Устойчивое потребление и производство как основа «зеленой» экономики России

Аналитика
Созданы ли для этого условия?

Доклад на Международном экологическом форуме «Окружающая среда для Украины» 24 апреля 2013 года.

«Зеленая» экономика, это относительно новая концепция призванная обеспечить более гармоничное согласование компонентов устойчивого развития. «Зеленая» экономика включает в себя отрасли, которые создают и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски. В ее основе находятся чистые или «зеленые» технологии, предлагающие инвесторам, производителям и покупателям конкурентоспособный доход одновременно с решением мировых социально-экономических и экологических проблем. По мнению международных экспертов, для успешного развития новой парадигмы необходимо направить значительные инвестиции на эффективные инновации, такие как: повышение энергоэффективности, разработку возобновляемых источников энергии, создание условий для устойчивого сельского хозяйства и формирования благоприятной, экологичной инфраструктуры.

Следует отметить, что основной проблемой внедрения нового курса на глобальном уровне является создание условий, при которых такое развитие будет экономически выгодно. В современных условиях, для того чтобы «зеленая» экономика стала реальностью необходимы:

  • масштабная помощь государства;
  • активное участие частных инвесторов;
  • посильное участие потребителей.

По пути формирования «зеленой» экономики в настоящее время идёт ряд государств. Лидерами в этом процессе оказались азиатские страны: так, в Южной Корее 3% ВВП или 60 млрд долл. США за 5 лет с 2011 года. должно быть направлено на развитие «зеленых» секторов и создано 1,8 млн рабочих мест до 2020 года. «Дорожные карты» по формированию «зелёной» экономики подготовлены в США, ЕС и КНР.

Глобальные тенденции развития «зеленой» экономики должны быть учтены и при формировании стратегии развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Переход России к устойчивому развитию и формированию «зеленой» экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сохраняющейся высокий интеллектуальный потенциал и наличие больших по площади малозатронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% страны. Благодаря этим факторам Россия может стать лидером в переходе к новой модели развития. Однако в настоящее время России важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать движение в сторону «зелёной» экономики.

Для перехода к «зеленой» экономике должны быть созданы способствующие этому стимулирующие меры: льготное кредитование  и налогооблажение проектов по модернизации, субсидирование производителей энергии, получаемой из альтернативных источников, системы «зелёной» сертификации и т.д.

Отношение руководства России к «зеленой» экономике в последние годы постепенно начинает меняться, хотя во многом всё еще носит декларативный характер, степень реализации проектов связанных с устойчивым производством и потреблением находится на низком уровне.

Основной акцент в государственной политике в настоящее время сделан на увеличении энергоэффективности существующих технологий. Базовым законодательным актом здесь является ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» принятый в 2009 году, на его основе сформирована Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Для поддержки и реализации этих документов создано Российское энергетическое агентство.

Как государственное агентство РЭА выполняет функции по развитию и поддержке инновационной и научной деятельности в области повышения энергоэффективности, формированию ее методологической основы, и осуществлению реальных проектов в данной области.

В рамках этой деятельности было выполнено несколько региональных проектов в Санкт-Петербурге, Владикавказе, Ульяновске и Ханты-Мансийске. Были разработаны системы целевых показателей энергетической эффективности коммунального хозяйства, сформированы интегрированные базы данных электронных счетов плательщиков с возможностью доступа к ним через сеть Интернет, а также подготовлена правовая база по использованию энергоэффективных технологий. В долгосрочной перспективе, РЭА планирует создание единой государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме того, в настоящее время РЭА разрабатывается система сертификатов по энергоэффективности. За основу взят опыт Евросоюза, а именно системы «белых» сертификатов (Тradable Certificates for Energy Savings), которая объединяет в себе стремление к оптимизации потребления энергетических ресурсов и сокращению выбросов парниковых газов.

Что касается развития ВИЭ, Россия серьезно отстает в их разработках и внедрении. Инвестиции в российский сектор ВИЭ, по мнению американских экспертов в настоящий момент считаются «пренебрежно малыми». Это при том, что Россиия обладает колоссальными потенциальными ресурсами по развитию ВИЭ. Доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии в стране равна 1%. Удельный вес производства тепловой энергии, полученной на базе ВИЭ – около 3%.

В последние годы в стране стала проводиться работа по созданию механизмов формирования государственной политики в области стимулирования ВИЭ. Так, распоряжением правительства РФ в январе 2009 года утверждены Основные направления государственной политики в сфере повышения энергоэффективности на основе использования ВИЭ на период до 2020 года.

На наш взгляд, биоэнергетика является одним из самых перспективных направлений развития возобновляемой энергетики в России. Наиболее конкурентоспособным биотопливным производством в России в настоящее время является выпуск топливных гранул – пеллет. Прогнозируемый ежегодный рост рынка пеллет в Европе на 15% обеспечивает устойчивое производство данного вида продукции в России, растёт спрос на данный вид топлива и внутри страны.

В 2008 году ГК «Ростехнология» создала корпорацию «Биотехнология», одной из целей которой является развитие биотопливного производства в России. Интерес к развитию биоэнергетики в последние 2 года проявляет ОАО «Газпром». Так, корпорация начала совместный проект с голландской государственной компанией Gasunie по использованию газовой магистрали «Северный поток» для транспортировки в страны Северо-Западной Европы и Великобритании произведенного в России биогаза.

По мнению российских экспертов, действенным механизмом поддержки ВИЭ может стать система «зелёных» сертификатов. Также в целях содействия развитию энергетики на основе ВИЭ необходимо создание регулирующего, сертифицирующего и аудиторского органа. Это будет сопровождаться существенными затратами для бюджета, так как необходимо формирование региональных представительств, обучение специалистов, создание документации и программного обеспечения. Для содействия этому процессу, в целях трансферта отработанных схем, России необходимо присоединиться к «Международной системе сертификации возобновляемой энергии» - International Renewable Energy Certificate System (RECS), объединяющей более до 20 государств, в том числе страны ЕС, США, Япония, Австралия и Канада. В перспективе возможен выход России на международные рынки зеленых сертификатов.

У России есть определенные перспективы и для того, чтобы претендовать на часть мирового рынка экологически-чистого продовольствия. Для страны это крайне важно, поскольку это продукция с высокой добавленной стоимостью. Однако на государственном уровне производство экологически-чистого продовольствия не стимулируется. Отсутствуют системы государственной поддержки, и контроля качества производства продовольствия по экологическим технологиям. В целом система контроля качества продовольствия была разрушена, а новая сформированная на добровольной основе и охватывающая всю страну так и не создана. Существуют региональные системы сертификации которые можно считать действенными, например, основанная на европейском опыте и соответствующую стандартам международной серии ISO 14000 система Санкт-Петербургского Экологического союза – «Листок Жизни». Однако большая часть потребителей не доверяют специальным подтверждающим знакам на упаковке, обозначающим прохождение сертификации. Это не позволяет добросовестным производителям наладить выпуск продуктов в соответствии с принятыми в мире стандартами, подтверждая качество продукции через национальную систему сертификации. В то же время любая компания может поставить на свой товар знаки якобы гарантирующие эко, био и любое другое 100%-е качество, дискредитируя тем самым идею подтверждающей маркировки.

При решении проблемы развития рынка и производства экологически-чистой продукции, активная поддержка со стороны государства особенна важна. Сельхозпроизводство само по себе высокозатратная отрасль, в случае с развитием его экологического направления издержки увеличиваются как минимум в 2 раза. Одним из механизмов стимулирования могло бы стать возрождение государственного контроля качества продукции, с использованием как положительных наработок систем сертификации в СССР, так и опыта Западных стран. Возможно также создание национального государственного знака гарантирующего экологичность и качество отдельных видов продукции, а также проведение кампании в его поддержку.

Еще одним важным элементом формирования «зелёной» экономики на котором хотелось бы остановиться является создание дружественной к окружающей среде инфраструктуры обитания, включающей жилые дома, транспортную систему, места отдыха и т.п. По прогнозам в ближайшие несколько лет «зелёное» строительство будет занимать в мире около 20% строительного рынка.

«Зелёное» строительство в России появилось намного позже, чем в ЕС или США, и пока делает первые шаги. В стране в настоящее время построено всего несколько десятков зданий соответствующих американским стандартам LEED и европейским BREEAM, в большинстве случаев это элитная недвижимость.

Со стороны государства в настоящее время делаются шаги по стимулированию «зелёного строительства». Так, в принятых в апреле 2012 года «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» предусматривается увеличение объёма строительства зданий и сооружений, утверждённых в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Кроме того, Президентом России дано поручение правительству сформировать предложения по разработке и внедрению обязательных для исполнения экологических требований к объектам недвижимости, проектирование, строительство и эксплуатация которых ведется за счет средств федерального бюджета.

Разработка и внедрение «зелёных» технологий является важным элементом в строительстве объектов Олимпийских игр Сочи 2014, которое ведёт ГК «Олимпстрой». Работы проводятся в соответствии с международными «зелёными» стандартами в строительстве, на основе которых были разработаны «Дополнительные экологические требования и рекомендации к олимпийским объектам» (ДЭТиР). Кроме того, ГК «Олимпстрой» разработала Корпоративный олимпийский «зеленый» стандарт. В стандарте установлены требования экологической и энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации спортивных объектов.

Хочется надеяться, что опыт использования устойчивых технологий, полученный при создании олимпийских объектов будет в будущем экстраполирован на всю строительную отрасль. Для этого, после проведения Игр необходимо видоизменить ГК «Олимпстрой» и расширить функционал разрабатываемых «зелёных» стандартов. В результате в России может появиться доступное комфортное жильё, произведенное с учётом «зелёных» технологий.

В заключении необходимо отметить, очень важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения в модернизации российской экономики ориентировались на стратегию устойчивого развития страны. Если устойчивое развитие будет одной из задач формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретёт реальный шанс уйти от догоняющих стратегий, уводящих страну на периферию мирового развития, и сможет перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе парадигмы «зелёной» экономики.