От новых инициатив ЕC могут выиграть и российские компании

Аналитика
Министры финансов Евроcоюза согласовали единый механизм реструктуризации и банкротства банков

Несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации в Европейском союзе, ЕС продолжает разрабатывать дополнительные меры, направленные на преодоление финансово-долгового кризиса в регионе. Одной из наиболее важных инициатив представляется определение порядка спасения попавших в тяжелую финансовую ситуацию банковских учреждений на территории Евросоюза.

В конце июня 2013 года на встрече министров финансов ЕС был одобрен проект директивы о создании единого механизма реструктуризации и банкротства банков, который предусматривает неприкосновенность вкладов на сумму не более 100 тысяч евро[1]. Все остальные средства вкладчиков и кредиторов могут быть в той или иной степени использованы при урегулировании задолженности проблемного банка.

То есть ранее используемые подходы к решению подобных проблем, предусматривающие принятие мер по поддержанию банковских институтов как важного элемента национальной финансовой инфраструктуры, перестают использоваться в международной практике. И принципы, впервые опробованные ЕС и международными организациями в ходе разрешения ситуации на Кипре весной 2013 года, вводятся для более широкого применения на территории всего Европейского союза.

Причины подобных нововведений кроются в недостаточности государственных средств, необходимых для оказания помощи местным кредитным институтам. Так, всего за три кризисных года - с 2008 по 2011 - Европейская комиссия одобрила осуществление мер поддержки попавших в затруднительное положение банков со стороны государств-членов ЕС на сумму 5,4 трлн. евро, что составляет более трети годового ВВП всей Еврозоны[2].

Введение подобных процедур урегулирования проблемной задолженности кредитных институтов представляется продолжением общей политики ЕС по снижению воздействия финансовых факторов на бюджетные возможности государств Евросоюза. Ранее начали реализовываться инициативы по введению налога на финансовые операции (Financial Transaction Tax), который будет взиматься при совершении сделок с ценными бумагами и производными инструментами; по использованию дополнительных мер обеспечения прозрачности деятельности офшорных юрисдикций и их принуждения к предоставлению информации о финансовых операциях нерезидентов и т.д. Также происходит постепенное реформирование принципов налогообложения с тем, чтобы снизить глобальные возможности международных компаний по недобросовестному сокращению уровня налоговой нагрузки.

Эти изменения в перспективе могут оказать существенное влияние не только на финансовую сферу стран Еврозоны, но и на российскую экономику. Важность учёта данных инициатив определяется следующими моментами:

1. Внимание европейских государств к недобросовестной банковской практике, использованию глобальных финансовых инструментов, таких как офшорные компании, в целях налоговой конкуренции приводит к более жёсткому подходу со стороны ЕС к деятельности финансовых институтов и операций их клиентов.

Кипрский кризис со всей очевидностью показал, что ЕС готов идти на фактически конфискационные меры в отношении владельцев офшорных капиталов вместо практиковавшегося ранее оказания всемерной финансовой поддержки финансовому сектору затронутых кризисом стран. При этом использованные механизмы носили явно дискриминационный характер в отношении других государств, а основанием их применения со стороны МФО стали, в том числе, обвинения в недобросовестности происхождения средств вкладчиков и кредиторов, что обосновывалось усилением международной борьбы с коррупцией и использованием офшоров в целях получения налоговых и других недобросовестных экономических преимуществ.

2. В результате проводимой ЕС политики российские компании, использующие иностранные финансовые учреждения для хранения денежных средств, а также в целях получения определённых налоговых послаблений, будут вынуждены менять систему организации финансовых потоков в силу существенного повышения рисков использования старых «офшорных» моделей. По нашему мнению, будет происходить постепенный переход к использованию отечественной банковской системы в деятельности средних и крупных предприятий.

Следовательно, произойдёт рост доходов бюджета, которые могут быть использованы для осуществления программ стимулирования промышленного производства. Так, к примеру, в Великобритании проведение программ «деофшоризации» сочетается со снижением уровня налогообложения бизнеса. Более того, подобные изменения могут стимулировать усиление внутренней конкуренции на национальном рынке, что окажет положительное воздействие на увеличение эффективности деятельности российских предприятий.

3. Существенное воздействие инициативы ЕС окажут и на европейские компании, которые будут вынуждены отказываться от использования различных офшорных механизмов и увеличивать объём налоговых платежей. Это приведёт к снижению общей конкурентоспособности их продукции в связи с ростом расходов. Следовательно, выиграют все неевропейские компании, поставляющие продукцию на те же рынки, в том числе и российские.

Таким образом, финансовая политика Европейского союза приводит не только к появлению дополнительных рисков, но и новых возможностей для российских компаний. Однако эффективность их использования со стороны отечественного бизнеса будет определяться принятием своевременных решений по изменению стратегии развития предприятий и модернизации системы оценки внешнеэкономических рисков.

______________________________________

[1] http://www.bbc.co.uk/news/business-23076541