Круглый стол: 'Национальная безопасность Российской Федерации: ядерный фактор'

Новости

 24 ноября 2010 г. в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) состоялся круглый стол «Национальная безопасность Российской Федерации: ядерный фактор», в работе которого приняли участие ведущие российские эксперты.

 

Для обсуждения были представлены следующие доклады:

 

РОЛЬ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 Захаров Владимир Михайлович, доктор военных наук, ведущий научный сотрудник РИСИ  

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СДЕРЖИВАНИЕ: ЯДЕРНЫЕ И НЕЯДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ  

 

Радчук Александр Васильевич, кандидат технических наук, советник начальника Генерального штаба ВС РФ  

 

 

О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО РАЗОРУЖЕНЧЕСКОГО ДИАЛОГА

  Рыбаченков Владимир Иванович, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ  

 

 

РОЛЬ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ  

 

Хряпин Александр Леонидович, доктор военных наук, ведущий научный сотрудник, Центр (военно-стратегических исследований) Военной академии Генерального штаба ВС РФ  

 

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЖИМА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ  

 

Орлов Владимир Андреевич, кандидат политических наук, директор ПИР-Центра  

 

 

ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ  

 

Новиков Владимир Евгеньевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник РИСИ  

 

 

ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА – ВЫЗОВ РЕЖИМУ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  

 

Воронцов Александр Валентинович, кандидат исторических наук, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН  

 

 

УГРОЗА РАДИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА  

 

Кочубей Марианна Анатольевна, председатель научно-консультативного совета Антитеррористического центра СНГ

 

 

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ  

 

Олейник Александр Сергеевич, адъюнкт Академии управления МВД России;  

 

Абаев Лев Черменович, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник РИСИ

 

 

 

Обсуждая роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации эксперты поддержали тезис о том, что российский ядерный арсенал и в обозримой перспективе будет одним из важнейших инструментов обеспечения национальной безопасности России. В значительной степени это относится и к другим государствам ядерной «пятёрки», хотя тенденция к снижению роли ядерных вооружений для обеспечения национальных интересов, вероятнее всего, сохранится.

 

В связи с этим эксперты отметили, что развитие новейших видов обычных вооружений (особенно создание систем ПРО и высокоточного оружия – ВТО) позволяет во всё большей степени обеспечивать задачи стратегического сдерживания, снижая роль ядерного оружия в качестве основного инструмента обеспечения национальной безопасности.

 

Было подчёркнуто то обстоятельство, что для России является крайне важным значительно сократить существующий дисбаланс в обычных вооружениях с США и странами НАТО (в первую очередь в ВТО), что представляется крайне затруднительным без быстрого подъёма экономического и научно-технического потенциала страны.

 

Обращалось внимание и на то обстоятельство, что с повестки дня не снята проблема возможной милитаризации космоса, которая может проявляться не только в росте количества запусков военных спутников для мониторинга и связи, но и (в перспективе) в выведении оружия в космос.

 

Обсуждая перспективы российско-американского разоруженческого диалога, эксперты отмечали важность его продолжения. В то же время подчёркивалось, что такой диалог будет представлять собой весьма длительный и непростой процесс. В частности, после потери демократами большинства в Палате представителей и нескольких мест в сенате, перспективы ратификации Договора СНВ-3 выглядят не столь однозначными. Хотя шансы на его ратификацию представляются достаточно высокими, однако получение поддержки со стороны сенаторов-республиканцев будет сопровождаться согласием администрации Обамы на увеличение расходов на ПРО и масштабную трансформацию ядерно-производственного (оружейного) комплекса США.

 

Необходимо также учитывать твёрдое намерение Вашингтона добиться от Москвы незамедлительного начала переговоров по сокращению российского тактического ядерного оружия (ТЯО) без всяких предварительных условий. Учитывая значимость ТЯО для национальной безопасности России, а также существенно большие (чем в случае СНВ) технические сложности, стоящие на пути заключения юридически обязывающего договора, предусматривающего режим транспарентности и верификации, вряд ли следует ожидать, что такой договор будет заключён в сравнительно короткие сроки.

 

Весьма непростыми будут и переговоры по ПРО, поскольку создание региональных систем ПРО (без учёта безопасности соседних государств) представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

 

Негативное воздействие на российско-американский разоруженческий диалог будет оказывать и отсутствие окончательной договорённости об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Неготовность Запада учесть ряд ключевых российских предложений по выходу из тупиковой ситуации делают перспективы консенсусных решений неопределёнными.

 

Обсуждая состояние и перспективы укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия эксперты в целом согласились с тезисом, что режим переживает трудные времена, однако говорить о его скором и неизбежном коллапсе явно преждевременно.

 

Завершившаяся в мае 2010 г. Обзорная конференция по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) явилась компромиссом между промышленно развитыми государствами (в первую очередь ядерными державами) и значительной группой развивающихся стран. Несомненно, что ДНЯО не в полной мере соответствует современным реалиям, однако его адаптация представляет весьма трудную задачу. Особенно это относится к ст. X , касающейся возможности выхода из Договора. Предложения по её адаптации пока не нашли консенсусной поддержки участников конференции.

 

Далеко и до достижения согласия по поводу предоставления развивающимся странам не дискриминационного доступа к использованию атомной энергии в мирных целях, подразумевающего гармонизацию экспорта ядерных технологий в условиях прогнозируемого роста ядерной энергетики в развивающихся странах.

 

Как считают эксперты, перспективы скорой денуклеаризации Корейского полуострова представляются весьма сомнительными. Без предоставления убедительных гарантий безопасности Пхеньяну, последний не будет предпринимать реальных шагов по приостановке своей ядерной программы, возвращению в ДНЯО и распространению гарантий МАГАТЭ на свою ядерную деятельность. Говорить об отказе Северной Кореи в ближайшей перспективе от уже имеющихся в стране ядерных взрывных устройствах без урегулирования американо-северокорейских отношений и создания в регионе системы безопасности вряд ли возможно. Последнее обострение отношений между КНДР и Республикой Кореей подтверждает необходимость принятия скорейших мер по созданию такой системы.

 

Тем не менее эксперты не исключают возможность стабилизации и снижения напряжённости, если США продемонстрирует готовность к переговорам (в формате «шестёрки» или двустороннем), которые будут сопровождаться предоставлением экономической помощи и снижением политического давления на Пхеньян.

 

В качестве одной из наиболее серьёзных проблем в области нераспространения участники круглого стола называли ядерную программу Ирана. По их мнению, Тегеран демонстрирует твёрдое намерение обладать научно-техническими предпосылками создания ядерного оружия, хотя утверждать, что в Иране принято политическое решение о достижении ядерного статуса пока преждевременно.

 

Если же ИРИ станет обладателем ядерного оружия, то это повлияет на стратегическую стабильность в регионе. Весьма низкой представляется вероятность того, что обладание ядерным оружием Израилем и Ираном приведёт к классическому взаимному ядерному сдерживанию, препятствующему возникновению крупномасштабного вооружённого конфликта. Необходимо также учитывать возможность возникновения «цепной реакции» на Ближнем Востоке, когда ряд стран региона будет стремиться обладать научно-техническими предпосылками создания ядерного оружия. Такой сценарий представлял бы угрозу национальным интересам Российской Федерации.

 

Участники круглого стола поддержали тезис о том, что необходимо стремиться к разрешению кризиса вокруг иранской ядерной программы прежде всего дипломатическими средствами.

 

В настоящее время Тегеран демонстрирует определённую готовность к поиску компромисса, однако процесс достижения взаимоприемлемого решения представляется весьма трудным и длительным.

 

В качестве возможного инструмента разрешения существующего кризиса эксперты называли запланированную на 2012 г. конференцию по созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке. При этом отмечалось, что её организация, с участием всех государств региона, представляет весьма непростую задачу, а достижение реальных положительных результатов конференции достаточно проблематично. Если же конференция закончится провалом, то это окажет негативное воздействие на режим ядерного нераспространения не только на региональном, но и на глобальном уровнях.

 

Обсуждая проблему угрозы ядерного терроризма, участники встречи отмечали необходимость различать степень угрозы от попадания в руки террористов ядерных зарядов или самостоятельного создания ядерных взрывных устройств от угрозы, связанной с возможностью создать и использовать (или угрожать использовать) устройства на основе радиоактивных материалов («грязная бомба»). Если вероятность первого сценария весьма мала, то угроза радиологического терроризма представляется вполне реальной. Хотя использование «грязной бомбы» в большинстве случаев может принести весьма ограниченный поражающий эффект для населения, его психологические и экономические последствия могут быть весьма значительными.

 

Эксперты отметили тот факт, что в западных СМИ Россию целенаправленно представляют в качестве основного потенциального источника радиоактивных материалов для террористов. При этом говорится об отсутствии в РФ надежной и эффективной системы контроля и мониторинга таких материалов, их высокой доступности в условиях масштабной коррупции. Не отрицая наличия некоторых недостатков действующей в России системы обращения с радиоактивными материалами, эксперты отмечают то обстоятельство, что выявленный объём хищений или утраты таких материалов больше указывают на Соединённые Штаты, как на основной потенциальный «источник» радиоактивных материалов для террористов.

 

Признавая необходимость значительного усиления борьбы с угрозой ядерного терроризма в целом, особый упор всё же следует сделать на укрепление системы учёта, защиты и контроля расщепляющихся материалов, мест их хранения, и особенно на обеспечение безопасности во время транспортировки.

 

Участники круглого стола были единодушны в том, что внедрение новых технологий и методов защиты расщепляющихся материалов (включая объекты их хранения), а также противодействия возможным террористическим атакам может существенно снизить угрозу ядерного терроризма для национальной безопасности Российской Федерации.