О новых тенденциях в политическом и экономическом развитии Кубы

Аналитика
Рауль Кастро реформирует Кубу

В конце февраля 2013 г. в политической жизни Кубы произошло беспрецедентное событие, привлекшее внимание мировой общественности. Впервые за всю постреволюционную историю страны второй по значимости пост в государстве занял политик, родившийся после победы революции 1959 г. Избрание 52-летнего Мигеля Диаса Канеля первым вице-президентом Государственного совета и его последующее назначение первым вице-президентом Совета министров, говорит о неизбежности столь долго ожидаемой смены поколений в кубинском руководстве. 

Со своей стороны Рауль Кастро, переизбранный председателем Государственного совета на второй срок, пообещал, что покинет этот пост через 5 лет и заявил о скором внесении в конституцию принципа сменяемости руководителей всех уровней. Кроме того, он высказался за введение возрастных ограничений для лиц, занимающих высшие государственные и партийные посты[1].   Таким образом, Р. Кастро, которому в июне 2013 г. исполнилось 82 года, отдает себе отчет в том, что предстоящая пятилетка станет последней для его поколения. 

В связи с этим очевидно, что главной политической задачей кубинского руководства в краткосрочной перспективе является передача власти новому поколению политиков и одновременное выстраивание новых правил игр внутри политической элиты. Фидель Кастро, возглавлявший Кубу в течение долгих десятилетий, зачастую действовал вне институционных и правовых рамок, поскольку его непререкаемый авторитет позволял проводить фактически любые решения. Однако среди тех, кто идет на смену ему и Раулю, подобных лидеров нет, поэтому на новом этапе политические решения неизбежно должны будут согласовываться между различными влиятельными группами. Политическое развитие Кубы должно пойти по пути Китая и Вьетнама, где также долгие годы правили харизматичные лидеры, на смену которым пришли сменяемые партийные деятели.

Не менее важной задачей является сохранение единства внутри правящего класса. В настоящее время объединяющую роль в кубинской политической элите играет Р. Кастро, однако после его ухода существует вероятность начала борьбы за власть между различными группировками, что поставит под угрозу выживаемость режима. Есть основания полагать, что именно на это делают ставку определённые круги в США и в среде кубинских эмигрантов. Опробовав самые разные стратегии, направленные на свержение Кастро, они все больше рассчитывают на так называемое «биологическое» решение проблемы. По их мнению, смерть Фиделя и Рауля автоматически будет означать конец кубинского социализма[2]. Однако реальная ситуация гораздо сложнее. На новом этапе единство станет еще более необходимым условием выживания кубинского правящего класса. Руководители, идущие на смену братьям Кастро, понимают, что в случае смены режима они не только потеряют привилегированное положение в обществе, но и могут подвергнуться репрессиям.  

Большинство экспертов, как кубинских, так и американских, согласны, что одним из ключевых игроков при любом сценарии развития политической ситуации на Кубе будет армия[3]. Кубинские вооружённые силы, бесспорно, являются самой мощной, сплоченной и профессиональной организацией, существующей на современной Кубе. Исторически они возникли на базе Повстанческой армии, сыгравшей решающую роль в Кубинской революции. Коммунистическая партия Кубы возникла лишь через 6 лет после победы революции, и большинство членов первого ЦК партии были военными. В 1990-е гг. вооруженные силы начали играть значительную роль в экономике страны, что еще больше укрепило их позиции. Когда Кубу возглавил Р. Кастро, до этого в течение 49 лет занимавший пост министра обороны, его кадровая политика в первые годы правления ознаменовалась увольнением целого ряда гражданских политиков, на смену которым пришли его давние соратники из военного ведомства. Это был апогей влияния военной верхушки. Однако в последнее время наблюдаются иные тенденции: само назначение Диаса Канеля вторым человеком в государстве, его политическая траектория, указывают на укрепление позиций партийных секретарей. Безусловно, многое будет зависеть от того сумеет ли он в ближайшие годы установить прочные политические альянсы в армии, причем не с кубинскими генералами, преклонный возраст которых не позволит им влиять на развитие ситуации в среднесрочной перспективе, а со средним звеном военного командования.

В последнее время повышенную активность на Кубе проявляет оппозиция. По данным непризнанной властями Кубинской комиссии по правам человека, только в мае 2013 г. было зафиксировано 375 случаев задержания кубинских диссидентов правоохранительными органами[4]. С точки зрения кубинского правительства, оппозиционеры являются оплаченными наемниками США[5]. Среди оппозиционных организаций выделяются Кубинский патриотический союз, Христианское движение освобождения, а также несколько неправительственных организаций, выступающих в защиту прав человека на Кубе. Целый ряд кубинских диссидентов получили от Европарламента премию имени Сахарова и множество других международных наград. По данным правозащитников, к началу 2013 г. число оппозиционеров, находящихся в тюрьмах, возросло до 90[6]. В будущем это может обернуться для правительства Кубы серьезными внешнеполитическими осложнениями.

Несмотря на заметный рост оппозиционного движения на Кубе, оно имеет целый ряд слабостей. Диссидентское движение разделено на разрозненные группы, а их численность зачастую не превышает нескольких десятков человек. У них нет яркого лидера, способного объединить и возглавить оппозицию правительству. Подавляющее большинство граждан Кубы не знают диссидентов, которые парадоксальным образом широко известны в интернете, Европе и США. Отчасти это связано с отсутствием доступа к местным средствам массовой информации, но также и с тем, что оппозиционеры не смогли организовать эффективную политическую работу среди широких слоев кубинского населения. Большая часть диссидентов финансово зависят от США и других иностранных государств, что позволило правительству повесить на них ярлык наемников. Кубинские спецслужбы регулярно внедряют своих агентов в ряды оппозиции[7].

Поскольку Р. Кастро в очередной раз отверг принцип многопартийности для Кубы, в обозримом будущем кубинские оппозиционные партии и неправительственные организации будут оставаться вне политической системы. С большой долей вероятности можно утверждать, что даже в случае падения режима нынешние кубинские диссиденты не смогут оказать серьезного влияния на ход событий из-за отсутствия широкой социальной базы.

Во многом будущее Кубы зависит от успешного проведения реформ, что вполне осознает руководство страны. Приход к власти Рауля Кастро положил начало постепенному процессу «актуализации» кубинского социализма: граждане получили право продавать и покупать недвижимость и автомобили, пользоваться сотовой связью, останавливаться в отелях, были отменены так называемые «выездные визы», расширены доступ в интернет и возможности заниматься индивидуальным предпринимательством. Началась массовая раздача в аренду государственных необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения как физическим, так и юридическим лицам. Однако реформы в сельском хозяйстве пока не достигли своей главной цели – обеспечить рост сельскохозяйственного производства и сократить импорт продовольствия, который обошёлся Кубе в 2012 г. в 1,8 миллиарда долларов. По последним данным, в первые три месяца 2013 г. производство сельскохозяйственных культур упало на 7,8 процента по сравнению с тем же периодом 2012 г., при этом животноводство выросло на 16,8 процента[8].

В ближайшие годы государство планирует избавиться от сотен тысяч неэффективных рабочих мест в госсекторе, что заметно изменит структуру занятости населения.  Только за последние три года число мелких предпринимателей выросло со 157 тыс. до 400 тысяч человек, однако дальнейший рост сдерживается целым рядом факторов: во-первых, вести бизнес можно лишь в отдельных отраслях экономики (в основном в сфере услуг), во-вторых, государство под лозунгом «Мы не хотим на Кубе миллионеров» законодательно ограничивает возможности расширения бизнеса, и, наконец, в-третьих, негативную роль играет острая нехватка капиталов и отсутствие оптовой торговли. Совершенно очевидно, что эти ограничения не позволят частному сектору поглотить огромное число работников, которые в ближайшие годы будут вынуждены покинуть госсектор. Во многом поэтому государство пошло на проведение  миграционной реформы: в условиях дефицита высокопроизводительных рабочих мест на Острове, правительство разрешило гражданам свободно выезжать из страны и трудоустраиваться за границей. Денежные переводы кубинских эмигрантов родственникам уже являются одним из главных источников валютных поступлений в казну (по подсчетам экспертов 2,6 миллиарда долларов в 2012 г.)[9]. Миграционная реформа должна еще более усилить этот тренд. Важно отметить, что этому благоприятствует и нынешняя политическая ситуация в США, где проживает большая часть кубинских эмигрантов, поскольку Обама отменил целый ряд ограничений для посылки денег на Кубу.

Большое влияние на развитие Кубы оказывают и будут продолжать оказывать внешние факторы. Смерть Уго Чавеса заставила ряд западных аналитиков сделать поспешные выводы о конце «чавизма» и последующем свертывании сотрудничества между Кубой и Венесуэлой, которая в последние годы превратилась в главного экономического и политического партнера Острова. Пока эти расчёты не оправдались. Президентские выборы в Венесуэле выиграл преемник Чавеса Н. Мадуро и даже  наихудший сценарий для Кубы, то есть приход к власти в Венесуэле оппозиции, вряд ли приведет к коллапсу социализма. В конце 1980-х гг. кубинская экономика зависела от связей с СССР гораздо больше, чем она зависит от Венесуэлы в настоящее время, но несмотря на это страна сумела пережить огромные экономические трудности 1990-х гг.  Сейчас Куба гораздо лучше подготовлена к исчезновению иностранных союзников: она получает стабильные доходы от туризма, экспорта никеля и производит около 40 процентов потребляемой нефти внутри страны.

Огромный импульс экономическому развитию Кубы придала бы отмена торгово-экономического эмбарго со стороны США, наносящего значительный ущерб всем сферам экономики. Одно только снятие запрета для американских граждан посещать Кубу с туристическими целями увеличило бы, по самым скромным подсчетам, туристический поток на остров в два раза[10]. Приток инвестиций, современных технологий, доступ к кредитам и американскому рынку позволили бы Кубе осуществить столь необходимую модернизацию. Именно поэтому усилия кубинской стороны направлены на дискредитацию в мировом сообществе и в самих США политики сохранения эмбарго.  В ноябре 2012 г. на Генеральной ассамблеи ООН 188 стран высказались за отмену эмбарго[11]. После исключения КНДР из-под юрисдикции американского «Закона о торговле с врагом», Куба осталась единственной страной, попадающей под действие этого закона. Все попытки покончить с санкциями наталкиваются на ожесточенное сопротивление влиятельной верхушки кубинских эмигрантов, в последние годы еще более укрепивших свои позиции в конгрессе США. По их мнению, кубинские власти систематически нарушают права человека, а отмена эмбарго лишь усилит тоталитарный режим и на годы отодвинет начало процесса демократизации Кубы[12]. Очередное внесение Кубы в список государств-спонсоров терроризма, который ежегодно публикует Государственный департамент США, говорит о том, что сторонники жесткой политики по отношению к Кубе своих позиций сдавать не собираются.

Другая возможность для резкого экономического рывка кроется в разработке нефтяных месторождений Кубы на шельфе Мексиканского залива. Кубинская сторона заявляет о наличии 20 миллиардов баррелей нефти на шельфе[13], в то время как Геологическая служба США оценивает запасы в 4,6 миллиарда[14]. На сегодняшний день пробные бурения, проведенные венесуэльскими, испанскими, малазийскими и российскими нефтяными компаниями, не дали положительных результатов. Испанский нефтяной гигант «Репсоль» уже объявил о сворачивании операций на Кубе, однако надежды на успешную эксплуатацию нефтяных залежей все еще сохраняются.

Экономические и политические трудности Венесуэлы, малая вероятность отмены эмбарго США, неудачи в разработке нефтяных месторождений и нехватка капиталов ставят Кубу в непростое положение. Страна остро нуждается в притоке иностранных инвестиций и технологий для осуществления инфраструктурных проектов, которые в одиночку она реализовать не сможет. Однако для этого Куба должна создать благоприятный инвестиционный климат, стать более привлекательной для инвесторов по сравнению с другими странами и ускорить процесс экономических реформ. В противном случае внешние вызовы и глубина накопившихся социально-экономических проблем могут осложнить процесс смены поколений в кубинской политической элите и поставить под угрозу выживаемость режима в среднесрочной перспективе.



[1] Granma, 25 de febrero de 2013. http://www.granma.cu/espanol/cuba/25-febrero-discurso-raul.html

[2] Mi energía es de Miami, y mi oración es para Cuba. http://sociedad.elpais.com/sociedad/2012/05/21/actualidad/1337626311_567880.html

[3] См.: Espacio Laical. Suplemento digital. № 224, marzo de 2013. http://espaciolaical.org/contens/esp/sd_224.pdf;

Latell B. The Cuban military and transition dynamics. Miami, 2003.  

[4] Cuba: Algunos actos de represión política en el mes de mayo de 2013 http://observacuba.org/cuba-algunos-actos-de-represion-politica-en-el-mes-de-mayo-de-2013/

[5] Discurso de Raúl Castro:“El rumbo ya ha sido trazado”. http://www.cubadebate.cu/opinion/2012/01/29/discurso-de-raul-castro-en-la-primera-conferencia-nacional-del-pcc/

[6] El Nuevo Herald. 23 de enero de 2013. Se duplica el número de presos políticos en Cuba. http://www.elnuevoherald.com/2013/01/23/1390257/se-duplica-el-numero-de-presos.html

[7] Pruebas de que EEUU financia la “disidencia”: Dos agentes cubanos en sus filas. http://www.cubadebate.cu/noticias/2011/02/26/pruebas-de-que-eeuu-financia-la-disidencia-dos-agentes-cubanos-en-sus-filas-fotos/

[8] Sector Agropecuario. Indicadores Seleccionados Enero-Marzo 2013. http://www.one.cu/mensualprincipalesindicadoresagropecuario.htm

[9] Remittances Drive the Cuban Economy. http://thehavanaconsultinggroups.com/index.php?option=com_content&view=article&id=345%3Aremittances-drive-the-cuban-economy&catid=48%3Aremittances&lang=en

[10] The impact on the U.S. economy of lifting restrictions on travel to Cuba.  http://democracyinamericas.org/pdfs/The_Brattle_Group-The_Impact_on_the_U.S._Economy_of_Lifting_Restrictions_on_Travel_to_Cuba.pdf

[11] UN once again votes to condemn Cuba embargo. http://www.foxnews.com/world/2012/11/13/un-once-again-votes-to-condemn-cuba-embargo/

[12] См.: As Human Rights Abuses in Cuba Are Rising… http://ros-lehtinen.house.gov/press-release/human-rights-abuses-cuba-are-rising-some-lawmakers-wrongly-seek-reward-castro-regime;

The U.S. Embargo of Cuba. http://scholarlyrepository.miami.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=iccaspapers

[13] The Guardian, 18 October 2008. 20bn barrel oil discovery puts Cuba in the big league. http://www.guardian.co.uk/world/2008/oct/18/cuban-oil

[14]  Assessment of Undiscovered Oil and Gas Resources of

the North Cuba Basin, Cuba, 2004. http://pubs.usgs.gov/fs/2005/3009/pdf/fs2005_3009.pdf