Аждар Куртов: «Политическая элита Армении не созрела для существенных компромиссов в карабахском урегулировании»

Мы в СМИ
Состоится ли в текущем году прорыв в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе? Насколько готовы стороны конфликта к достижению продуктивного мирного соглашения? Реальна ли возможность признания НКР со стороны Армении, о чем в последнее время заявляет официальный Ереван? На эти и другие вопросы информационного агентства Азербайджана «The First News» отвечает в своем интервью главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов.

Интервью 1news.az с главным редактором журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований, политологом Аждаром Куртовым.


- Чего стоилот ожидать от саммита ОБСЕ в Астане в плане урегулирования карабахского конфликта?


- Лично я от саммита ОБСЕ в решении нагорно-карабахской проблематики многого не ждал. Во-первых, не надо забывать об общем фоне саммита. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал многое, чтобы его страна стала первой из постсоветских стран – председательствующей в ОБСЕ. В политике Казахстана на международной арене есть доля пиара, а потому глава этого государства постарается избежать любых столкновений на саммите.


При этом тень на эту кампанию реально может быть брошена, ведь за год председательства в ОБСЕ сам Казахстан не приложил серьезных усилий ни по урегулированию приднестровского конфликта, ни по урегулированию карабахского конфликта, ни по урегулированию ситуации между Грузией и Россией. Даже вспыхнувший в непосредственной близости от Казахстана конфликт, имею ввиду конфликт в Киргизстане, не был погашен соседом – Казахстаном.


- А если учесть заявление президента РФ Дмитрия Медведева в Астрахани о том, что в Астане Азербайджан и Армения могут придти к соглашению по основополагающим принципам урегулирования, которые лягут в основу мирного соглашения?


- Подобное заявление не является первым. И до него делались заявления о том, что конфликт может быть урегулирования на основе этих самых Мадридских принципов. Но между принципами и реальным урегулированием есть большая разница. Да, и Азербайджан, и Армения подтверждали свою приверженность урегулировать конфликт на основе Мадридских принципов. Но здесь учтен и принцип и территориальной целостности, который отстаивает Азербайджан. Одновременно в них говорится и о праве народа на самоопределение, что импонирует Армении…


Что мы увидели в самой Астрахани? Стороны лишь подписали гуманитарное соглашение об обмене военнопленными и трупами погибших. Ничего более конкретного. А значит, у нас не было оснований делать какие-то оптимистичные прогнозы относительно саммита в Астане.


- За последнее время в Ереване все чаще звучат заявления о возможном признании «НКР». Парламент соседней страны даже наметил дату рассмотрения подобного законопроекта, однако в итоге ее было решено перенести на начало декабря. Как вы считаете, это блеф, некий дипломатический шаг накануне саммита ОБСЕ или Ереван реально намерен признать непризнанное сепаратистское образование?


- Политическая элита Армении не созрела для того, чтобы пойти на существенный компромисс в карабахском урегулировании. Армения – не парламентская республика, где оппозиция, к примеру, может вынести на рассмотрение какой-либо законопроект, несмотря на сопротивление правящей партии. В Армении ситуация другая.


Может или не может Армения признать «НКР»? Да, такая вероятность сохраняется. Да, на протяжении всего периода конфликта они этого не делали, тянули, но сейчас все-таки ситуация меняется. И если на сегодня армянская общественность склоняется к тому, чтобы не достигать мира на основе Мадридских принципов, то логика ее заявлений о возможном признании «НКР» вполне понятна. Армения может признать «НКР» в качестве последнего своего козыря. Тем самым она заведет мирные переговоры в бесперспективную патовую ситуацию, так как смысла в переговорах уже не будет.


- И как будут развиваться события после возможного признания Арменией «НКР»?


- Мне трудно сказать, как поступит азербайджанского руководство, но я абсолютно уверен, что определенные меры на сей счет официальный Баку уже прорабатывает. И планы эти наверняка будут предусматривать не только политико-дипломатическую активность. Логика официальных властей Азербайджана будет наверняка заключаться в том, что поступок Еревана развязывает Баку руки и появляется возможность обратиться к иным мерам воздействия на своего соседа. О каких мерах я говорю, вы наверняка понимаете.


И все-таки я считаю, что шаги Еревана, направленные на инициирование парламентом обсуждения вопроса признания «НКР», и последующая оттяжка вопроса на начало декабря, возможно, и нельзя назвать политической игрой в полном смысле слова, но является одной из попыток воздействия и на Баку, и на членов ОБСЕ, и на тот же Казахстан с тем, чтобы последние не подталкивали Армения к невыгодному, как они считают, соглашению с Азербайджаном.


И в настоящий момент идет сложная дипломатическая игра с учетом интересов многих сторон. И я думаю, что саммит в Астане вообще не принесет каких-то судьбоносных решений, как по неразрешенным конфликтам, по реформированию ОБСЕ, или каким-то другим вопросам.


Гамид Гамидов

Источник: 1news.az