Туманные перспективы газового рынка Украины

Аналитика
Киев пытается использовать политическую ситуацию для оказания максимального давления на "Газпром" и создания предпосылок не исполнять транзитные обязательства

16 июня 2014 года  "Газпром" объявил о переводе поставок на Украину в режим предоплаты из-за неплатежей "Нафтогаза Украины". На тот момент просроченная задолженность украинской компании составляла 4,458 млрд дол. Сейчас Украина может получать российский газ только в оплаченных объемах, фактически закупки российского газа прекращены.

 В Киеве всячески пытаются показать, что ситуация с газоснабжением страны не критическая и предстоящей зимой такой не станет, учитывая накопленный объем в подземных хранилищах – 14,5 млрд кубов, поставки по реверсу из Венгрии и Польши - до 4,5-5 млрд кубов в год, а также реверс из Словакии, который планируется начать с сентября 2014 г.

В подтверждение обоснованности этих планов в Нафтогазе рапортуют о двукратном увеличении в июне реверсных поставок газа из Венгрии и Польши ( 315,8 млн кубов газа в июне по сравнению со 170 млн куб. м в мае из-за роста поставок из Венгрии - с 42,316 млн куб м в мае до 199,725 млн кубометров в июне. Поставки из Польши, несколько сократились с 127,553 млн кубов в мае до 116,122 млн кубометров в июне. Цена поставок оказалась практически такой же, какую предлагал Газпром - около 370 дол. за 1000 куб. м). Что касается надежд на поставки газа из Словакии, то они базируются на уверенности, что украинский рынок очень интересен европейцам и словацкие газотранспортные мощности в направлении Украины будут пользоваться спросом не только по линии Вояны-Ужгород, но и по одному из четырех недозагруженных магистральных газопроводов в пункте Велке Капушаны» (об этом заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев).

В конце июня Кабинет министров Украины  поручил профильным министерствам разработать план действий "по обеспечению стабильного прохождения в Украине отопительного сезона без российского газа". Создан кризисный энергетический штаб, который возглавил В. Гройсман. Его задача - баланс энергетических ресурсов, потребления и расходов, повышение энергоэффективности.

Основное решение проблемы газоснабжения страны в осенне-зимний период власти Украины видят в сокращении потребления примерно на 20%. Прежде всего, планируется значительно снизить потребление газа в коммунальной сфере, где, по словам А. Коболева, потенциал экономии газа составляет около 4 миллиардов кубов газа в год. Ключевыми факторами для экономии потребления газа объявлены повсеместный учет, а также установка приборов регулирования тепла. Кроме того обсуждается вопрос о целесообразности отключения горячего водоснабжения с целью экономии газа.

Отметим, что уже сейчас горячей воды нет более чем в половине жилых домов в украинской столице - Киеве. Киевские власти заявили, что количество домов, отключенных от горячего водоснабжения, будет увеличиваться, поскольку Киев должен сэкономить определенное количество газа для стабильного прохождения отопительного сезона. Из-за сложной ситуации с теплоснабжением Киев сейчас недополучает 1,3 миллиона кубометров газа в день из требуемых 2 миллионов кубометров в день. Киевские власти уже предупредили жителей, что предстоящая зима будет очень сложным периодом и предложили заменять газовые плиты на электрические, закупать электрообогреватели и утеплять дома.

Реализуя указанные планы, антикризисный штаб на первом этапе поставил перед местными властями задачу разработать меры по 10% сокращению потребления газа на предприятиях в период до конца отопительного сезона 2014-2015 годов. Также от региональных властей требуется подготовить список нежилых помещений, которые не используются и могут быть временно отключены от отопления, а также к декабрю установить счетчики на все предприятия, вырабатывающие из газа тепло и электроэнергию, и как минимум в 45% домов и квартир. Если эти меры экономии не сработают, власти готовы на применение более радикальных шагов. 4 июля Верховная Рада в первом чтении приняла закон о реформах в энергетической отрасли, согласно которому власти получили право вводить в энергетике режим чрезвычайного положения, позволяющий отключать от теплоснабжения любые объекты и экспроприировать газ, находящийся в частной собственности. Закон уже вызвал протесты представителей частного бизнеса - предприниматели понимают, что официальный Киев, опасаясь социальных протестов, «по традиции» будет отключать от газа не население, а именно предприятия.

Кроме того, Нафтогаз намерен частично отказаться от государственного субсидирования цен на газ, идущий на теплоснабжение. Предлагается установить единую цену на газ для теплоснабжающих предприятий, привязав ее к средней импортной цене. Принимать решение о том, какую часть цены компенсировать должны будут местные бюджеты. Поскольку у местных властей денег на компенсации нет, подобная мера будет означать резкое повышение размеров коммунальных платежей и рост недовольства населения.

Растущий дефицит как финансовых ресурсов, так и газа вынуждает правительство Украины к неординарным мерам. 31 июля Радой в первом чтении принят правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины», которым предусматривается значительное  увеличение налоговой нагрузки на частные нефтегазодобывающие компании. В частности, предлагается с 1 января 2015 г. увеличить плату за пользование недрами при добыче газа с действующей ставки 15% (для месторождений с глубиной добычи более 5 км) и 28% ( менее 5 км) до 28% и55% соответственно.

Комментируя предлагаемые изменения исполняющий обязанности президента всеукраинской общественной организации Союз участников либерализации газового рынка О.Бакулин, сказал, что в этой ситуации частной добыче проще закрыть скважины и не добывать ничего. Поэтому анонсированные правительством планы получить с частной газодобычи 4,5 млрд грн вряд ли реальны. В то же время Украина может недополучить 1,4 млрд куб м газа – именно такой объем планировали добыть частные газодобытчики в оставшиеся пять месяцев 2014 г.

Оценивая реализуемость указанных планов украинских властей, отметим, что, по расчетам Нафтогаза, запасов газа в газохранилищах при условии сохранения уровня собственной добычи должно хватить на обеспечение жизнедеятельности страны до декабря текущего года. При этом полностью опустошать газохранилища Украина не может, поскольку это может вызвать проблемы с транзитом российского газа в Европу.

После их исчерпания единственным источником газа останутся реверсные поставки и добыча газа государственными компаниями. Но, за их счет Украина не сможет пройти отопительный сезон, на который, по оценкам Нафтогаза, требуется порядка 10 млрд куб м. Объем реверса ограничен как техническими возможностями украинской ГТС, так и контрактными обязательствами европейских компаний, закупающих газ у «Газпрома». Поэтому с начала 2015 г. будет нарастать дефицит газа.

Кроме того, на закупку требуемых объемов газа необходимо порядка 3,7 млрд дол. в текущих «реверсных» ценах. Источников таких средств сейчас у украинского правительства нет. Усугубляет финансовую ситуацию и снижение доходов "Нафтогаза". В первом полугодии на 17% «упали» доходы от транзита российского газа в страны ЕС по сравнению с 1-м полугодием 2013 года до 9,03 млрд гривен (750 млн дол.), в то же время растут долги населения и предприятий за потребленный газ. Демонстрируя решимость бороться с неплательщиками «Нафтогаз» отключил 12 июля газоснабжение 36 компаниям в 12 регионах страны в связи с задолженностью, которая составляет почти 5,7 миллиарда гривен (около 496 млн дол.).

Для снижения расходов на обслуживание ГТС и получения дополнительных средств Киев планирует сдать ее в аренду европейской или американской компании. Соответствующий законопроект был внесен в Раду правительством Украины, но 31 июля  не был ею одобрен. Даже если он будет принят, возникают обоснованные сомнения, что европейские компании проявят интерес и будут платить значительные средства за украинскую трубу и газохранилища - ГТС находится в обветшавшем состоянии и требует значительных инвестиций, а их окупаемость неочевидна. В ГТС может быть заинтересована разве что американская Shell, планирующая добывать сланцевый газ на Украине и поставлять его в Европу. Но эта заинтересованность проявится не ранее, чем через два-три года и в случае, если будут найдены коммерческие запасы газа.

В сложившейся ситуации Нафтогаз, который уже судится с "Газпромом" в арбитражном суде Стокгольма по контракту на поставку газа, готовится оспорить в суде и контракт на транзит российского газа в Европу. Сейчас он предложил "Газпрому" пересмотреть контракт, в частности, перенести пункты сдачи газа на российско-украинскую границу, введя там мониторинг с участием европейских и украинских экспертов, повысить плату за транзит примерно в полтора раза ( в 2013 г. 3,8 дол за 1 тыс. куб. м на 100 км). Кроме того, Киев настаивает на введении в контракт принципа ship-or-pay ("качай или плати"). Сейчас "Газпром" не обязан гарантировать объем прокачки, тогда как у "Нафтогаза" есть обязательства транспортировать ежегодно до 120 млрд куб. м газа.

Предпринимаемые украинской властью в последнее время действия не указывают на намерение возвращать долги за ранее поставленный российский газ и выстраивать с Газпромом рабочие отношения. Киев использует политическую ситуацию для оказания максимального давления на "Газпром" и создания предпосылок не исполнять транзитные обязательства, что указывает на высокую вероятность «несанкционированного отбора газа» Украиной из транзитной трубы в зимний - «пиковый период».