянутых к Украине и к Крыму, и не очень-то допускала их в свои гавани.

Кстати, понимая всю важность вопроса участия Румынии в европейской системе ПРО, выскажем предположение, что вся эта суперстратегическая экзотика (с ракетами, антиракетами и анти-антиракетами!) была тем топором, из которого дядя Сэм варил свой черноморский суп. Нужен был на самом деле кусок твердой политической территории и акватории, куда при необходимости, при возникновении реального международного кризиса, угрожающего пресловутым интересам США, могли бы встать «сапоги» и бросить якорь «лоханки».

Такая необходимость реально возникла, когда оказалось, что стратегическая стабильность для Соединенных Штатов нарушена вследствие начала военных действий против боевиков «Исламского государства» и обострения ситуации на Украине.

Кто-то скажет: с Украиной все понятно, а как связать с Румынией «ИГ»? Дело в том, что США сегодня не могут (финансовых ресурсов все-таки не хватает) участвовать в «матче на двух полях одновременно». Желательно эти «поля» объединить, подготовить, разметить, привести в порядок (в политическом, военно-политическом, логистическом, инфраструктурном и других отношениях, разумеется), а потом уже давать свисток к началу матча.

Серьезные люди, эксперты из американского аналитического центра Stratfor (его еще называют «теневым ЦРУ») нашли выход: надо рассматривать Сирию – Ирак и Украину – Крым – Новороссию как единый театр военных действий для США, в котором осуществляется «интегрированное» политическое маневрирование и военное планирование.

Строим флот, как у Англии

В политическом отношении и в привязке к указанным двум конфликтам Соединенным Штатам крайне выгодно вести дело так, чтобы «Исламское государство» в долгосрочной перспективе противостояло бы не только США, но и России. А американское многофакторное давление было бы максимально сосредоточено на Украине, без всеохватывающей концентрации усилий только на достижении военной победы над «ИГ».

Одним из центральных моментов этой концепции является трансформация Румынии в страну, критически важную для США. Румыния для этого должна резко нарастить силы своего военного флота, поскольку на его рост нет ограничений в рамках Конвенции Монтре.

Напомним, что эта конвенция запрещает проводить по черноморским проливам военные суда в военное время. А сегодня, когда где военное время, где мирное – сам черт не разберет, американцы сильно напрягаются с наращиванием своих сил на Черном море. Румыния же черноморская страна – строй флот, какой хочешь, хоть как у Англии.

Этим румынское государство и должно будет заняться. Возросшие военно-морские силы Румынии должны включать, как предлагается, в будущем значительную десантную компоненту, что явится фактором сдерживания России при ее возможных попытках как-то решить проблему Новороссии и Приднестровья.

Румыния, безусловно, должна стать и базой для развертывания американских ВВС, направленных на противодействие операциям России на Украине. Наконец, рост военной мощи Румынии сделает ее еще одной черноморской региональной державой, что определит ценность ее потенциального альянса с Турцией и объективно переведет ее в разряд стратегических союзников США.

По мнению американских аналитиков, румынское руководство охотно пойдет на такие шаги при наличии финансовой и политической поддержки, поскольку через участие в разрешении кризиса на Украине ее роль в европейских делах резко увеличится. При этом возможно взаимодействие США, Турции и Румынии на основе каких-то особых коалиционных соглашений, помимо НАТО.

Разумеется, Россия, особенно теперь, когда Крым и Севастополь вернулись в ее состав, не станет смотреть безучастно на такое ущемление ее геополитических интересов и на угрозы для ПМР.

От себя добавим, пусть и невесело: вот тогда-то проблемы для Румынии и начнутся!