Последствия вступления России в ВТО

Аналитика
В контексте вступления России в ВТО необходимо определить такую модель участия нашей страны в данной организации, при которой будут устойчиво защищены позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и существенны усилены на внешнем.

 

И.С. Сокол,
кандидат экономических наук,
научный сотрудник отдела международных экономических исследований

Россия начала процесс присоединения к ВТО в 1995 г. С этих пор проводятся многочисленные переговоры об условиях вступления нашей страны в данную организацию. Главная проблема переговоров – степень соответствия российской экономики в целом и внешнеторгового регулирования в частности требованиям ВТО. Следует отметить, что мнения экспертов, занимающихся изучением последствий вступления России в ВТО неоднозначны. И, несмотря на то, что в последнее время говорилось о незначительном влиянии этого процесса на экономику России, вероятность проявления негативных факторов остается еще достаточно высокой.

Одним из принципов ВТО является торговля без дискриминации, которая предполагает взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Это принцип закреплен в статье 1 ГАТТ, а также в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Согласно данным соглашениям страна обязуется распространять на третьи страны все тарифные и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые одному из своих торговых партнеров.

Действие данного принципа направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. С одной стороны, это позволило бы России при ее вступлении в ВТО расширить возможности российских экспортеров в защите своих прав в случае применения зарубежными странами торговых ограничений против российского экспорта.

С другой стороны, в России уже как минимум две трети всего внешнеторгового оборота приходится на страны, с которыми Россия поддерживает режим РНБ на взаимной основе или такие режимы, как зона свободной торговли, таможенный союз, торговые преференции. Кроме того, ВТО предоставляет преимущества в торговле в первую очередь тем странам, которые экспортируют товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть трудоемкую и наукоемкую. В России же сегодня большую часть экспорта составляет сырье, импортная пошлина на которое в зарубежных странах либо нулевая, либо очень небольшая.

Участие в ВТО не гарантирует и прекращение антидемпинговых процедур ни для какой из стран, включая Россию. Основная масса случаев демпинга и антидемпинговых разбирательств происходит именно между самими членами ВТО, так как либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок.

В течение 2008 г. по результатам 208 антидемпинговых расследований, инициированных 18 странами - участницами ВТО, было введено 138 новых антидемпинговых мер. Наибольшую активность проявила Индия (29 антидемпинговых мер), США (23), ЕС (14), Республика Корея (12), Бразилия и Турция (по 11). За первое кризисное полугодие 2009 г. странами ВТО было начато на 19% больше антидемпинговых расследований, чем за аналогичный период 2008 г.

Другим принципом ВТО является либерализация международной торговли: снижение таможенных тарифов, а также устранение импортных квот и других нетарифных ограничений. По итогам переговоров, планируется, что уменьшение доли российской импортной пошлины в цене импортного товара после вступления в ВТО будет не очень значительным, однако по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков возрастет, что может привести к падению отечественного производства, либо стремлению снизить цены российских производителей за счет уменьшения прибыли, заработных плат или сокращения издержек производства.

Средний уровень устаревших основных фондов на российских предприятиях составляет до 70%, а в некоторых отраслях еще выше. Проблема технического и технологического перевооружения, модернизация отечественной промышленности, достаточно высокие издержки производства делают российские товары довольно слабыми конкурентами в рамках ВТО. Кроме того, в условиях недостатка в России длинных денег и инвестиций, обязательство не препятствовать импорту из других стран продукции высоких технологий способно привести к еще большему приостановлению развития высокотехнологичных отраслей.

Снижение таможенных пошлин может способствовать и росту объемов продовольственного импорта, вытеснению российских продовольственных товаров, а также спаду производства в сельском хозяйстве и АПК, включая пищевую промышленность.

Следует отметить, что одной из проблем продовольственной безопасности России является импорт продовольственных товаров, запрещенных к реализации в зарубежных странах в силу нарушений установленных норм качества, а некоторых случаях – сроков хранения. Что касается продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО), то наибольшую опасность представляет проникновению на территорию России до конца не проверенных генетически измененных продуктов, находящихся на стадии эксперимента. Вступление в ВТО связанно и с фиксированием размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, что в будущем, также может отразиться на объемах и качестве производства.

Помимо либерализации товарного рынка правила ВТО требуют обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг (транспортных, телекоммуникационных, строительных, инженерных, финансовых, страховых) и открытой международной конкуренции в этой области. Например, открытие филиалов иностранных банков и страховых компаний может предоставить российским предприятиям и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами. Это объясняется иной ресурсной базой дочерних филиалов иностранных банков, высоким уровнем банковских технологий и иными мерами по минимизации расходов. В результате, иностранные компании, с одной стороны, смогут финансировать российские производственные и наукоемкие отрасли, предварительно приобретая их в собственность. С другой стороны, у них появится возможность активно перемещать производства в Россию, применяя свои новые технологии, пользуясь дешевой рабочей силой и энергетическими ресурсами, что даст им возможность получать конкурентное преимущество перед российскими предприятиями.

Вместе с тем, российские банки для развития своей деятельности могут начать еще более активно привлекать более дешевые и длинные денежные средства банков нерезидентов (их филиалов в России), что в результате способно вызвать еще большую задолженность. Не способность же российских банков выплатить, по своим обязательствам перед иностранными банками может привести к неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Еще одна проблема, которая может возникнуть в связи с вступлением России в ВТО, - это неконкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса с иностранными компаниями в сфере менеджмента и управленческих технологий. Опыт международных предприятий показывает, что основным требованием со стороны ВТО по отношению к бизнесу является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Бухгалтерский учет и внешний аудит финансовой деятельности предприятиям необходимо будет осуществлять в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой во всем мире.

Одновременно руководители предприятий малого и среднего бизнеса сталкиваются сегодня с проблемой отсутствия информации о деятельности ВТО и том, что конкретно предприниматели должны сделать для того, чтобы успешно конкурировать в рамках ВТО, какие условия необходимо для этого создать на уровне федеральных и региональных органов власти. Отчасти эта проблема появилась в связи с тем, что организаций, которые бы занимались просветительством в этой области недостаточно, а предприятий малого и среднего бизнеса, наоборот, много. Основную информацию о процессе вхождения в ВТО предприниматели получают из региональных и федеральных СМИ, а также всемирной сети Интернет.

Основные опасения, которые беспокоят руководителей малых и средних предприятий в регионах, связаны с возможностью:

1.    Появления более жесткой конкуренции товаров широкого потребления иностранного производства с теми же группами товаров отечественного производства.

2.    Отсутствия достаточно эффективного менеджмента для гибкого управления бизнесом.

3.    Притока рабочих-мигрантов.

4.    Подчинения международным правилам ценообразования и отсутствием возможности самостоятельно выстраивать ценовую политику.

Не располагая обоснованными экономическими расчетами баланса преимуществ и потерь от этого шага, сегодня невозможно сделать однозначный вывод о необходимости вступления России в ВТО. Проблематика, связанная с данным вопросом, носит фундаментальный характер и переходит в плоскость выбора нового образца экономической политики страны, включая весь комплекс ее взаимосвязанных аспектов (ясной формулировки целей и задач, обеспечения национальной экономической безопасности страны, национальной промышленной, научно-технической и инновационной политики, финансового равновесия, решения проблем вывоза капитала и др.).
Эффективная конкуренция предполагает сильную внутреннюю экономику и сильный отечественный бизнес. Причем эти меры должны быть согласованны между собой, и проводиться с учетом реальной ситуации. Полномасштабная либерализация внешних связей должна осуществляться по мере того, как укрепляется внутриэкономическое положение страны, ее компаний и банков. Поспешность принятия законодательных мер без адекватной экономической базы, экономических условий может вызвать негативные последствия для всей экономики страны.

Кроме того, в настоящее время экономическая политика России направлена на развитие национальной экономики: промышленности, сельского хозяйства, нанотехнологий. Защита малого и среднего бизнеса, и меры, которые предпринимаются сегодня Россией для создания комфортных условий развития российских предприятий и роста занятости населения будут, скорее всего, идти в противоречие с требованиями о либерализации экономики, предъявляемые ВТО. Поэтому в контексте вступления России в ВТО необходимо определить такую модель участия нашей страны в данной организации, при которой будут устойчиво защищены позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и существенны усилены на внешнем, так как при слиянии национального и международного рынков возможна потеря национального контроля над некоторыми отраслями экономики. Эта угроза еще продолжает оставаться для России при ее вступлении в ВТО.