Программы развития Восточной Польши: итоги и перспективы до 2020 года

Аналитика
Усиленное финансирование из фондов ЕС пока не даёт серьёзных результатов

В 1990-е года после развала советской хозяйственной системы, восточные воеводства Польши (или восточный макрорегион, в соответствии с общепринятым с 1999 г. современным территориальным делением), оставались в довольно отсталом состоянии. Значительную часть экономики этих воеводств составляли мелкие и средние крестьянские хозяйства, отличавшиеся низкой товарностью. Даже начало восстановительной, а затем и инвестиционной стадии роста польской экономики, обошло стороной этот регион. В свою очередь, юго-западные, северо-западные регионы, а также центральный макрорегион с центром в Варшаве,  в этот период переживали подъём, во многом благодаря более разнообразной структуре экономики, представленной крупными предприятиями практически в каждой из отраслей – от машиностроения до животноводства.

Как отмечают отечественные исследователи[1], принятие Польшей, после вступления в ЕС в 2004 году, европейских правил ведения бизнеса, торговли и управления нанесло ощутимый удар по благосостоянию многих регионов. Развитие польских регионов в 2004 – 2007 гг. характеризовалось сильной неравномерностью, что было следствием ранее наметившихся тенденций – отрыв центрального макрорегиона (Варшава и Мазовецкое воеводство), а также положительный экономический вектор развития западных воеводств (Великопольское, Нижнесилезское).

Подобное неравномерное развитие привело и к формированию современного политического пространства в Польше: более развитые регионы проявляли склонность голосовать за либеральную «Гражданскую платформу», остальные тяготели к консервативным политикам из партии «Права и справедливости».

Включение Польши в единое пространство ЕС определило основные направления экономического развития страны в 2004 – 2007 гг. Лидером по среднедушевому ВРП традиционно оставался центральный макрорегион во главе с Мазовецким воеводством. На последнем и предпоследнем местах находились восточный и северный макрорегионы, соответственно[2].

Ситуация на востоке Польше требовала радикальных решений. Так, в 2006 году безработица в пяти восточных воеводствах достигала в среднем 17% (Люблинское – 15,5%, Подляское – 13,3%, Подкарпатское – 16,4%, Свентокшиское – 17,7%, Варминьско-Мазурское – 23,6%)[3].

Валовый внутренний продукт на душу населения в макрорегионе Восточная Польша в 2004 г. составлял в среднем 17,4 тыс. злотых на человека  или 72% от среднего показателя по стране (Люблинское воеводство – 16,7 тыс. злотых, 69,4%; Подляское – 18 тыс. злотых, 74,7; Подкарпатское – 16,8 тыс. злотых, 69,8%; Свентокшиское – 18,7 тыс. злотых; 77,4; Варминьско-Мазурское – 18,7 тыс. злотых, 77,7%)[4]. Это были самые низкие показатели ВВП на душу населения по всей Польше. К 2007 году показатель в среднем по макрорегиону вырос, но не на много и составил 21,7 тыс. злотых или 70,5% от среднего показателя по стране[5]. Наметилась тенденция, когда в численном измерении ВВП рос, но его удельный вес по отношению к среднему показателю по стране уменьшался, что ярко демонстрировало увеличивающийся отрыв Восточной Польши от других регионов, где рост ВВП шёл гораздо более высокими темпами, поднимая средний показатель по стране.  

В 2007 году польские власти совместно со структурными европейскими фондами в рамках увеличения финансирования региональной политики ЕС и т.н. политики сплочения (Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund) и Фонд сплочения (Cohesion Fund)  на бюджетный период 2007-2013 гг. начали реализацию программ широкой помощи наиболее отсталым регионам. На этот период Польше было выделено около 67,3 млрд. евро. Польша явилась самым крупным бе­нефициаром структурных фондов среди остальных стран ЕС. На территории Польши ЕС реализовывал сразу пять крупных программ.

 Для восточных воеводств, как наиболее отсталых в социально-экономическом плане, в рамках данной финансовой помощи была разработана специальная операционная программа «Развитие Восточной Польши 2007-2013» (далее - ОП РВП). 2 октября 2007 года член Европейской комиссииД. Хюбнер (Danuta Hübner), курирующая вопросы региональной политики подписала решение Европейской комиссии о начале работы данной программы.

ОП РВП должна была являть собой пример как одного из инструментов региональной политики Брюсселя, так и Варшавы. Действие Программы распространялось на пять указанных выше польских воеводств. Основной целью ОП РВП являлось ускорение темпов социально – экономического развития Восточной Польши в соответствии с принципом устойчивого и планомерного развития путём активного инвестирования в основные традиционные хозяйственные мощности. Эта цель официально должна была быть достигнута путем реализации конкретных задач (или, как в официальных документах, приоритетов):

  1. стимулирование развития конкурентоспособной экономики, путём поддержки инноваций, увеличения инструментов финансовой инженерии;
  2. развитие информационного общества, путём расширения доступа к широкополосному Интернету в Восточной Польше;
  3. формирование региональных центров роста, путём развития столичных функций ряда крупных городов в указанных воеводствах, а также административных центров повятов, развитие городских систем общественного транспорта;
  4. повышение доступности и качества транспортного сообщения в воеводствах Восточной Польши;
  5. повышение роли устойчивого туризма в экономическом развитии макро-региона (развитие дорог и велосипедных маршрутов).[6]

В рамках ОП РВП должны были осуществляться проекты, которые имели решающее значение для социально-экономического развития пяти провинций Восточной Польши. Отсюда и приоритет в финансировании проектов, направленных на поддержку инфраструктуры и научно-исследовательской деятельности, а также модернизации городских и региональных систем связи. Вторая важная слагаемая, которая во многом должна была отталкиваться от первой - повышение привлекательности инвестиций и туризма.

Основных бенефициаров программы можно разделить на несколько групп:

- образовательные и научно-исследовательские учреждения (ВУЗы; исследовательские подразделения; организации, занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР), в том числе, подразделения Польской академии наук, располагающиеся на территории указанных воеводств);

- органы власти (местного самоуправления; местные представительства Совета Министров Польши, например, Генеральная дирекция национальных дорог и автострад; статистические управления, кабинеты планирования);

- отдельные хозяйствующие субъекты и организации реального сектора экономики (предприниматели; туристические организации; агентства и инвестиционные фонды, направленные на региональное и местное развитие, бизнес-инкубаторы, сервисные инвестиционные центры, торгово-промышленные палаты, центры трансфера технологий, технологические и промышленные парки)

- неправительственные организации (НКО).

Отдельной строкой осуществлялось финансирование управляющих органов и других учреждений, осуществляющих техническую поддержку реализации ОП РВП.

Непосредственно программа финансировалась из средств Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и государственного бюджета Польши. Само финансирование ОП РВП представляет собой довольно сложный механизм. Средства, выделяемые на программу из ЕФРР, составляли 2,27 млрд. евро, в том числе  992 млн. евро - специальные средства, выделяемые Европейским советом для беднейших регионов ЕС[7]. Оставшаяся сумма, то есть около 1,3 млрд. евро, предоставляется Правительством Польши из общего списка средств ЕФРР, предоставленных Польше. Кроме того, из бюджета Польши выделялось дополнительно 401,26 млн. евро, которые распределялись по отдельным региональным операционным программам для каждого из воеводств.

Финансирование Программы по приоритетам должно было осуществляться следующим образом:

Приоритет

Вклад ЕС в млн. евро

Национальный вклад в млн. евро

Всего в млн. евро

% от общей суммы

Приоритет 1 «Современная экономика»

789,96

139,4

929,36

34%

Приоритет 2 «Инфраструктура информационного общества»

255,12

45,02

300,14

11 %

Приоритет 3 «Развитие центров воеводств»

452,62

79,87

532,50

19 %

Приоритет 4 «Транспортная инфраструктура»

660,38

116,54

776,92

29 %

Приоритет 5 «Устойчивое развитие экологического туризма»

47,5

8,38

55,88

2 %

Приоритет 6 «Техническая поддержка Программы»

68,21

12,04

80,25

3 %

Всего

2273,79

401,26

2675,05

Сложный механизм финансирования Программы по отдельным воеводствам был разработан на основе специального алгоритма:

Распределение финансовых ресурсов по воеводствам

Воеводство

Алгоритм на сумму 992,19 млн. евро

Распределение суммы 992,19 млн. евро

Алгоритм на сумму 1213,39 млн. евро

Распределение суммы 1213,39 млн. евро

Общий объем ЕФРР млн. евро

Люблинское

26,69%

264,85

20,09%

243,72

508,57

Подкарпатское

25,54%

253,41

19,29%

234,07

487,48

Подляское

14,68%

145,61

19,88%

241,25

386,86

Свентокрест-ское

15,74%

156,21

18,06%

219,09

375,30

Варминьско-Мазурское

17,35%

172,11

22,69%

275,26

447,37

Итого

100,0%

992,19

100,0%

1213,39

2205,58

Реализация приоритета 1 «Современная экономика», который замкнул на себя более 1/3 всех финансовых средств ОП РВП, преследовала своей целью совершенствование нескольких элементов: воздействие на образовательную среду восточных воеводств; расширение возможностей доступа начинающих предпринимателей к фондам стартового капитала; финансирование инновационных проектов (расширение исследовательской инфраструктуры; поддержка НИОКР; строительство, расширение, модернизация и ввод в эксплуатацию промышленных парков и т.н. бизнес-инкубаторов).

Крупные средства выделялись на имиджевую компоненту продвижения экономического потенциала Восточной Польши. В неё входило создание межрегиональных сервисных центров для инвесторов, создание общих баз данных; организация семинаров и конференций, направленных на обмен опытом и пр.

Одной из важнейших составных частей приоритета 1 являлось включение в образовательный курс ВУЗов программ, призванных подготовить специалистов для конкурентоспособной экономики. Приоритет охватывал проекты, направленные на улучшение образовательной инфраструктуры, обслуживающей проведение обучения на более высоком уровне, в первую очередь,  естественных наук (строительство, расширение и предоставление оборудования лабораториям, компьютерным классам, библиотекам; строительство в университетах общежитий, административных корпусов).

Цель приоритета 2 «Инфраструктура информационного общества» состоит в том, чтобы расширить доступ государственных учреждений, предприятий и жители периферийных районов, подвергающихся т.н. риску «цифрового исключения» к широкополосному интернету. Проекты, реализуемые в данном приоритете предполагают строительство дополнительной IT-инфраструктуры (к уже имевшейся на тот момент).

Приоритет 3 «Развитие центров воеводств» основной целью ставил увеличение мобильности жителей посредством создания комфортных условий жилого пространства и развития общественного транспорта. Например, строительство, реконструкция и расширение троллейбусной, автобусной и трамвайных сетей; интеграция этих сетей; внедрение систем транспортной телематики, систем мониторинга трафика по ключевым городским дорогам, спутниковых навигационных систем; адаптация железнодорожных сетей к потребностям городов и пр. Кроме того, предполагалось выделять средства на создание условий для оборудования выставочной инфраструктуры (выставки, ярмарки, конгрессы и конференции).

Приоритет 4 «Транспортная инфраструктура» являлся вторым по количеству поглощения финансовых средств, выделенных из европейских фондов (чуть менее 1/3 всех средств). Основная цель – улучшение связи воеводств и отдалённых повятов с национальной и международной транспортной системой. Типология проектов включала в себя широкий спектр строительных работ по модернизации автомобильных дорог, строительство кольцевых дорог, транспортных развязок, мостов, виадуков, эстакад, защитное и акустическое экранирование различных участков автодорог. Основными бенефициарами данного приоритета явились муниципалитеты и Генеральная дирекция дорог и автострад.

Приоритет 5 «Устойчивое развитие экологического туризма» основной целью ставил увеличение интереса к туристическим возможностям Восточной Польши, что фактически означало прямые инвестиции в туристическую сферу, включавшую в себя развитие агротуризма, велотуризма (создание межрегиональных велосипедных маршрутов, строительство и маркировка велодорожек с твёрдым покрытием и пр.).

Кроме того, на каждое из воеводств направлялась отдельная региональная операционная программа с собственным финансированием из  фондов ЕС и бюджета Польши. Как правило, данные программы имели своей целью поддержку малых и средних предприятий и реализовывались в рамках тех приоритетов, которые были прописаны в ОП РВП. Так, Люблинскому воеводству дополнительно выделялось 1,36 млрд. евро, Подляскому – 750 млн. евро, Подкарпатскому – 1,34 млрд. евро, Свентокшискому – 854 млн. евро, Варминьско-Мазурскому – 1,23 млрд. евро.

Проекты по линии ОП РВП отталкивались от традиционных промышленных секторов экономики Восточной Польши, к которым следует отнести лесную промышленность, лёгкую промышленность, туризм и отчасти машиностроение.

Восточная Польша является одним из главных центров раз­вития лесной промышленности (совокупность деревоперерабатывающей, целлюлозно-бумажной и ме­бельной промышленности) в Польше. В 2009 году леса макрорегиона Восточная Польша составляли 1/3 площади всех лесов в Польше, а доля в получении одной только древесины в этот период составила 28% от общего количества полученного дерева в стране (самой большой была доля Варминско-Мазурского воеводства – около 10%). Доля доходов от продаж продукции предприятий, действующих в лесной промышленности на территории Восточной Польши составляет примерно 15% от всех доходов по этим отраслям во всей Польше. Количество же занятых составляло более 22% от занятых промышленности в остальной Польше. Однако зарплаты в лесной промышленности на территории Восточной Поль­ши ниже, чем зарплаты по отрасли в других регионах Польши.

Главными центрами промышленности на территории Восточной Поль­ши являются воеводства Варминско-Мазурское, Подкарпатское и Люблинское. Ведущую роль в развитии сектора имеют мебель­ная промышленность и деревообработка, что связано с широкими возможностями получения древесины. Лидерами в целлюлозно-бумажной промышлен­ности являются Люблинское и Подкарпатское воеводства. В структуре размера предприятий в лесной промышленности по численности занятых как во всей Польше, так и в Восточной Польше преобладают малые пред­приятия. Крупные предприятия составляют около 1% всех хозяйствующих субъектов. Именно в связи с такой структурой и было обусловлено активное участие представителей предприятий лесной промышленности в проектах по Программе.

Предприятия лёгкой промышленности на территории Восточной Польши представлены  довольно большим количеством фирм и компаний. Подавляющее число фирм – малые и средние предприятия. Самая высокая концентрация этих компаний отмечается в Люблинском, Варминско-Мазурском и Подляском воеводствах. Основные цен­тры сосредоточения фирм и компаний легкой промышленности находятся в Белостоке, Люблине, Жешуве, Ольштыне. Традиционно продукция легкой промышленности в Восточной Польше до недавнего времени главным образом шла в Россию. После вступления Польши в Евросоюз многие фирмы сектора легкой промышленности изменили рынок сбыта, переориентировавшись на Западную Европу, что привело к понижению доходности предприятий. Отчасти, ОП РВП пыталась нивелировать эффект от потерь, понесённых малыми предприятиями после переориентации на высококонкурентный западноевропейский рынок.

Значительная часть проектов Программы распространилась на сферу туризма. В своё время, Всемирная организация туризма назвала Польшу «туристическим тигром». В Восточной Польше в туристической сфере занято порядка 15% работающих в этой сфере по всей стране. Стоит отметить, что количество людей, занятых в сфере туризма в Восточной Польше быстро растет - с 2000 г. по сегодняшние дни количество рабочих мест в туристической сфере увеличилось в два раза. Больше всего занятых в сфере туризма в Подкар­патском воеводстве, наименьшее их количество - в Подляском воеводстве, хотя оно и принадлежит к самим эко­логически чистым регионам Польши.

Основу любой туристической  сферы составляют гостиницы. В целом количество гостиниц в Польше регулярно растет. Гостиничная база во всей Восточной Польше составляет меньше 20% от общей суммы гостиниц по всей стране. Большая часть – гостиницы среднего класса и частные гостиницы, которых в регионе более 5 тыс. (цифра включает также агротуристиче­ские объекты), в том числе 3,5 тыс. объектов, которые работают круглый год.

На территории Восточной Польши функционирует 59 туристических класте­ров. Большинство - 21 кластер - рас­положены в Любельском воеводстве. К наиболее известным туристическим кластерам стоит отнести т.н. «Край лесных ущелий», объединяющий гмины: Яновец, Казимеж-Дольны, Ополе-Любельское, Понятова, Наленчув, Войцехув, Вонвольница, г. Пулавы (Люблянское воеводство); туристический кластер регионального развития «Солнце региона» в Скаржиску-Каменной (Свентокшиское воеводство); Северно-восточный инновационный туристический кластер «Хрусталь Европы» в Сувалках; Бещадский трансграничный туристический кластер в Устшики-Дольне (Подкарпатское воеводство); агротуристическое объединение «Галицийские гостевые хозяйства - Бещады» в г. Леско.

Одним из основных приоритетов на востоке Польши является развитие Варминско-Мазурской туристско-рекреационной зоны, которая финансируется как за счёт частных инвесторов (в основном из Польши и ряда европейских государств), так и из средств региональной операционной программы «Вармия и Мазуры», входящей в программы по развитию депрессивных районов. Темпы развития туристических проектов в Варминьско-Мазурском воеводстве в последние годы значительно увеличились. Помимо старых традиционных туристических центров, таких как), резиденция магистров Тевтонского ордена в Мальборке (крупнейший средневековый кирпичный замок в мире, один из эталонов кирпичной готики, памятник Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО), аквапаркового комплекса в Миколайках, осуществлены новые проекты.

Уже по итогам 1,5 лет работы Программы (осень 2007 и 2008 гг.)  была очевидна динамика к снижению уровня безработицы, которая в восточных воеводствах снизилась в среднем на 3-4 % от уровня 2006 года, а в Варминьско-Мазурском воеводстве на 6,8%[8].

Тем не менее, после финансово-экономического кризиса 2008/2009 гг. эффект от действия программы стал резко снижаться. Рост безработицы значительно увеличился и в итоге к концу действия Программы в 2013 г. достиг уровня 2006 г., а в Подляском и Подкарпатском воеводствах превысил на 2,4% и 0,5% соответственно[9].

Польские власти и эксперты сразу забили тревогу. Ещё в 2011 году доцент кафедры социологии Варминско-Мазурского университета в Ольштыне Я. Понедзялек отмечал, что уровень безработицы в Варминско-Мазурском воеводстве в июле 2011 года составил 18,%, а в Бартошице или Бранёво (расположенных непосредственно у границы с Калининградской областью) уровень безработицы достигает 30%. По его словам, «в сельской же местности мы наблюдаем настоящий крах цивилизации»[10]. Подобные утверждения шли вразрез с официально задекларированными принципами Программы.

Кроме того, динамика роста ВВП на душу населения очень сильно отставала от других регионов. По сравнению с периодом до начала работы Программы она существенно снизилась. И если численно ВВП на душу населения в воеводствах вырос, то относительно среднего значения по стране – уменьшился (в пределах от 2% до 5% в каждом из воеводств).  Валовый внутренний продукт на душу населения в макрорегионе Восточная Польша в 2011 г. составлял в среднем 28,04 тыс. злотых на человека  или 70,8% от среднего показателя по стране (по сравнению с 2004 г. доля снизилась на 1,2%). Данные показатели говорили о продолжающемся отставании  в развитии макроегиона от остальных регионов Польши. ВВП на душу населения в Люблинском воеводстве составил 26,9 тыс. злотых, 67,9%; Подляское – 28,4 тыс. злотых, 71,8% Подкарпатское – 26,8 тыс. злотых, 67,6%; Свентокшиское – 29,5 тыс. злотых; 74,5%; Варминьско-Мазурское – 28,6 тыс. злотых, 72,2%.[11] Для сравнения в подавляющем количестве воеводств ВВП на душу населения варьировался от 30 до 40 тыс. злотых, а в Нижнесилезском достигал уровня 45 тыс. злотых, в Мазовецком воеводстве – 64,8 тыс. злотых

В итоге уже в 2012 году было принято решение попытаться разработать новую программу, как развитие прежней. За годы исполнения прежней программы на территории Восточной Польши произошли довольно значимые изменения инфраструктурного характера, однако вопросы социально-экономического характера, включая безработицу (а это было одной из важнейших задач Программы), решены не были.

Руководством Польши было принято решение пролонгировать программу. Однако для этого нужно было быть уверенным в возможности подобного финансирования. В январе 2013 года прошли первые консультации экспертов по обсуждению новой программы, в ходе которых была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители от различных экспертных групп, а также представители власти на местах и из министерства развития регионов.

Однако решение о финансировании подобных программ принималось на общеевропейском уровне. 7-8 февраля 2013 г. в Брюсселе состоялся саммит с участием лидеров стран Евросоюза, на котором обсуждался проект бюджета Сообщества на период 2014-2020 гг. Переговоры шли сложно (рассматривалось три варианта бюджета ЕС с разными вариациями по статьям, каждый раз с уменьшением общей суммы), тем не менее, необходимое соглашение по бюджету было достигнуто.

Из средств, выделяемых на Европейский фонд регионального развития и  Фонд сплочения, Польша вновь получила более других государств  -82,27 млрд. евро[12]. Значительная часть этой суммы направляется на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе на строительство дорог. Фактически по итогам этого саммита было принято политическое решение о пролонгации программы «Развитие Восточной Польши» в период 2014 – 2020 гг. На этот раз формы предоставления помощи изменились  -дотации существенно сокращены, финансовые средства предоставляются в основном на возвратной основе – в виде ссуд, гарантий и поручительств.

В течение всего 2013 года в Польше проводились круглые столы и консультации с экспертами и общественностью Восточной Польши, представителями власти (включая министра регионального развития Польши Э. Биньковску). Проект Программы стал предметом общественных слушаний[13]. Цель этих консультаций - собрать мнения и замечания по руководящим принципам и принципы поддержки, предлагаемые в рамках Программы, в соответствии с которым в документ должны были быть внесены изменения.

Экспертами были констатированы неутешительные выводы об итогах прежней Программы - воеводства Восточной Польши по-прежнему остаются одними из самых отсталых регионов среди наименее развитых стран. На такое положение дел влияют два основных момента, которые не были искоренены предыдущей программой:

1) низкая производительность труда является результатом традиционной экономической структуры господства низкодоходного и низкоэффективного сельского хозяйства. Низкая эффективность этих секторов связана с низким уровнем инноваций и отсталой инфраструктурой.

2) проблемы на рынке труда, связанные с неблагоприятными процессами в демографии (старение и депопуляция, рабочая миграция (в основном молодые и образованные жители, уезжающие в Западную Европу).

На основе анализа, изложенного в пересмотренной стратегии социально-экономического развития Восточной Польши до 2020 г., доля пяти восточных воеводств в создании национального ВВП в 2010 году составила 15,1%, что означало падение показателя на 0,8% чем в 2002 году. Разрыв между макрорегионами углубился и по прогнозу, при сохранении нынешних негативных тенденций, макрорегион увеличит уровень своего отрыва по отношению к друг регионам, если не будут приняты эффективные меры.

Стратегия операционной программы «Развитие Восточной Польши 2007-2013», принятая польским Советом министров 11 июля 2013 г., по замыслу разработчиков должна будет акцентировать внимание на тех моментах реального сектора экономики, которые не были учтены прежней программой:

1. Усиление исследований в сфере технологических инноваций;

2. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, аграрного сектора и сектора рыболовства и аквакультуры;

3. Поддержка перехода к т.н. низкоуглеродной экономике во всех сферах;

4. Содействие устойчивому развитию транспорта и инфрастурктуры.

Как видно, по сравнению с предыдущей Программой задач стало меньше, но они стали более конкретными и охватывают такие отрасли народного хозяйства, которые не были охвачены ранее – аграрный сектор и рыболовство. Кроме того, отпал один из прежних приоритетов – развитие информационного общества путём внедрения широкополосного интернета – данная задача по всей Восточной Польше была решена на прежнем этапе. Общая сумма программы на этот раз составила 2 млрд. 117 млн. евро (или 3% от бюджета Польши). В рамках программы предполагается также софинансирование проектов из других профильных программ.

Приоритет 1 «Инновации в Восточной Польши» с общей суммой финансирования в 485 млн. евро, одной из своих целей имеет стимулирование деятельности предприятий на основе НИОКР с дальнейшим внедрением результатов в хозяйственную деятельность. Расходы на НИОКР по отношению к ВВП в Восточной Польше значительно ниже, чем в среднем по стране. В 2010 году в среднем по стране расходы на НИОКР составили 0,74% от ВВП, в то время как в Восточной Польше составляет 0,62 %. В среднем по ЕС этот показатель составляет около 2%[14]. Эти данные четко указывают на очень большое расстояние которая отделяет макрорегион восточных польских регионов с самым высоким уровнем развития. Основные бенефициары – частные предприятия и технологически инновационные центры.

Приоритет 2 «Предпринимательство в Восточной Польше» имеет более конкретные цели, как то: стимулирование создания малых и средних предприятий, в первую очередь в аграрном секторе, интернационализация малого и среднего бизнеса и их выход на внешние рынки. Общая сумма финансирования - 474,5 млн. евро. Стоит отметить, что в плане развития аграрного сектора в Польше делаются существенные подвижки. Большая часть агарных земель в Восточной Польше – фермерские хозяйства. Так, например, в Варминьско-Мазурском воеводстве по данным Главного статистического управления (GUS) находится более 1 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, большая часть которых находится в собственности фермеров. Учитывая планомерную политику Евросоюза на дотационную подпитку фермерских хозяйств, в частности, в Польше[15], агропромышленный сектор через европейские компании-ритейлеры, которые в последние годы стали активно инвестировать в Восточную Польшу, может рассчитывать на более активную реализацию собственной продукции. Более того, цены на ряд видов продукции, в частности, мясо птицы, в Польше на 40% ниже, чем в среднем по ЕС[16], что делает закупочные цены для крупных компаний-ритейлеров у польских сельхозпроизводителей на порядок ниже, чем в Европе. Всё это, при дополнительной поддержке со стороны ОП РВП, может способствовать увеличению фермерских хозяйств, повысить их доходность и снизить уровень безработицы в особо депрессивных районах.

Наиболее крупные финансовые вложения в соответствие с Программой предполагаются в автотранспортную (приоритет 3) и железнодорожную инфраструктуру (приоритет 4). В целом на транспортную инфраструктуру из средств Программы суммарно будет выделено более 1,123 млд. евро, что составляет 50% всех средств. Средства пойдут на развитие регионального транспорта, в т.ч. создание внутренних кольцевых дорог, улучшение/создание отрезков дорог, которые выводят движение из городов. Значительная часть средств будет выделятся на закупку низкоуглеродистого подвижного состава. Предполагается также продолжение реконструкции необходимой инфраструктуры для городского транспорта, включая строительство интермодальных пересадочных узлов, внедрение новых систем телематики для городского транспорта. На эти цели выделяется 843,3 млн. евро.

Другой важной частью Программы, которая ранее не была учтена – работа по улучшению восточной железнодорожной инфраструктуры (приоритет 4). Предполагается ремонт и создание местных железнодорожных линий, а также усовершенствование различных элементов систем управления. Основная цель - укрепление внутреннего единства ж/д сети и дальнейшее совершенствование внешней доступности макрорегиона Восточной Польши. На эти цели выделяется 280 млн. евро.

На техническую поддержку всей Программы до 2020 г. было выделено 34 млн. евро. Деньги необходимо будет тратить на поддержку управления, мониторинга реализации программы и эффективного использования средств, выделяемых на её реализацию. Кроме того, предполагается обучение  и консультации для участников Программы по подготовке и реализации проектов.

Таким образом, можно констатировать, что усиленное финансирование из фондов ЕС программ, направленных на социально-экономический подъём  макрорегиона Восточная Польша не даёт пока серьёзных результатов, хотя определённый инфраструктурный эффект наблюдать можно (это результат реализации первой программы ОП РВП). Польские власти продолжают прилагать большие усилия для скорейшего оживления хозяйственной жизни в депрессивных восточных регионах, на что направлена вторая программа ОП РВП (в первую очередь, развитие агросектора). Кроме того, вторая масштабная Программа по развитию макрорегона Восточная Польша только начинает реализовываться и преждевременно говорить о каких-либо выводах по ней.

Основным донором региональной политики Польши является не само польское государство, а европейские фонды, в первую очередь ЕФРР и Фонд сплочения. Данное обстоятельство говорит о заинтересованности ЕС в налаживании хозяйственной жизни на восточных окраинах Содружества и создания там мощной хозяйственной инфраструктурной базы (транспортной, инженерной,  инновационной, информационной), которая может стать своеобразным экономическим рубежом, направленным на обеспечение хозяйственной безопасности Европейского Союза в период активной торгово-экономической интеграции Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.



[1] Попов А.А. Экономическое развитие регионов Польши в условиях постсоциалистической  трансформации (1989 – 2007 гг.) Автореферат кандидатской диссертации. Челябинск, 2012., С. 24.

[2] Там же.

[3] Główny Urząd Statystyczny (GUS). Liczba bezrobotnych zarejestrowanych oraz stopa bezrobocia według województw, podregionów i powiatów. Stan w konca grudnia 2006 r.

[4] RocznikStatystycznyWojewództw 2006. Warszawa: Główny Urząd Statystyczny, s. 138.

[5] RocznikStatystycznyWojewództw 2009. Warszawa: Główny Urząd Statystyczny, s. 34.

[6] Broszura informacyjna «Program Operacyjny Rozwoj Polski Wschodniej». Ministerstwo Rozwoju Regonalnego. Warszawa, 2007. S. 2.

[7] В пяти восточных польских воеводствах (беднейших в ЕС-25), в соответствии с Регламентом ЕС1083/2006 о дополнительных ассигнованиях № 14, на каждого жителя приходится дополнительная поддержка, равная 107 евро. http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:210:0025:0078:DE:PDF, S. 49.

[8] Główny Urząd Statystyczny (GUS). Liczba bezrobotnych zarejestrowanych oraz stopa bezrobocia według województw, podregionów i powiatów. Stan w konca grudnia 2008 r.; RocznikStatystycznyWojewództw 2009. Warszawa: Główny Urząd Statystyczny. S.110-115.

[9] Główny Urząd Statystyczny (GUS). Liczba bezrobotnych zarejestrowanych oraz stopa bezrobocia według województw, podregionów i powiatów. Stan w konca grudnia 2013 r.

[10] Poniedziałek J. Skarb w mazurskim jeziorze // «Gazeta Wyborcza», 19.09.2011 http://wyborcza.pl/1,75515,10309945,Skarb_w_mazurskim_jeziorze.html?as=2&startsz=x

[11] Rocznik Statystyczny Województw 2013. Warszawa: Główny Urząd Statystyczny. S.628.

[12] Стоит отметить, что доходная часть бюджета Польши на 2014 г. равняется примерно 70,8 млрд. евро.

[13] Raport z konsultacji spolecznych Projektu Programu operacyjnego Polska Wschodna 2014-2020. Warszawa, 2013.

[14] Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР (ЮНЕСКО) / Research and Development Expenditure (UNESCO) // Экспертно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info                      

[15] К 2016 фермеры могут рассчитывать на 214 евро субсидий на 1 га земли, а в 2020 г. субсидии на гектар земли повысятся на 15 евро. - Kozmana M. Dopłaty będą rosły, ale powoli // «Rzeczpospolita», 01.08.2011. http://www.rp.pl/artykul/64435,695563-Wieksze-doplaty--ale-nadal-nierowne.html

[16] Ковальский Я. Польские продукты завоёвывают рынки ЕС // «Dziennik Gazeta Prawna», 3 августа 2011 г. www.produktregionalny.warmia.mazury.pl