О малом приграничном передвижении между РФ и Польшей

Новости
17 сентября в Балтийском региональном информационно-аналитическом центре РИСИ состоялся круглый стол, в котором приняли участие эксперты РИСИ и польские эксперты из Центра восточных исследований (Варшава, ЦВИ).

Польская сторона была представлена экспертами Ядвигой Рогожей, Агатой Вержбовской-Мязгой и Евой Фишер.

С российской стороны в дискуссии приняли участие руководитель БРИАЦ РИСИ д.и.н., проф. Г.В. Кретинин, заместитель руководителя Центра к.п.н. В.А. Федорцев и научный сотрудник Центра к.и.н. В.А. Беспалов.

В основу дискуссии легла тема малого приграничного передвижения (МПП) между Российской Федерацией и Польшей. В 2013 г. исполнился год со дня вступления в силу Соглашения о такой форме приграничного сотрудничества. Зона с облегченным визовым режимом по условиям Соглашения распространяется на всю Калининградскую область с российской стороны, а также часть Поморского воеводства (Гдыню, Гданьск, Сопот, Пуцкий, Новодвурский и Мальбурский районы) и часть Варминско-Мазурского воеводства (Бранево, Эльблонг, Лидзбарк, Бартошице, Ольштын, Кентшин, Мронгово, Гижицко, Олецк, Венгожево) со стороны Польши.

Профессор Г.В. Кретинин отметил позитивные последствия введения нового формата взаимоотношений между двумя государствами, указав обоюдную заинтересованность в малом приграничном передвижении. Подобной точки зрения придерживались и польские эксперты. Было отмечено, что особое значение для обоих государств имеет появившаяся возможность как взаимного экономического проникновения, так и увеличившийся потенциал для туристических поездок, что, в частности, для калининградцев в условиях эксклавности Калининграда, имеет большое психологическое значение.

Так В.А. Беспалов проанализировал частичную схожесть экономического развития муниципалитетов и социальное самочувствие граждан по обе стороны границы в последние годы. Он отметил высокий процент безработицы в Варминьско-Мазурском воеводстве, которая во многом явилась следствием закрытия российско-польской границы после вступления Польши в Европейский союз в 2004 году.

Однако сейчас ситуация меняется к лучшему. Так, за 7 месяцев 2013 года жителям Калининградской области было выдано более 100 тыс. разрешений на местное приграничное передвижение. Всего же с января по июль 2013 года российско-польскую границу пересекло 2,7 млн. человек, из которых 1,3 млн. – иностранцы, а 1,4 млн. – граждане России. В 2012 году границу пересекло более 4 млн. человек. Из них 2,02 млн. – это иностранные граждане, а 2,05 млн. – россияне.

Тем не менее, несмотря на позитивное развитие отношений, участники круглого стола выделили ряд проблемных моментов, которые отчасти влияют на новый режим перемещения.

В первую очередь, эксперты выделили технические проблемы, связанные с пересечением границы, на которой скапливается большое количество польских перевозчиков бензина. Помимо этого, было отмечено, что на территории Варминьско-Мазурского воеводства появляются польские криминальные элементы, которые  начинают координировать действия перевозчиков российского бензина.

Существуют негативные моменты и для российской стороны, в частности для представителей розничной торговли и крупных торговых сетей, т.к. значительная часть калининградцев осуществляет покупки в польских магазинах по значительно более низким ценам. Разница в ценовой политике двух регионов – Калининградской области и Варминьско-Мазурского воеводства – стала предметом отдельного разговора.

Российские эксперты отметили, что существенным фактором, влияющим на образование цены на продукты питания и сельско-хозяйственную продукцию в Калининграде, является эксклавность региона и связанные с ним проблемы большого транспортного плеча при перевозке из (в) России, тарифных ставок, пересечения границ и таможенного оформления. В свою очередь, производители в Варминско-Мазурском воеводстве таких проблем не испытывают.

Польскими экспертами было отмечено, что у представителей муниципальных властей в Поморском и Варминьско-Мазурском воеводствах есть желание расширить действие малого приграничного передвижения. Опыт работы МПП показывает, что роста преступности, чего особенно опасались противники такого формата передвижения, не происходит, не возрастают иные угрозы, что говорит, кстати, о возможности спокойного движения в сторону введения безвизового режима. Главной же причиной введения такого режима называется хозяйственная заинтересованность местного бизнеса, ориентированного на туризм и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Однако, по мнению польских экспертов, расширение польской территории, подпадающей под действие соглашения о малом приграничном передвижении, вряд ли произойдет в ближайшее время. Варшава, при всём желании, в данном случае не может самостоятельно решить этот вопрос. По словам польских экспертов, всё упирается в позицию Европейского союза, в введении которого находится изменение форматов приграничного сотрудничества во всех регионах. Требуется  согласование со странами Евросоюза очередного изменения порядка расширения зоны.

В ходе дискуссии была также затронута тема развития Калининградской области в условиях введения МПП и вступления России во Всемирную торговую организацию. По мнению польских экспертов, участие России в ВТО будет вести к существенному выравниванию цен между сопредельными регионами, по крайней мере в части мясомолочной продукции, которая составляет значительную часть потребительской корзины граждан.

Г.В. Кретинин заявил в этой связи, что в течение переходного периода импортные пошлины на промышленные товары снизятся с 10 до 7 %. Причем, в первый год после присоединения не будет необходимости снижать ставки пошлины ни по одному из видов товаров. Переходный период в зависимости от видов товаров составит от 1 до 7 лет. При этом Г.В. Кретинин подчеркнул, что ни по одному виду сельхозпродукции, производимой либо выращиваемой в России для внутреннего рынка, пошлины после присоединения к ВТО снижаться не будут.

В.А. Беспалов отметил, что в регионе необходимо развивать традиционные для региона отрасли, связанные с естественный морской ресурсной базой, в первую очередь, это касается рыбопромышленного комплекса, который ещё с советских времён в Калининградской области обладает значительной инфраструктурной составляющей. Именно проекты, связанные с возрождением рыбного хозяйства, могут привлечь существенные инвестиции как отечественных, так и зарубежных предприятий. Более того, соседи – Польша и Литва – не обладают развитыми рыбопромышленными комплексами.

Подводя итоги круглого стола, его участники высказали заинтересованность в дальнейшем развитии практики обмена мнениями и совместного анализа проблем, представляющих взаимный интерес.