Утверждена программа нового правительства Словакии: что дальше?

Аналитика
14 мая 2012 года парламент Словакии одобрил программу нового правительства, пришедшего к власти после внеочередных выборов 10 марта 2012 года. Отдельное место в программном заявлении  отведено России, сотрудничеству с которой  правительство намерено уделять  внимание в рамках отношений с международной организацией БРИКС. Это позволяет надеяться на улучшение экономических отношений с Россией, которые ухудшились при прежнем правоцентристском правительстве.

О.Е. Лушников, кандидат экономических наук,

cтарший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований

 

14 мая 2012 года парламент Словакии одобрил программу нового правительства, пришедшего к власти после внеочередных выборов 10 марта 2012 года. Более двух месяцев понадобилось словацким политикам, чтобы сформировать правительство и выработать его программу.

Внеочередными эти выборы стали из-за разногласий, возникших в прежнем коалиционном правительстве по поводу отношения к бюджетно-финансовой политике  Евросоюза. Ставшая с 1 января 2009 года членом зоны евро, Словакия очень негативно относилась к планам оказания поддержки в условиях всемирного финансового кризиса таким странам ЕС как Греция.  Прежнее словацкое правительство достаточно часто выступало с резкой критикой Евросоюза и отказалось от внесения своей доли в в Европейский фонд финансовой стабилизации в размере 659 млн. евро (0,9% ВВП) в течение 5 лет, начиная с 1 июля 2012 года. На долю Словакии в европейском стабилизационном механизме при этом приходится 0,824%.[1] Столкнувшись с категорическим сопротивлением парламента по этому вопросу, правительство Словакии в декабре 2011 года подало в отставку, объявив о проведении досрочных выборов 10 марта 2012 года.

Однозначную победу на выборах одержала левоцентристская партия СМЕР, набравшая 44,4% голосов. Остальные соперники значительно отстали, получив менее  9% голосов каждый – Христианско-демократическое движение -  8,8%,  партия «Обычные люди - независимые личности» - 8,5% , партия Мост, представляющая интересы венгерского меньшинства в Словакии -6,89%. Остальные партии набрали еще меньше голосов, а три достаточно известных в Словакии партии, в том числе Словацкая национальная партия, вообще не преодолели 5%-ный барьер прохождения в парламент.[2]

В результате такой не вызывающей вопросов победы партия СМЕР приобрела абсолютное большинство в парламенте – 83 депутата из 150 и получила возможность самостоятельно формировать правительство, не вступая ни в какие коалиции. Подобная ситуация в Словакии сложилась впервые со времени образования самостоятельной республики в 1993 году.  Именно это обстоятельство обусловило длительные сроки формирования нового кабинета, завершившегося  в середине  апреля 2012 года. И только почти через три недели -27 апреля правительство представило проект своего программного заявления в парламент.

Хотя члены нового правительства представляют одну партию СМЕР, тем не менее парламенту потребовалось более недели для того, чтобы рассмотреть и одобрить программу его действий на ближайшие 4 года. В Словакии даже подтрунивают над новым премьер-министром Р.Фицо, говоря об утверждении программы не парламентом, а партией СМЕР в парламенте.

Задачи, стоящие перед новым правительством Словакии огромны. В наследство от прежнего кабинета новому премьеру достался очень высокий уровень безработицы – 14%, при сравнительно низкой средней заработной плате – 786 евро в месяц. Несмотря на то, что в 2011 году в стране был обеспечен прирост ВВП в размере 3,3%, что было одним из наилучших показателей в еврозоне, Венский институт международных экономических исследований счел возможным снизить прогноз экономического роста Словакии в 2012 году до 1,5% из-за продолжающегося финансово-долгового кризиса в Европе и ухудшившихся прогнозов экономического развития основных торговых партнеров Словакии – Германии и Чехии.[3]

14 мая  парламент Словакии утвердил программу нового правительства. Выступая в парламенте, премьер-министр Роберт Фицо назвал правительственную программу «программой стабильности, социального диалога и защиты людей, которым очень трудно защищаться от последствий мирового экономического кризиса».

Появившиеся вскоре после утверждения программы нового кабинета комментарии словацких политиков и экспертов в основном упрекают премьера в неконкретности и размытости намечаемых целей. Газета право-центристской направленности «Сме» иронично  охарактеризовала программу правительства следующим образом – « Мы сделаем так, чтобы все были довольны, а если при этом столкнемся с какими-либо проблемами, то будем их решать[4]». Парируя подобные нападки, Р. Фицо сказал, что «заявление правительства – это политика, описывающая тенденции, а конкретные цифры станут результатом социального диалога».

В программном заявлении правительства предлагается создать условия для долгосрочного экономического роста Словакии, ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества жизни словацкого народа. Из конкретных задач правительства в программном заявлении упоминается снижение бюджетного дефицита до требуемых Евросоюзом 3% ВВП уже в 2013 году (в 2011 году было 5,7%). Оздоровлять государственные финансы правительство предполагает посредством серьезных изменений в налоговой политике. В частности, будет отменена плоская шкала налогообложения и введено их дифференцирование в зависимости от уровня доходов. Физические лица, зарабатывающие более 30 тыс. евро в год, будут обложены налогом в размере 25% (до сих пор было 19%), а фирмы – будут платить 22%, если их годовой доход превысит 30 млн. евро ( ранее 19%). [5]

В отличие от предыдущего правительства левоцентристский кабинет во главе с Р.Фицо считает Европейский союз главным приоритетом в реализации словацких национально-государственных интересов и намерен повысить ответственность Словакии за выполнение стратегических целей Евросоюза, но при соблюдении и защите ее обоснованных интересов в этом европейском объединении. Правительство будет делать все для эффективного использования средств из фондов ЕС на модернизацию и развитие государства и общества. Оно сосредоточится на подготовке долгосрочного финансового плана ЕС на 2014 – 2020 гг., а также на реализации целей стратегии «Европа 2020». В программе особо выделены задачи правительства по подготовке председательствования Словакии в Евросоюзе во второй половине 2016 года.

Отдельное место в программном заявлении  отведено России, сотрудничеству с которой  правительство намерено уделять  внимание в рамках отношений с международной организацией БРИКС. Это позволяет надеяться на улучшение экономических отношений с Россией, которые ухудшились при прежнем правоцентристском правительстве, хотя значение России для Словакии велико: на долю нашей страны приходится 100% поставок ядерного топлива, 98% поставок природного газа и 95% - нефти.[6] Поэтому, отказ от линии прежнего правительства, не поддерживавшего  даже явно выгодные для Словакии проекты, позволяет рассчитывать на продолжение при новом правительстве работ над проектом расширения железнодорожной колеи шириной 1520 мм из г. Кошице через Братиславу до австрийской Вены. Данный проект нашел дословное отражение в новом программном заявлении словацкого кабинета.

Первые шаги нового правительства Словакии по реализации программных целей и задач нашли одобрение среди населения. Проведенный 16 мая с.г. опрос общественного мнения засвидетельствовал определенный рост рейтинга партии СМЕР – с 44,4% на выборах до 46,9% и падение уровня популярности конкурентов.[7]


[1][1] Trend, 9 februara 2012, s. 22-23

[2] Hospodarske noviny, 12.03.2012 s.2

[3] http://www.wiiw.ac.at/

[4] Газета  Sme, 27.04.2012, s. 2

[5] http://aktualne.atlas.sk

[6] Ekonomicky casopis, №2, 2012 , s.213

[7] www.aktualne,sk, 16.05.2012