Меры по адаптации к изменениям климата

Аналитика
Межправительственная группа экспертов по изменению климата подготовила специальный доклад об управлении рисками экстремальных погодных явлений и катастроф и адаптации к изменению климата. Согласно опубликованным данным, в ближайшие 30–40 лет число жарких дней увеличится в четыре раза, а к концу века – в десять раз.

В.М. Клапцов

ведущий научный сотрудник отдела отраслевой и региональной экономики,

кандидат физико-математических наук



Межправительственная группа экспертов по изменению климата подготовила специальный доклад об управлении рисками экстремальных погодных явлений и катастроф и адаптации к изменению климата. Согласно опубликованным данным, в ближайшие 30–40 лет число жарких дней (таких как были в Москве в 2010 году) увеличится в четыре раза, а к концу века – в десять раз. К 2050 году максимальные температуры «волн жары» вырастут на 5°C, а ещё через 50 лет – на 9°С. Вероятность подобного развития этих событий авторы доклада оценивают свыше 90%.


В индустриально развитых странах экстремальные погодные условия приведут к большим материальным расходам. Ежегодные потери от природных катастроф уже сейчас выросли с нескольких миллиардов до 200 млрд дол. США в 2010 году. По мнению авторов, в зоне риска оказалась и Россия. В нашей стране опасные погодные явления затронут Урал и Сибирь. Наиболее сильный эффект будет наблюдаться в Арктике.


Такое развитие событий возможно в том случае, если в ближайшее время выбросы парниковых газов не будут снижены, как минимум, в два раза. Учёные подчеркивают, что уже сегодня многие погодные аномалии вызваны глобальным потеплением. Так, летняя жара, установившаяся прошлогодним летом в центральной части России, с вероятностью в 80% стала результатом глобального потепления. С этим же явлением связаны и снегопад, выпавший в конце октября на северо-востоке США, и наводнение в Таиланде, и жара, которая продержалась больше месяца летом в Техасе и на юго-западе США.


Согласно данным последнего отчета Международного энергетического агентства, в 2010 г. спрос на энергоресурсы вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом, при этом выбросы парниковых газов выросли на 5,9%. Существует большая вероятность того, что средняя годовая температура Земли повысится более чем на два градуса, по сравнению с доиндустриальным периодом.


Последствия изменения климата уже ощущаются, и необходимо минимизировать их негативные воздействия. В частности, организовывать мероприятия по адаптации к меняющимся условиям, которые могут быть направлены как на снижение климатических рисков, так и на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.


Примерами таких действий являются более экономное использование дефицитных водных ресурсов, изменение существующих строительных норм с расчетом на устойчивость зданий к воздействию будущих климатических условий и экстремальных погодных явлений, строительство защитных дамб от наводнений, повышение уровня существующих дамб для защиты от растущего уровня морей, создание засухоустойчивых культур, селекция лесной флоры и разработка методов ведения лесного хозяйства, которые приведут к снижению уязвимости от ураганов и пожаров.


Заблаговременные действия могут принести заметную экономическую выгоду и свести к минимуму последствия для экосистем, здоровья человека, экономического развития, собственности и инфраструктуры. Комплексный подход к разработке адаптационных мер, объединяющий науку, технологии и систему реагирования, будет способствовать снижению уязвимости общества и экономики стран к изменениям климата.


Многие страны, понимая важность этих мероприятий, ведут активную государственную политику, разрабатывают адаптационные стратегии как на секторальном (в секторах экономики) так и на региональном уровне (с учетом географических и природно-климатических особенностей региона).


В частности в США для получения надежной информация о климате, на основании которой можно будет принимать меры по снижению негативных последствий от изменения климата, была учреждена межведомственная Программа по исследованиям глобальных изменений (U.S. Global Change Research Program (USGCRP)). В 2009 г. программа стала называться Программой по исследованиям глобального изменения климата (Climate Change Science Program). В осуществлении этой программы участвуют тринадцать министерств и ведомств США.


Исследования, проведенные Бюджетно-контрольным управлением США (U.S. Government Accountability Office) в 2009 году, показали, что большинство из федеральных, региональных и местных органов пока не предпринимают никаких действий по уменьшению негативных последствий глобального потепления климата. Основными причинами такого отношения к адаптации являются отсутствие данных о возможных последствиях изменений климата для конкретных районов США и недостаточное финансирование мероприятий по минимизации ущерба.


Для более точного представления о таких последствиях в 2010 г. администрация США приняла решение о формировании нового агентства – Климатической службы (Climate Service) в рамках Национального управления по исследованию океана и атмосферы (NOAA).


В новое агентство перешли некоторые отделы Национальной метеорологической службы (National Weather Service), Национальный центр климатических данных (NCDC), а также шесть региональных климатических служб, которые должны исследовать последствия изменения климата для регионов. Получение конкретных данных создаст благоприятную возможность их использования для практического применения на местном уровне и соответствующие условия для противодействия изменению климата и принятию рациональных научно обоснованных политических решений. Для более широкого использования информации, полученной этой Службой, открыт портал NOAA в Интернете, с постоянно обновляемой базой данных по климату. Портал будет представлять новый журнал «Climate Watch» с обсуждением последних результатов климатических исследований, а также целый ряд информационных продуктов и образовательных ресурсов. В ряде штатов начали разработку программ адаптации экономики и населения к будущим изменениям климата, так как принятие своевременных мер существенно смягчит негативные социальные и экономические последствия этих изменений.


В 2009 году Европейская комиссия приняла к исполнению Белую книгу «Адаптация к изменению климата: на пути к европейской программе действий» (Adapting to climate change: Towards a European framework for action), которая предлагает скоординированную программу по смягчению последствий климатических изменений. Хотя программа пока содержит относительно мало конкретных предложений, в дальнейшем она превратится во всеобъемлющую стратегию адаптации на основе более полной и постоянно обновляющейся базы знаний о последствиях изменения климата в регионе. Данная стратегия будет разработана в 2012 году, а ее реализации начнется с 2013 года. Комиссия признала, что в виду разнообразных последствий изменения климата по регионам, большинство мер по реализации стратегии адаптации будут приняты на национальном, региональном или местном уровне. Основными направлениями программы будут сельское хозяйство, здравоохранение и водная политика.


Для осуществления программы была создана Руководящая группа по адаптации к изменениям климата (Impact and Adaptation Steering Group). Ее работу поддерживает ряд технических групп в ключевых секторах экономики: сельском и лесном хозяйстве, водопользовании, энергетике, здравоохранении и др. Комиссия будет регулярно рассматривать ход выполнения поставленных задач с целью их корректировки.


В Китае для борьбы с негативными последствиями изменения климата в 2007 году был создан Национальный комитет по изменению климата, возглавляемый премьер-министром. В состав комитета входят представители Государственного совета, МИДа, Национальной комиссии по развитию и реформам, министерств: науки и технологий, финансов, земли и ресурсов, защиты окружающей среды, транспорта, водных ресурсов, сельского хозяйства, торговли, здравоохранения, развития городских территорий, бюро статистики, академии наук, метеорологической службы, энергетического бюро и управлений: гражданской авиации, лесов, океанов. Одной из основных задач комитета является анализ влияния изменения климата на социально-экономическое развитие и разработка основных стратегий, планов и мер.


Одно из проявлений изменения климата в Китае связано с перераспределением осадков. Последние результаты мониторинга состояния почвы в Китае, показали, что почти половина земли в стране подверглась негативным изменениям, в некоторых районах за последние годы ситуация сильно ухудшилась. По мнению китайских экспертов, причиной этого является деятельность человека и изменение климата, что привело к увеличению числа и площади засух и оказало сильное влияние на состояние растительного покрова земли. Для уменьшения потерь сельскохозяйственных земель осуществляется проект «Зеленая китайская стена», призванный предотвратить расширение пустынь на территории КНР посредством высадки деревьев. Защитный пояс из деревьев, трав и кустарников, будет проходить через 13 провинций, длиной более 4500 км и шириной около 100 км. Деревья будут задерживать движение ветра и песка, а корни — укреплять структуру почвы и препятствовать ее эрозии. Осуществление проекта началось в 70 е годы прошлого столетия, и будет продолжаться до 2050 года. В 12-ой пятилетке (2011-2015 гг.) было принято решение увеличить площадь лесов на 12,5 млн га, а лесистость страны – до 21,66%.


Для увеличения осадков Китай проводит работу по активному воздействию на погоду. С каждым годом объем искусственно вызванных осадков увеличивается примерно на 50 млрд. куб м, а площади, защищаемые от града, - на 500 тыс. кв км. Работы, проведённые в 2006-2009 гг. в истоке трех крупных рек, привели к увеличению осадков на 26 млрд. куб. м и к значительному расширению площади местных озер. В течение 2010 года активные воздействия на погоду проводились на площади свыше 3 млн. кв км.


Многие специалисты отмечают, что уязвимость экономики и общества на протяжении следующих 10-20-ти лет будет определяться социально-экономическими факторами и унаследованными проблемами, а именно удручающей экологической ситуацией и неудовлетворительным состоянием инфраструктуры, нежели изменением климата как таковым. Более теплый климат и обильные осадки в России открывают новые возможности для развития Северного морского пути (увеличение длительности перевозок) и сельского хозяйства (повышение урожайности зерновых). Однако отрицательные проявления изменения климата могут перевесить эффект от положительных.


В России изменения климата оказывают негативное влияние в основном в результате аномальных природных явлений. Немецкая неправительственная организация Germanwatch, определила рейтинг стран по степени уязвимости перед последствиями опасных погодных явлений (Global Climate Risk Index). При составлении индекса учитывался прямой ущерб экономике от стихийных бедствий, оценивалась значимость разрушений и гибель людей. Подводя итоги 2010 года, исследователи вывели Россию на четвертое место по степени риска с 75-го места в 2009 году. Наша страна оказалась единственной из развитых стран в списке наиболее уязвимых к последствиям изменений климата. Как было указано, причиной изменения статуса явилось жаркое лето 2010 года, унесшее более 55 тысяч человеческих жизней. Это абсолютный максимум по сравнению с другими странами. Ущерб от засухи составил 1,5% ВВП.


Этот факт, наряду с другими показывает, что наблюдается тенденция к снижению эффективности адаптации российской экономики и общества к изменениям климата. Как известно, европейская территория России подвергается засухе примерно каждые 25 лет. Поэтому в местах, где наблюдались засухи, в СССР было развернуто широкомасштабное создание лесополос, способствующих накоплению влаги в почве и создающих благоприятный микроклимат для выращивания сельскохозяйственных культур. С начала перестройки национальная система лесовосстановительных работ была практически ликвидирована. За первые 10 лет посадка и посевы лесов сократились в 3 раза. Гибель лесонасаждений намного превышает объем посадки: в 2000 году - в 3 раза, 2005-м - в 5 раз. Посадка и поддержание защитных лесных полос прекратились почти полностью. Лесополосы стали бесхозными и интенсивно вырубаются.


Одновременно с устройством полезащитных лесонасаждений в СССР создавались оросительные системы. Около 4 тысяч водохранилищ объемом 1200 км3 воды позволили улучшить окружающую среду, построить большую систему водных путей, урегулировать сток множества рек, получать огромное количество дешевой электроэнергии, использовать накопленную воду для орошения полей и садов. В 1990 году площадь орошаемых земель в РСФСР составляла 6,2 миллиона гектаров. Степень использования оборудованных для орошения земель в 80-е годы равнялась 95%.


Созданная в 60-70-е годы большая система ирригации и лесопосадок, дававшая засушливым районам достаточное количество воды для орошения и хозяйственных нужд, служила защитой России от засухи. Практически полное разрушение ее привело страну к резкому увеличению риска негативного влияния изменений климата.


В последнее время Правительство России начало уделять внимание вопросам адаптации к изменению климата. Усилиями научно-исследовательских организаций Росгидромета и Российской академии наук в стране создана хорошая научная основа для разработки мер адаптации. В 2008 году был подготовлен первый российский Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, в котором были предложены меры адаптации к прогнозируемым результатам.


В 2009 году Президент РФ утвердил Климатическую доктрину Российской Федерации, в которой содержатся принципиальные элементы, предусматривающие совершенствование системы наблюдений за климатом, оценки климатических рисков и разработку мер адаптации к последствиям изменения климата.


Однако в Российской Федерации пока не существует единой государственной стратегии в области адаптации. Необходимо определить территории, производственные комплексы и группы населения страны, особо уязвимые к климатическим изменениям, а также разработать программные меры по смягчению последствий и адаптации к этим изменениям, включая создание финансовых и институциональных механизмов и технологий снижения климатических рисков.


Для разработки эффективной адаптационной политики в России необходимо разработать систему экономических оценок последствий изменений климата и оценок «затрат и выгод» принимаемых мер. Пока еще очень слаба законодательная база национальной адаптационной стратегии и подобных стратегий на уровне регионов или отдельных отраслей.


Система адаптации должна включать различные административные уровни от федеральных до местных, с учетом региональных природных и социально-экономических особенностей. Для этого необходимо сотрудничество и согласование действий между различными административными уровнями, а также максимальное вовлечение в процесс адаптации всех заинтересованных сторон.