Хуже только в Греции

Мы в СМИ
Новогодний стол станет индикатором экономического благополучия разных стран

Эксперты международной консалтинговой компании Deloitte задались вопросом, на какие новогодние расходы готовы пойти жители различных государств мира. Исследованием были охвачены 14 тыс. человек из 14 стран Европы, а также из ЮАР. Как выяснилось, больше других намерены урезать свои предстоящие расходы на подготовку к традиционным декабрьским и январским праздникам жители Греции и России. Что, по мнению аналитиков, довольно точно отражает глубину кризиса, с которой столкнулись эти страны.

Утешаться мы можем только тем, что грекам на Новый год придется затянуть пояса сильнее, чем россиянам. По данным Deloitte, в Элладе траты на Новый год и Рождество нынче упадут на 8,63%, до 402 евро (из расчета на семью). В России прогнозируется «сжимание» праздничного бюджета на 6,96% – до 217 евро (15,2 тыс. руб­лей по курсу ЦБ на 13 ноября).

Если же посмотреть на всю выборку, то средние траты европейцев на новогодние праздники уменьшатся на 0,28%, составив 513 евро на одну семью. Так что нынешний зимний праздник пройдет по всему континенту под знаком пусть небольшой, но экономии.

Быть более скромными в рождественских торжествах планируют, помимо россиян и греков, также жители Португалии (их траты сократятся на 5,55%) и Италии (на 3,08%). Зато французы, англичане, немцы и испанцы, по подсчетам Deloitte, на стыке 2015 и 2016 годов не прочь, как и в прошлые годы, раскошелиться, несколько увеличив свои расходы.

Лидер в этом «благополучном» списке – Великобритания. Средняя английская семья готовы выложить на подарки и прочие новогодние радости свыше 880 евро. На втором месте – Дания. Жители этой страны потратят 617 евро на семью, французы – 557 евро, немцы – 423.

Как отмечается в отчете компании, в 2014 году российские потребители планировали потратить на новогодние праздники 15,1 тыс. рублей, в 2013 году – 19,2 тыс. рублей. Снижение предстоящих расходов эксперты объясняют в первую очередь макроэкономическими факторами: с начала 2015 года инфляция в России составила 11,3%. По данным различных компаний, связанных с отечественным продовольственным рынком, под новый год ожидается заметное подорожание всех самых «ходовых» продуктов – вина, кондитерских изделий, фруктов. Причем не на доли процента, а по разным сегментам от 15 до 40%. В таких условиях нашим потребителям волей-неволей придется экономить, отмечают эксперты.

Старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Николай Трошин в беседе с «НИ» заметил, что результаты опроса Deloitte красноречиво свидетельствуют о потребительских настроениях в разных странах, включая Россию.

По мнению г-на Трошина, то, что мы оказались в одной компании с Грецией, не должно вызывать никакого удивления. Там кризис, начавшийся в 2008–2009 годах, и не заканчивался, у нас же чуть больше года, как начался. «В условиях спада экономики происходит уменьшение расходов и, соответственно, рост сбережений населения», – отметил эксперт. Ясно, что в этих условиях потребители вынуждены сокращать «необязательные» траты, к которым в общем-то относятся и новогодние подарки – как бы не приятно было побаловать себя и своих близких под бой курантов.

Алексей Голяков

экономика кризис