О некоторых итогах Третьего Пленума ЦК КПК

Аналитика
Новые лидеры Китая намерены избавить экономику от дестабилизирующего её долга

В Пекине 12 ноября 2013 г. завершил свою работу четырехдневный Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Его центральной темой стало обсуждение программы «комплексных реформ», которые должны скорректировать экономическую модель развития Китая и к 2020 г. реформировать его экономическую структуру.

В Коммюнике по результатам работы Пленума отмечается, что КПК взят курс на расширение роли рыночных сил и повышение ответственности государства за разработку и контроль осуществления реформ. Среди направлений реформирования выделены: углубление бюджетной и налоговой реформы, формирование единого рынка земли в городах и сельской местности, создание стабильной системы социального обеспечения, предоставление фермерам и сельхозпредприятиям больше прав по приобретению земли в собственность.

Следует отметить, что статистика, опубликованная перед Пленумом, показала, что, после снижения темпов роста в первой половине 2013 г., экономика КНР стабилизировалась. Так, темпы роста промышленного производства за 10 месяцев превысили 10%. В то же время механизмы роста не изменились. Основным источником роста остались инвестиции (размер последних, однако, не идет ни в какое сравнение с уровнями 2009-2010 гг.), в частности расходы на инфраструктурные проекты. Восстановление объема самих инвестиций шло за счет дальнейшего увеличения кредитования, в результате за первые 8 месяцев 2013 года общий объем непогашенных кредитов увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. и достиг 200% ВВП (более 16 трлн дол).

Рост инвестиций обуславливает дальнейший рост стоимости основных фондов, размер которых уже давно считается избыточным. В пересчете на одного рабочего в Китае он заметно выше, чем в Бразилии, Мексике и России. О недостаточном качестве роста говорит и то, что в первом полугодии половина промышленных предприятий работала с убытком. Так, на грани  рентабельности «балансируют» автопроизводители, производственные мощности которых растут быстрее продаж. Но больше всего проблем в строительном секторе, который «отвечает» примерно за 9% ВВП. Объемы строительства опережают спрос. 

Следует отметить, что в 2013 г. уже был осуществлен ряд важных шагов в приоритетных направлениях Программы. Так, в финансовом секторе: отменена нижняя граница для ставок по кредитам; введены в обращение фьючерсы по облигациям, которые должны оптимизировать управление рисками, связанными с процентной ставкой; упростились правила, связанные с импортом и экспортом золота; в Шанхае «запущена» зона свободной торговли, где планируется отработать либерализацию потоков капитала и конвертацию валют; «квота» для инвесторов QFII увеличена в два раза.

Эти меры помогли стимулировать интерес к рынку оффшорных производных инструментов. Так, рынок опционов на так называемый «оффшорный юань» вырос в 3-5 раз. Растет доля торговых сделок, номинированных в юане, сейчас их число оценивается в 1/6 от всех сделок.  Последнее стимулирует общий рост торговли с участием китайской валюты, оборот которой вышел на девятое место в списке наиболее активных валют мира.

Стабилизировалась взаимосвязь курсов оффшорного юаня  и юаня, обращающегося на материке. Крупные свопы между монетарными властями Гонконга и Народным банком Китая, позволили минимизировать колебания спрэда между этими двумя разновидностями юаня.

«Финансовый мини-кризис» и падение экономической активности прошедшим летом свидетельствуют о том, что трудно одновременно реструктурировать промышленность, проводить реорганизацию финансовой системы и поддерживать стабильные макроэкономические условия. Принятые на Пленуме решения показывают, что новые лидеры Китая - председатель КНР Си Цзиньпин , премьер Госсовета Ли Кэцян понимают это, подчеркивая, что новым приоритетом является стабильность роста, а не высокие темпы роста.

Планируется облегчить доступ частных инвесторов  для инвестирования в государственные предприятия и реализацию новых проектов. Вероятно, будет разрешено приобретение ими весомых долей  - до 10-15% в основном капитале государственных предприятий, что повлечет за собой и участие в принятии решений.

Ранее, на заседании Государственного Совета 27 октября 2013 г., было объявлено о снижении  требований к минимальному уставному капиталу для обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальных предприятий с ограниченной ответственностью и акционерных обществ с ограниченной ответственностью будут унифицированы. Этот шаг направлен на улучшение доступа к кредитным рынкам и поощрение инвестиций в социальную сферу, призван способствовать созданию справедливой и конкурентной рыночной среды, мобилизации социального капитала и стимулировать деятельность малых и микро-предприятий и обеспечить повышение занятости.

Есть все основания полагать, что новые лидеры Китая намерены избавить экономику и от разросшегося и дестабилизирующего ее долга.

В налогово-бюджетной сфере, вероятно, в ближайшее время будут реализованы меры по более равномерному распределению доходов и расходов между центральными и местными органами власти (сейчас органы местного самоуправления получают около половины налоговых и иных поступлений, однако на них приходится более 80% государственных расходов) и расширению использования налога на добавленную стоимость в секторе услуг.

В то же время не оправдались прогнозы ряда известных западных аналитиков, что на Пленуме будут приняты решения по реформе крупных государственных предприятий. Вместо этого, акцент был сделан на косвенных мерах по ограничению полномочий органов власти, либерализации частных и иностранных инвестиций. Ряд экономистов выражают опасения, что в условиях монопольного положения последних планируемые реформы будут иметь лишь ограниченный успех.