Специалисты предрекают еврозоне крайне низкие темпы роста

Аналитика
Односторонняя ориентация российского экспорта на Европу несёт значительные риски для отечественной экономики

Доклад на круглом столе «Влияние долгового кризиса еврозоны на экономику Среднего Урала»

В ходе глобального финансового кризиса 2008-2009 годов правительства западных стран, в том числе европейских, предприняли беспрецедентные меры по спасению банковских систем за счет вливания бюджетных средств. Им удалось не допустить банкротства крупных системообразующих банков. Однако это было достигнуто дорогой ценой:  резко выросли размеры дефицитов государственных бюджетов и государственные долги. Всё это спровоцировало в 2012 году очередную волну глобального финансового кризиса в форме кризиса суверенных долгов еврозоны.  

Суверенный долговой кризис в странах еврозоны оказался самым серьёзным испытанием Евросоюза за всю его историю. Возникла реальная угроза развала зоны евро. За экстренной финансовой помощью были вынуждены обратиться Греция, Ирландия, Португалия, Кипр и Испания. Сложная ситуация складывалась вокруг Италии, которая является третьей по величине экономикой Европы.

Долговой кризис привёл к рецессии в странах ЕС, спровоцировал кризис доверия к европейской финансовой системе, вызвал отток капитала из ряда проблемных стран, поставил их на грань дефолта по внешним долгам. В 2012 году ВВП стран Еврозоны упал на 0,6%. Безработица в среднем по еврозоне выросла почти до 12%, причём в таких странах как Испания и Греция она превысила 26%. Дефицит госбюджета в ряде стран достиг уровня 5-7% от ВВП, хотя по нормам зону евро он не должен превышать 3%. Госдолг стран еврозоны к концу 2012 года составил 93,1% от ВВП, причём в 5 странах он превысил 120% – в Ирландии, Италии, Греции, Португалии и на Кипре.  

Всё это вынудило национальные правительства и власти ЕС предпринять комплекс антикризисных решений, включая беспрецедентные меры для спасения финансового сектора. Были созданы стабилизационные фонды (Европейский фонд финансовой стабильности, Европейский стабилизационный механизм), усилена роль ЕЦБ, пообещавшего предпринять все возможные меры для спасения евро, а также получившего полномочия осуществлять надзор за крупнейшими банками Европы. Была проведена реформа государственных финансов. Страны ЕС подписали договор о фискальной стабильности, призванный ужесточить бюджетную дисциплину.  Были введены единые правила регулирования финансовых рынков, созданы наднациональные надзорные органы. Заключенный в 2012 году фискальный пакт призван унифицировать бюджетную политику отдельных стран-членов и оградить Европу от ошибок национальных правительств.

Благодаря принятым мерам в начале 2013 годов ряд проблемных государств (Испания, Италия) отошли от опасной черты и вернули доверие к своим государственным финансам. Ирландия и Португалия смогли возобновить практику размещения гособлигаций на международном рынке.  

Тем не менее, европейский кризис уже оказал и продолжает оказывать на экономику России негативное влияние по нескольким направлениям.

Рецессия в странах еврозоны привела к снижению спроса и падению мировых цен на сырьё и энергоресурсы, которые являются основой российского экспорта.

В апреле 2013 года цена на нефть марки «Urals» составила 101,1 доллара США за баррель и снизилась по сравнению с апрелем 2012 года на 13,7%, относительно марта текущего года цена на нефть уменьшилась на 5,2 процента. Цена на природный газ в апреле 2013 года, по данным МВФ, составила 415,3 доллара США за тыс. куб. м., снизившись по сравнению с апрелем 2012 года на 8,2%. По данным Лондонской биржи металлов, в апреле 2013 года  по сравнению с апрелем 2012 года цены на алюминий, медь и никель сократились на 9,3%, 12,8% и 12,6% соответственно, цена на стальную заготовку упала на 67,9%.

По предварительным данным Минэнерго России, в мае текущего года по сравнению с маем прошлого года экспорт нефти в физическом выражении снизился на 5,7%, газа природного – на  1,0%, экспорт каменного угля вырос на 15,2 процента. За первые 4 месяца текущего года экспорт металлов упал на 14,1%, в том числе, черных металлов – на 14,9%, меди – на 19,7%,  никеля – на 39%. 

Сократились также поставки за рубеж химической продукции - третьей по значимости в российском экспорте. В первом квартале 2013 года объём экспорта данной товарной группы уменьшился на 2,2%. Отрицательная динамика во многом обусловлена резким снижением экспорта удобрений на 16,9% и синтетического каучука -  на 14,8%.

Соответственно, сократился российский экспорт в страны ЕС. В январе-марте 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года он снизился на 3,0%. В результате, за пять месяцев 2013 года общий экспорт товаров из России упал до 212,4 млрд.долларов, что на 4,5% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. 

Снижение объёма экспорта привело к сокращению производства соответствующих товаров. В апреле нынешнего года добыча нефти составила к апрелю 2012 года 96,9%, природного газа – 91,7%, производство мазута – 89,8%, бензина – 86,6%, дизтоплива – 87,1%,  удобрений – 79,7%, проката листового – 90,7%, выработка электроэнергии – 87,3%. Объёмы строительства сократились на 3,7%.

В целом индекс промышленного производства в мае этого года составил 98,6% к маю прошлого года, а в обрабатывающей промышленности – 95,6%.

Падение объёмов производства неизбежно сказывается и на финансовых результатах деятельности предприятий и в целом на состоянии дел в финансовом секторе. С начала года продолжается сокращение собственных средств компаний, что ограничивает их инвестиционные возможности. Так, прибыль предприятий и организаций по отношению к соответствующему периоду прошлого года сократилась в январе-марте на 28,9%. По оценке Росстата, динамика инвестиций в основной капитал к уровню соответствующего месяца прошлого года второй месяц подряд находится в отрицательной области: в апреле инвестиции сократились на 0,7%, в марте - на 0,8 процента.

По словам бывшего министра экономического развития России А.Белоусова, за период с января по май 2013 года рост инвестиций в экономику нашей страны упал до нуля по сравнению с 13% за тот же период прошлого года.

Ухудшились условия кредитования нефинансовых организаций. По данным Банка России, средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам сроком до 1 года в марте возросла до 10% против 9,5% в феврале (в начале года на 8,8 процента).

Резко возросла задолженность организаций по кредитам Банка России. На начало июня текущего года она составила 204,78 млрд.руб., увеличившись за май на 93,57 млрд. руб., или на 84,1 процента.

В апреле 2013 года потребительская инфляция ускорилась до 0,5% (0,3% в марте) и с начала года составила 2,4%. Показатель инфляции в годовом исчислении к апрелю предыдущего года составил 7,2%.

Продолжается ослабление рубля к основным мировым валютам. В апреле номинальный эффективный курс рубля снизился на 1,7% против 0,1% в марте.

Как реакция на негативные тенденции в отечественной экономике, ускорился чистый отток капиталов из России. По данным Центробанка, в первом квартале 2013 года он превысил 25  миллиардов долларов по сравнению с 7,9 млрд долларов в последним квартале 2012 года.  В мае 2013 года он удвоился по сравнению с апрелем и составил по разным оценкам от 8 до  9 млрд. долларов. Специалисты ВШЭ ожидают, что по итогам 2013 года отток капитала из РФ превысит показатель 2012 года в 54 млрд. долларов. Важно также то, что негативные тенденции нарастают от месяца к месяцу.

Оценку сложившейся в экономике ситуации дал глава государства на совещании о мерах по обеспечению устойчивого развития российской экономики 22 апреля в Сочи. Он напомнил, что "хотя в прошлом году рост российской экономики составил 3,4%, этот показатель был обеспечен в основном за счёт хорошего старта в первой половине года. Со второй половины экономический рост стал тормозиться. Прежде всего, из-за ухудшения внешнего спроса".  "Если в первом квартале 2012 года рост ВВП составил 4,8 процента, то в четвёртом - 2,1 процента, а по итогам первого квартала 2013 года вообще - 1,1 процента, - напомнил глава государства. - Как результат, Минэкономразвития пересмотрело прогноз по росту экономики на 2013 год, понизив его до 2,4 процента ВВП. И это при высокой цене на энергоносители. И я хочу обратить ваше внимание: 2,4 [процента] - это ниже, чем рост мировой экономики. У нас такого уже давно не было".

По оценке многих специалистов, в том числе руководящих сотрудников Минэкономразвития, российская экономика стоит перед угрозой стагнации, то есть нулевых темпов роста.

Конечно, перспективы экономического роста России во многом зависят от того, как будет развиваться мировая экономика, и прежде всего экономика стран ЕС, на которые приходится половина всего российского экспорта.

В этом контексте следует отметить, что нынешнюю относительную стабилизацию в европейской экономике нельзя признать долговременной и устойчивой, что показали кипрские события в марте 2013 года.

Кризис в Европе – это долговой кризис. И пока не будет решена проблема чрезмерной задолженности стран еврозоны, нельзя будет говорить о его завершении. Однако вряд ли можно ожидать, что большинству государств ЕС удастся в ближайшие годы сократить государственные долги. Ряду потенциальных стран-банкротов в скором будущем может понадобиться реструктуризация задолженности.

Перспективы долгосрочной стабилизации финансовой ситуации в еврозоне будут определяться тем, насколько действенным будет принятый в 2012 году Договор о фискальной стабильности (фискальный пакт), сможет ли он заставить национальные правительства следовать фискальной дисциплине (структурный дефицит бюджета менее 0,5% для стран с высоким уровнем госдолга). Кроме того, Евросоюзу нужно ещё многое сделать для того, чтобы восстановить доверие инвесторов к европейским финансам и вновь доказать, что он готов бороться за экономическое первенство с другими ключевыми игроками – США и КНР. В первую очередь Евросоюзу предстоит провести реструктуризацию задолженности тех стран, которые имеют долг 120-150% ВВП и осуществить экономические реформы с целью повышения конкурентоспособности (в соответствии с рекомендациями МВФ). Со стороны ЕЦБ необходима более мягкая денежно-кредитная политика, аналогичная той, что проводит ФРС США (количественное смягчение), поскольку перегруженные долгами бюджеты нуждаются в низких кредитных ставках. До тех пор, пока это не сделано, существует значительный риск возникновения новых «кризисных волн», спровоцированных теми или иными экономическими или политическими проблемами отдельных стран еврозоны.

Подобные оценки превалируют в последнем прогнозе развития мировой экономики, подготовленном специалистами ОЭСР.  По их расчетам, в 2012-2017 годы мировая экономика будет расти темпами до 3,7% в год, но в долгосрочной перспективе её ожидает замедление темпов роста ВВП  до 2,2%.

Эксперты ОЭСО отмечают признаки восстановления экономики США и Японии, однако в Европе ситуация продолжает оставаться сложной. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, может вылиться в снижение производственного потенциала многих европейских стран. Поэтому специалисты ОЭСР предрекают еврозоне крайне низкие темпы роста на протяжении всех ближайших 50 лет. Так, с 2012 по 2017 годы рост ВВП еврозоны будет составлять всего 1%, в 2018 - 2030 годах - 2%, а с 2031 по 2060 годы - снова замедлится до 1,3%.

Из приведённых выше фактов и оценок следует простой вывод: дальнейшая односторонняя ориентация российского экспорта на Европу при сохранении его нынешней структуры несёт в себе значительные риски для отечественной экономики.

Очевидно, именно этими соображениями руководствовались специалисты ОЭСР при  определении перспектив развития экономики России. Они отмечают, что промышленное производство демонстрирует "разочаровывающую динамику". И хотя основными причинами замедления ВВП России стали внешние факторы, их воздействие было усилено зависимостью нашей страны от нефтегазового экспорта, - говорится в докладе ОЭСР. Соответственно, по прогнозам ОЭСР, экономика России будет расти более низкими темпами, чем мировая экономика: в 2013-2017 года - в среднем на 3,3% в год, а в период 2018-2030 - рост ВВП РФ замедлится до 2,8%.

Из этих оценок вытекают и предложения о том, какие меры в сложившейся ситуации необходимо принять для обеспечения устойчивого роста России:

- ускорить переход отечественной экономики от сырьевой модели развития к инновационной;

- осуществить диверсификацию экспорта как по товарной структуре (увеличение доли готовой продукции), так и по географической (переориентация с европейских рынков на рынки АТР и других регионов). 

Промедление в осуществлении структурных реформ может привести к тому, что последний прогноз ОЭСР реализуется на деле, и российская экономика в своём развитии все больше будет отставать от экономики мировой.