Тамара Гузенкова: «Союзное государство «просело» в глазах общественности»

Мы в СМИ
Деятельность Павла Бородина в роли госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии и в целом значение этого интеграционного образования двух стран оценивает руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Тамара Семеновна Гузенкова в интервью радио «Голос России».

Павел Бородин, получивший 11 лет назад пост госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии, не был настроен на активную, созидательную деятельность, считает эксперт Тамара Гузенкова.


В российских СМИ обсуждается возможная отставка Павла Бородина - госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии. В октябре в беседе с корреспондентом «РИА Новости» депутат-коммунист, член группы Государственной Думы РФ по связям с парламентом Белоруссии Николай Коломейцев предположил, что должность госсекретаря Союзного государства может занять полпред президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Ранее госдумский источник сообщил «РИА Новости», что Павел Бородин может покинуть свой пост до конца текущего года по причине достижения пенсионного возраста.


Деятельность Павла Бородина в роли госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии и в целом значение этого интеграционного образования двух стран оценивает руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Тамара Семеновна Гузенкова.



- Павел Бородин 11 лет занимает пост государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии. Как по-вашему, есть ли реальные результаты его деятельности на этом посту?

- Деятельность Павла Бородина в качестве секретаря Союзного государства оценивается разными экспертами и аналитиками по-разному. Но складывается такое впечатление, что на этом посту, безусловно, очень опытный и искушенный менеджер Павел Бородин не совершил ничего такого, чем бы его секретарство запомнилось не только тем, кто наблюдает за его карьерой, но и тем, кто интересуется судьбой Союзного государства.

Сейчас, когда кресло под ним, что называется, зашаталось, как говорят, по объективным причинам, связанным с его 65-летним юбилеем, но, тем не менее, многие пытаются оценить его деятельность и его успехи на этой должности. В частности, довольно многие направляют достаточно критические стрелы в его сторону.

Мне кажется, что Павел Бородин в значительной мере выполнял ту роль, которую, может быть, и не требовали от него. Но, наверное, другой роли от него тоже никто не требовал как в Минске, так и в Кремле. И он выполнял ту роль, которая так или иначе, наверное, до какого-то определенного периода устраивала все стороны.

Если охарактеризовать очень коротко, так сказать, суть его функций и его роли, то, я думаю, что она была в значительной степени охранительная, так, чтобы как можно более мягко и незаметно сглаживать те противоречия, которые регулярно возникали между Минском и Москвой, и таким образом создавать позитивный, оптимистический имидж Союзного государства, несмотря на то, что по многим позициям, конечно, эти представления существенно расходились с реальным положением дел.

- Союзное государство – это политический проект России и Белоруссии. Поэтапно пытались организовать единое политическое, экономическое, военное, таможенное, валютное - разное пространство двух стран. И пока этот проект не находится в завершающей стадии. Может быть, поэтому особых результатов у госсекретаря Бородина и нет?

- Мне кажется, что это в значительной степени зависит от самой личности, которая получает в свои руки тот или иной пост. Павел Бородин, видимо, не был настроен на такую активную публичную, созидательную деятельность, а предпочитал все-таки бюрократически-функциональную, тихую, незаметную, что называется, кабинетную работу.

В этой связи я бы хотела обратить ваше внимание на то, что и этому интеграционному объединению, союзу России и Белоруссии, достается, как говорится, "на орехи", причем уже давно. Сейчас многие даже позволяют себе говорить о том, что этот союз является одним из самых неудачных внешнеполитических проектов России на постсоветском пространстве. Я бы не стала швырять такие камни в сторону союза России и Белоруссии по многим причинам.

Во-первых, мы должны помнить о том, что это одно из самых ранних интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Оно в значительной степени создавалось и документы подписывались, когда еще были свежи воспоминания о Советском Союзе. Казалось, подпиши только определенный пакет документов - и все процессы пойдут сами собой.

Во-вторых, тем не менее определенные достижения незаметны. Они почему-то не рекламируемы, находятся, так сказать, в тиши и вне внимания общественности. Но определенные достижения есть. И мне кажется, что наиболее серьезные и наиболее значимые достижения как раз связаны с социальной сферой. Я здесь имею в виду, прежде всего, то, что граждане России и Белоруссии имеют в рамках этого Союзного государства практически равные социальные, экономические права. То есть гражданин Белоруссии, находясь в России, и наоборот, по сути дела, получает тот же самый социальный пакет, который получают граждане этих стран. Это, конечно, очень существенно.

Полное отсутствие таможни. Помимо всего прочего, существует целая серия, целый веер определенных экономических программ, с помощью которых создано очень большое количество рабочих мест. По некоторым данным, до 5 миллионов человек работают на тех местах, которые непосредственно связаны с экономическими программами союза России и Белоруссии.

- Да, Тамара Семеновна, вы абсолютно правы, действительно, критиковать всегда легко, а видеть положительные моменты далеко не у всех получается.

 

- Я бы хотела сейчас еще очень коротко остановиться на том, что ведь выводы делают не только из успехов и взлетов, но и из определенных ошибок и неудач. Сейчас объявлены, анонсированы очень крупные интеграционные проекты, связанные с активизацией деятельности и уже существующих интеграционных объединений, и Таможенного союза, и начало работы Единого экономического пространства, и, наконец, речь идет о возможном создании Евразийского союза к 2015 году.

Так вот, я думаю, что позитивный и негативный опыт союза России и Белоруссии в этом контексте должен быть изучен внимательнейшим образом для того, чтобы не повторять ошибки, с одной стороны, а с другой стороны, использовать все то, что все-таки у нас сейчас оказывается в позитиве. Этот опыт, мне кажется, будет просто буквально очень ценным и исключительным.

- Тамара Семеновна, а у вас в Центре исследования проблем стран СНГ и Балтии нет таких разработок по поводу того, чтобы каким-то образом реформировать или корректировать деятельность Союзного государства? Есть Союзное государство, ЕврАзЭС, Организация Договора о коллективной безопасности - очень много структур, объединяющих в том числе Россию и Белоруссию. Не получается ли так, что Союзное государство дублируется другими объединениями?

- Сами белорусы, в том числе аппарат Союзного государства, когда объявлена инициатива о создании евразийского государства, стали очень активно говорить о том, что именно политический и экономический опыт…

- Простите, пожалуйста. Я вынужден для слушателей вас поправить. Речь идет о Евразийском союзе.

- Мне кажется, в данном случае очень важно учесть то, что в союзе России и Белоруссии так и не заработала политическая составляющая этого государства. И те самые наднациональные органы, которые, безусловно, должны будут появиться после 2015 года, очень слабо и неадекватно работали в рамках Союзного государства. Общий парламент у нас практически так и не заработал. Не распределили политические функции. Конституционный акт так и не появился. И это один из самых серьезных провалов.

То, о чем мы писали, эта политическая стагнация и даже отчасти деградация Союзного государства привели к тому, что мы просто начали тихо и малозаметно заниматься какими-то определенными экономическими проектами. И в этом смысле значение Союзного государства, конечно, очень сильно "просело" в глазах мировой общественности и непосредственно у граждан России и Белоруссии.

 Источник: радио "Голос России"