Ассоциация арктических муниципалитетов: межрегиональное объединение внутри одного региона

Аналитика
Россия рассматривает регион в качестве территории диалога

Несмотря на глобальную нестабильность, ухудшение геополитической обстановки и бесконечные внешние санкции, Россия продолжает решать свои задачи в Арктике, рассматривая регион в качестве территории диалога.

В период сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры ответ нашей страны на новые вызовы в Арктике требует концентрации и мобилизации усилий на всех уровнях, но, как представляется,  наибольший  положительный  результат можно получить через расширение сотрудничества всех заинтересованных в развитии Арктических территорий субъектов управления и, прежде всего,  на региональном и муниципальном уровнях.

Накопленный опыт межмуниципального сотрудничества доказывает состоятельность этого организационно-правового механизма в целях согласования интересов, концентрации усилий и ресурсов для решения вопросов местного значения, защиты общих интересов, более четкого взаимодействия с региональными и федеральными органами власти. Анализ муниципальной практики показывает, что наряду с существованием общероссийского Конгресса муниципальных образований РФ (с 2007 г.), в России развиваются преимущественно ассоциативные формы межмуниципального сотрудничества, при этом наибольшее развитие получили объединения муниципалитетов в рамках отдельного субъекта РФ (созданы почти во всех субъектах Российской Федерации). Существующие на муниципальном уровне союзы и ассоциации можно классифицировать как:

-       общероссийские объединения по типам муниципальных образований: Союз Российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений;

-       межрегиональные ассоциации: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Северо-Запада России, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала», Ассоциация городов Поволжья;

-       профильные ассоциации: Союз представительных органов муниципальных образований РФ, Союз развития  наукоградов России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и др.;

-       внутрирегиональные ассоциации.

Одним из главных возможных направлений деятельности совета муниципальных образований является участие в формировании и реализации региональных и субрегиональных программ комплексного социально-экономического развития территорий и муниципалитетов.

Принятие Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, нацеленной, в первую очередь на улучшение качества жизни населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, обусловило значимость сотрудничества арктических и приарктических территорий. Важно отметить, что основными механизмами реализации указанной Стратегии являются государственные программы Российской Федерации, федеральные и ведомственные целевые программы, а также отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие мероприятия, направленные на комплексное развитие территории Арктической зоны Российской Федерации.

Особая структура Арктической зоны, включающая целиком только четыре субъекта Федерации, а остальные лишь отдельными муниципальными образованиями, приводит к возрастанию роли межрегиональных связей.

В конце декабря 2014 г. по инициативе губернатора Архангельской области Игоря Орлова был подписан учредительный договор о создании межрегиональной ассоциации городских округов и муниципальных районов Арктической зоны Российской Федерации. Необходимость создания ассоциации при этом была обозначена Советом безопасности РФ. Пионерами ассоциации стали главы трех муниципальных образований двух субъектов Арктической зоны: Северодвинска и Приморского района Архангельской области и Заполярного района Ненецкого автономного округа.

Арктическая зона РФ в соответствие с Указом Президента включает 25 городских муниципальных поселений, 29 муниципальных районов и 2 специфических муниципальных образования: островное (Новая Земля) и поселок сельского типа (Амдерма), поэтому потенциальных членов ассоциации достаточно.

Среди задач, ставящихся перед новым объединением, – координация усилий, направленных на успешную реализацию стратегии развития арктического региона, организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам, затрагивающим условия жизни населения и социально-экономическое развитие территории, выработка предложений по совершенствованию законодательства, развитие межмуниципального и межрегионального сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной сферах, обмен опытом, укрепление добрососедских отношений.

В целях повышения результативности функционирования ассоциации необходимо изучать и распространять образцы лучшей практики не только российских, но и зарубежных межмуниципальных объединений, в том числе и вне арктического региона. Так, например, в Испании существует  институт местного консорциума, в Германии – целевой союз, а во Франции создаются межкоммунальные синдикаты.

Большую роль ассоциация призвана сыграть в формировании системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Арктической зоны, повышению эффективности управления как главного условия устойчивого развития региона.

Устойчивое социально-экономическое развитие приарктических территорий возможно только на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-муниципально-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных и инфраструктурных проектов, решении социальных проблем, а также создании экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.